01.05.2024

Бюст Ленина, жигули и фитнес: Островский в 2023 году

Как Александр Николаевич Островский ложится на современные реалии

На улице отчаянно валит снег, а в зале театра тепло. Зрителей битком, у многих с собой пакеты, букеты, бутылки, снова подарочные пакеты — и один ствол бамбука с белым бантиком.

В правой кулисе, которую мне отчётливо видно, кто-то шевелится. Я всматриваюсь осторожно: это один из актёров. На секунду он выглядывает из-за шторы, светит ярко-рыжим кудрявым париком, тут же со шкодливой улыбкой прячется обратно. В такие прятки мы играем минуты две — когда наконец звенит третий звонок, а капельдинеры в красной форме закрывают двери, вся сцена погружается во тьму.

Сам А.Н. Островский
Фото: Анастасия Никитина

«Вселенная Островского» в театре эстрады имени Аркадия Райкина на самом деле фантастическая. Выглядит спектакль как переплетение шести отдельных пьес во временных отрезках от девятнадцатого века до наших дней. Интерпретация Стаса Парфёнова, руководство самого Юрия Гальцева. Зритель подсматривает за чужими отношениями, видит привычные сюжеты в неожиданном прочтении и любуется головокружительной сценографией — чего только стоят спускающийся на сцену автомобиль, трёхметровый бюст Ленина и ливень с потолка.

Школьной программы здесь мало: Бальзаминов да «Гроза». Гораздо любопытнее наблюдать за тем, как пьесы распределяются по эпохам, как прерываются одним и тем же диалогом одних и тех же персонажей на краю авансцены, как удачно сочетаются живые песни в исполнении самого Николая Островского (Юрий Гальцев) с видеоматериалами фона и как одни и те же актёры перевоплощаются так удачно, что этого даже не понять сразу.

У Стаса Парфёнова, режиссёра этой фантасмагории, узнаваемый стиль: элементы спектакля яркие, насыщенные, встречаются хронологические скачки и перенос персонажей из одного века в другой — собственно, всё то же происходит и во «Вселенной».

Билеты сюда достать так же сложно, как и в Большой театр. Это удивительный феномен для нынешнего поколения, которое от театра далековато. Объяснить это несложно: три роли в спектакле исполняет популярный импровизатор, ведущий и лицо с обложки уфимской «Собаки» Арсений Попов. Его фанатская база многочисленна, поэтому билеты распродаются за минуты, а количество цветов на поклонах измеряется в килограммах. Однозначный плюс вот какой: параллельно с восхищением любимым актёром фанаты знакомятся с классической литературой. Сюжеты, которые написал Островский, запомнятся, пусть даже и не в деталях, а это уже расширит кругозор.

"Атаман Фадеич" А.Н. Островский
Фото: Анастасия Никитина

Любимая деталь спектакля — разговоры Мужчины и Женщины. И в каждой эпохе они разные, но одинаковые. Сидя на скамеечке и рассуждая, что ну в их время всё было по-другому, пара сначала предстаёт как дворяне, затем как член партии и работница колхоза, а в конце — как граждане после перестройки девяносто первого года. Уже с этого начинается главная юмористическая деталь: диалог у них повторяется из раза в раз с хронологическими изменениями.

— Вот у моей невестки на правой руке — шесть пальцев!

— Да кто ж такую в жёны возьмёт?

— Зато как серп держит!

Многосложные и рельефные персонажи здесь все. Открытием оказался Андрей Зибров. Потап Потапыч, в шапочке, надменный, самоуверенный и хитрый, Фадеич с громоздким крестом и золотыми «забугорными» часами на запястье — оба сердцезамирательные и правдоподобные.

«Гроза», к которой часто не испытывают нежных чувств ещё со школьной скамьи, разрывает сердце в клочья. Слёзы что у Катерины (Алёна Савастова), что у меня, были искренними. От безнадёжности ситуации и душевной боли героини появляется желание выть в полный голос. Не устану упоминать сценографию: с потолка льётся вода, пока в углу сцены плачет Катерина, освещённая алым, и вместе они вызывают тревогу, сочувствие и безграничную тоску.

"Гроза" А.Н. Островский
Фото: Анастасия Никитина

Отдельно скажу про Алёну Кухоткину: переход от девушки-революционера к Кабанихе и затем к Татьяне восхитил меня так, что сначала я даже не узнала её в образе. Вот она строгая, закалённая режимом Марфа Игнатьевна, которая распоряжается и сыном, и невесткой, — а уже в следующей сцене Алёна распускает волосы, надевает платье и колготки в сетку и идёт безудержно кутить с Вакулой. Её разносторонняя личность фонтанирует живостью и необычайной игривостью, от плавных линий и чудесно меняющегося из сцены в сцену образа невозможно оторвать взгляд.

Арсений Попов, знакомый большинству как Ну-Тот-Юморист-С-Телевизора, здесь раскрывается с новой стороны. Ему идёт сцена, идут софиты, он светится лампочкой от того, что делает. Гармоничен в его исполнении Борис — керосиново-опасный, пугающий, самоуверенный до дрожи. Бальзаминов, напротив — воздушный, наивный, гораздо более комичный, чем другие персонажи. Вакула — разрушитель сердец в кожанке и чёрных ботинках, с массивной цепью на шее и молотком в руках, по-животному некомфортный. Сцена убийства в конце вовсе вызывает мурашки по телу. Эти три роли после двенадцатилетнего театрального перерыва казались сложными — но Арсений в них вышел органичным.

"Праздничный сон — до обеда!" А.Н. Островский
Фото: Анастасия Никитина.

Длится спектакль три часа. За это время успеваешь поплакать, похихикать над «маменькой», попереживать за судьбу Гришки и семейные деньги, поудивляться, с лёгкой руки Юрия Николаевича даже попеть. До сих пор эта незатейливая мелодия в голове стоит. А уж когда зал подключается и подпевает, в груди теплеет — надеюсь, что не только у зрителей.

Спектакль с каждой новой сценой кажется то понятным, то сложносочинённым, — но в меру. Нет перегибов, нет неясных моментов, каждая буква, каждая деталь костюма и каждый звуковой эффект логичные и запоминающиеся. «Вселенная» оставляет тёплое и нежное чувство, никто не заставляет воспринимать сюжет конкретным образом и никак больше, никто не предлагает единственно верное видение — потому что его нет. Моментов уязвимости в постановке предостаточно: бегущая в никуда Катерина, спасающаяся от убийственной любви к Борису, коррумпированный милиционер Халкидонский, которого в конце концов засовывают в багажник головой вперёд, несамостоятельный и до боли наивный Бальзаминов, — и актёры, декорации и музыка в этом смотрятся безукоризненно.

Следующие даты показа «Вселенной Островского» — девятнадцатое и двадцатое февраля 2024 года. Если вы хотите увидеть что-то самобытно-живое, многогранное, постановку, которую стоит посетить не один раз и разглядывать её с нескольких сторон, замечая новое, — купите билеты на «Вселенную». И почувствуйте, что времена меняются — а юмор остаётся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *