28.04.2024

Зверь из Северной столицы

Северная Венеция, которая на самом деле проектировалась с оглядкой на Амстердам, обладает одной замечательной особенностью. Когда невообразимые архитектурные изыски центральных районов начинают душить серостью и желтизной, тебе есть куда сбежать. Кронштадт, Репино, Пушкин, Канонерский остров… Всего час потряхивания в общественном транспорте, и ощущение, будто перенесся на другой конец света. Каждый вдох оседает в горле морозной мятой, чувство свободы не покидает, а впереди ждут новые, неизведанные просторы. Одно из таких мест — Лисий нос. Настала пора с ним познакомиться.

В старших классах за счет нескольких удачно написанных олимпиад мне удалось попасть в образовательный центр «Интеллект». Часть программы прошла в ковидный год, поэтому на очные сессии я приезжала  всего трижды, остальное обучение было в дистанционном формате. Вряд ли когда-нибудь забудутся то время, те люди и царящая там атмосфера домашнего тепла. Центр становился  по-настоящему чудесным для каждого обитателя во многом благодаря Лисьему Носу, небольшому поселку на берегу Финского залива населением чуть больше шести тысяч человек. В последний, четвёртый раз, я и ещё несколько ребят ехали до одноименной станции уже не в статусе учеников. Колёса электропоезда уносили всё дальше от Финляндского вокзала, к тем, кто остался после нас — «малышам», на чьем Творческом вечере мы были приглашенными гостями. Конец марта, повсюду снег, а холодные потоки воздуха перемежаются с яркими лучами солнца. Мы приехали на три часа раньше нужного и решили устроить небольшую экскурсию по памятным местам.

Главная площадь 

Первой в посёлке нас встречает типичная железнодорожная платформа, даже немного заброшенная и малость пустынная: ни касс, ни людей практически нет, что совсем не удивительно — круглый год здесь мало кто живет, а дачный сезон ещё не настал. Дальше узкая тропинка и небольшой пешеходный тоннель, а сразу за ним – главная площадь. Для меня всегда было странно, что центр населенного пункта расположили прямо на въезде, но кажется, вся туристическая жизнь протекает именно на этом пятачке. Здание с несколькими магазинами, банк, самый большой продуктовый из имеющихся. Через несколько домов стоит единственный на всю округу мотель «Лисья Нора» и рядом придорожное кафе. Когда мы с Лизой, моей одноклассницей, приехали сюда впервые на «регион по общаге», то остановились именно в «Норе», и, пожалуй, это была самая уютная гостиница из всех, в которых мне довелось побывать.

В голове вспыхивают образы двухлетней давности: Лизочка И., такая форма имени давно к ней приклеилась, рассказывает, что ребята из «Интеллекта» называют себя лисятами. «Что за бред! Это то ли секта, то ли детский сад — пионерлагерь «Ромашка». Ни за что не стану так делать!» После первой же сессии она нареклась истинным лисёнком, чем очень гордится, и я, кстати, тоже. 

На пересечении стратегически важных объектов находится высокохудожественно залитое бетоном пространство: небольшая деревянная сцена, новогодняя ёлка внушительных размеров (интересно, летом она тоже там?!) и, куда же без него, парапет с памятником «Дорога Мужества». Мы идём и улыбаемся представленной картине, ведь именно с неё всегда начинается наша сказка…

Кинотеатр «Чайка»

Следующие минут десять прогулочного шага проходят за разглядыванием частных домов, выстроившихся неровным заборчиком по обеим сторонам улицы. Колорит Лисьего во многом складывается из них – удивительного смешения эпох и классов. Здесь гармонично соседствуют элитные дачи, часть из которых может успешно претендовать на звание загородной резиденции очередной важной шишки, и совсем ветхие деревянные домики с резными ставнями, точно из передачи «В гостях у сказки». Там же можно встретить несколько сталинских построек. У одной мы остановились. 

Заброшенный советский кинотеатр «Чайка». Его величество Гугл пишет, что это дом с привидениями. Мы не раз отодвигали металлические листы, которыми забаррикадировали все входы – хотели посмотреть, что скрывают эти стены. Итак, ответственно заявляю, никаких летающих духов там не водится: аура чистая, энергетика светлая. Максимум, кого можно встретить – бездомного, оставшегося погреться. Но заходить внутрь здания не рекомендую. Крыша провалена, как после пожара, вокруг пыль и строительный мусор, а ступени настолько хлипкие, что вот-вот обвалятся. Лучше приглядеться к фасаду некогда досугового центра. Двухэтажное здание тепло-бежевого оттенка с белоснежными колоннами и фронтоном немало претерпело за семьдесят лет. Множество красивых рисунков, граффити и философских изречений, оставленных на его крыльце, я причисляю к культурному коду этого места. Если тщательно поискать, удастся обнаружить и наши автографы с того дня, оставленные кислотно-розовым маркером.

Особо примечательной деталью, как бы странно это ни звучало, мне кажутся мусорные баки, расположенные поодаль. Дело в том, что они переполнены жестяными банками из-под сидра марки «Мистер Лис». Безусловно, наша лепта в это безобразие тоже внесена. Символично для поселка с названием «Лисий Нос», что скажете?

Финский залив

Наконец, мы добрались до самой живописной точки, если выражаться образно, до самого кончика «Носа». Берег Финского залива прекрасен и отлично различим, несмотря на снег по колено. Подойти к самой кромке воды – та ещё задача. Пространство разделено на несколько горизонтальных слоев. Сначала пешеходная часть: аккуратные дорожки, лавочки, солнечные часы, центром которых является каменная стрелка, устремленная прямо в небо. Вторым слоем идёт песчаный пляж. Естественно, желание разложить шезлонги и позагорать было неосуществимым, но снежные ангелы принесли не меньше веселья. Последним препятствием к водной глади, всё ещё затянутой прочной ледяной корой, стала крепость из огромных валунов, которая раскинулась по всему периметру. Но мы, отчаянные скалолазы, преодолели каменный барьер без особых усилий. Теперь только Финский залив, далекий горизонт и яркое солнце, все ближе спускающееся к воде. 

Прощание

Поздно вечером, ближе часам к десяти, мы, крепко обняв всех лисят на прощание, вышли из родного «Интеллекта» и двинулись в сторону железнодорожной станции. По дороге были традиционные песни «ДДТ» и «Дайте Танк!», душевные разговоры в пустом вагоне электрички и ночные посиделки в Макдоналдсе (в те далекие времена общепит назывался именно так) на втором этаже Финляндского вокзала. Эйфория от путешествия в любимое место смешалась со светлой грустью, а посёлок со звериным названием остаётся одним из наиболее значимых мест Северной столицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *