Миф о ящике Пандоры показывает нам аллегорию последствий, которые могут возникнуть из-за необдуманных действий и любопытства. Суть мифа о Пандоре — в столкновении человека с собственным я. В победе любознательности над здравым смыслом и о последствиях подобной победы. Давай попробуем проследить за трансформацией этого мифа в культуре и общественном сознании.
Как это произошло?
Прометей научил людей ремеслу. И всё у них было. А если чего не было, то они могли это сделать. Зевсу подобное не понравилось и он решил людей “испытать”.
По приказу громовержца боги под предводительством кузнеца Гефеста создали женщину, назвали ее Пандорой, вручили ящик и отправили к людям с наказом -”коробочку не открывать”. Но любопытство оказалось сильнее, и девушка заглянула в сосуд, тем самым обрушив беды и горести на род человеческий.
В начале хочется сказать, что миф о Пандоре достаточно архетипичен, и при желании под модель “ящика всех бед” можно подвести практически что угодно. Начиная с выдворения Адама и Евы из рая и заканчивая кастрюлей испорченного борща, терпеливо ждущего «звездный час» в обесточенном холодильнике.
Поэтому здесь я сужу круг и расскажу о произведениях искусства, прямо или косвенно иллюстрирующих наш миф, его сюжет или посыл.
Классика
При желании несложно найти чистый образ Пандоры в живописи. Например, на картинах художников Джона Уильяма Уотерхауса и Данте Габриэля Россетти. Можно отыскать её среди скульптур Жан-Пьера Корто. Но их интерпретация в большей мере передаёт форму события, тогда как мне куда интереснее искать Пандору среди метафорических подтекстов кино и книг.
Данте Габриэль Россетти «Пандора» 1871
Джона Уильям Уотерхаус. «Пандора» 1898
Жан-Пьер Корто «Пандора» 1819
Под прицелом кинокамеры
Чем, если не отсылкой к ящику Пандоры является фильм Нечто 1982 года. По сюжету Американские полярники приютили милую собачку. Которая оказалась инопланетным монстром, что стремится поглотить мир. Стоит отметить впечатляющие и по сей день эффекты. В том числе и благодаря им мрачная атмосфера картины не отпускает до самого конца.
Нечто 1982
А Терминатор 1984. Фильм, где созданный учеными искусственный интеллект послал к людям убийцу, облаченного в подобие плоти. Робота, высокотехнологичная начинка которого позволила исследователям опередить своё время, тем самым спровоцировав техногенный апокалипсис.
Терминатор 1984
Не безынтересен в этом плане и фильм 2009 года Воды Марса. Сюжет прост. Исследуя ледники красной планеты, ученые пробудили к жизни вирус, обитающий в воде.
Воды Марса 2009
Между строк
Можно отметить, что на структурном уровне прекрасная девушка Пандора и её ящик в литературе существовали всегда. В любом человеческом произведении, где имеют место зачин, кульминация и развязка, есть конфликт. Конфликт ли самим собой, с обществом или природой — неизменно одно — действие либо бездействие, побуждающее нежелательные перемены. В общем то можно было бы сказать, что ящик Пандоры и конфликт есть явления тождественные, да на этом и разойтись, но зачем?
Писатель — фантаст Василий Головачев в своём творчестве не раз поднимал тему прикосновения к неизвестному. В этой связи больше прочих запомнилась мне его книга «Спящий джинн».
Спящий джинн 1987
Сюжет таков. В результате раскопок древнего инопланетного могильника происходит активация богоподобного робота погибшей цивилизации. Обезумевшая за миллиарды лет бездействия машина уничтожает мир.
А завершает мою небольшую подборку Станислав Лем и его Непобедимый.
“Непобедимый” 1967
Рассказ повествует о том, как преисполнившиеся в познании вселенной люди исследуют отдаленные уголки космоса. Фантаст показывает нам общество, чьи знания велики, а технологии сколь фантастичны, столь и безотказны. Но вдруг на планете Регис 3 исчезает боевой звездолёт. А его поиски сталкивают практически всемогущее человечество с силой, которую невозможно победить.