02.05.2024

«Здание показывает историю»: смерть киноТЕАТРОВ

О лекции Александра Кизика «Всемирная косморама: как менялась архитектура кинотеатров в Петербурге»

Этого момента ждут многие… Пятница. Сокращённый день. Еда и конечно же любимый фильм. Сейчас мы берём пульт или мышку компьютера, заходим на сайт и смотрим кино. Причём это можно делать на чем и где угодно. Телевизор, ноутбук, планшет, телефон. А любители создать атмосферу используют проектор для просмотра кинокартин с погружением. Но еще пару лет назад  было очень желанно пойти в кинотеатр. На данный момент это точка, которая стоит в любом торговом центре. Однако, так было не всегда. А с чего вообще началась идея кинотеатров? И как могу быть связаны КИНО и ТЕАТР? И лекция «Всемирная косморама: как менялась архитектура кинотеатров в Петербурге» поможет найти ответы на вопросы.

Пространство получений знаний

Конец ноября. Метель. Юный журналист спешит на лекцию в библиотеку роста и карьеры на Фрунзенской. Я сижу одна и чувствуется тот самый запах книг, которые как будто только что напечатали на станке. Люди потихоньку стекаются, как вдруг…

-Валь, не запускай никого пока! Еще 5 минут!

Атмосфера очень близких дружественных отношений между работниками. Несмотря на современный вид библиотеки, люди будто из СССР.

Приходит спикер.

-Раз, два, три. Три, два, раз. — Проверка микрофона прошла успешно.

Я вхожу и в глаза бросаются стулья желтого цвета. Хорошо, что хоть стояли ровно рядами, иначе мой внутренний перфекционист бы лопнул. Дальше заходят дамы средних лет, и возникает чувство, что что-то будет не так. Я не ошиблась…

-Ждем пару минут, у нас еще 2 человека. Замело, может сугробы мешают.

И сзади бормотание: «Мда… Мы вообще на самолете прилетели сюда и все нормально. Ха».

Стоит заметить, что на мероприятии присутствовало старшее поколение и молодежь. Это было понятно из листочка, который пустили для заполнения отчетности. Тогда я этому не предала значение, но с каждым разом становилось все сложнее сдерживать себя. Но обо всем по порядку….

Тут спикер благодарит за наш приход и начинает рассказ. Кстати, кто он? Александр Кизик – инженер, краевед, гид и лектор просветительской компании «Петербург глазами инженера».

В начале Александр извинился за то, что может называть лекцию «экскурсией», потому что второго в его жизни больше. Но, я не увидела в этом что-то страшного, ведь лекция  — это своеобразная экскурсия с фото потоком, без возможности потрогать предметы. Название зацепило внимание.

Название лекции не просто так

Напомню название лекции — «Всемирная косморама: как менялась архитектура кинотеатров в Петербурге».  И это название Александр выбрал не случайно. Дело в том, что есть связь между архитектурой и кино. Первое-это форма, а второе – картинки.

В 19 веке была профессия раешника, который ходил с райком и зазывал к себе посетителей. Раек – это своеобразная коробочка, маленький домик или архитектурная форма, куда могли заглянуть люди и смотреть на картинки. Своеобразный «древний кинотеатр». Грубо говоря: по копейке с рыла глядели в стекла, раешник передвигает картинки и рассказывает присказки каждому новому нумеру.

Интересное сравнение лектор провел с реальностью. По мнению Кизика, всемирная косморома сейчас у каждого человека в кармане или в руке – это смартфон или телевизор. Всемирная «паутина» интернет и небольшая рамка, в которую мы смотрим. Чем не косморама?

И вот начинается путешествие по некоторым кинотеатрам города…

Первые киносеансы в Петербурге

Первый киносеанс в Петербурге прошел в конце 19 века в саду-театре «Аквариум», где сейчас находится Ленфильм. Это были небольшие картинки братьев Люмьер, которые транслировались во время антракта. Тогда это расценивалось как своеобразный аттракцион, в котором людей нужно было развлечь.

Это было отправной точкой кино. Затем открылся первый кинотеатр «Биограф». Тогда он назывался «зрелище электрического мира». А слова «кинотеатр» еще не существовало, поэтому придумывали кричащие и зазывающие вывески. Первые кинотеатры открывались не в зданиях, а в сараях, шатрах, что говорит о том, что этот «аттракцион» был направлен на низовую культуру, считает Кизик. Все происходило в помещениях наскоро оборудованных — ни о какой пожарной безопасности не задумывались. И было принято громко обсуждать все то, что происходит на картине, щелкать семечки и даже подраться. Хотя сейчас представить такую ситуацию крайне сложно. Приходя на просмотр фильма, современный человек хочет слышать только реплики актеров и наслаждаться просмотром, а не отвлекаться на соседние разговоры.

В Петербурге на Василеостровской был павильон «даже можно сказать сарай», театр «Живая фотография». Часто квартиры в доходных домах превращались в «кинотеатр». Стенки сносились, ставили стулья, прямо в прихожей, брали плату за билеты.

И вот лектор начинает рассказывать о кинотеатрах для публики высокого статуса на Невском проспекте. В 1908 году был построен кинотеатр «Мулен Руж» в соответствующем  стиле начала 20 века – модерн.

Коммерция и кинотеатр

Еще один кинотеатр «Кристалл Палас», здание которого было оборудовано во дворе. Можно заметить, что до сих пор идет архитектурный поиск для построения кинотеатра. Сначала раек, потом сараи, еще позже квартиры и вот специальный кинотеатр. В какой-то мере это делалось больше для привлечения инвестиций в свой «аттракцион». Однако пока строить крупные здания предприниматели не планируют.

Они только входят недоверчиво в это развлечение и пытаются разместить кинотеатры в передвигающихся объектах. Например, на пароходе. Лектор не нашел фотографии таких кинотеатров в Петербурге, но привел в пример плавучий театр «Наяда» на Волге. Он сильно дымил, будто вот вот отчалит, но конечно никуда он не уплывал.

Также была стилизация под вагон. Туда заходили, покупали билет как в поезд, в соответствии с классом, и смотрели кино на стенке купе.

А вообще мнения расходятся по поводу того, какое здание было построено первое с функцией кинотеатра. «Есть версия, сразу скажу, что она не стопроцентная, что это кинотеатр «Скутари», и он находился не в центре города».

Катастрофа

И вот случается катастрофа. Ситуация, которая изменила отношение к открытию пространств для кинопоказа – пожар в селе Бологое в 1911 году. Была ярмарка, люди смотрели кино, и чтобы не проходили безбилетники, здание обколотили со всех сторон, чтобы был 1 вход. Случился пожар. Горели эфирно кислородные горелки, которые быстро воспламенялись. Погибло больше 100 человек и большая часть дети. И после этого случая власти взялись за кинотеатры, и были придуманы некие нормы. Например, нужно было получить официальное разрешение для открытия кинотеатра, нельзя открывать пространство выше 2 этажа и рядом с аптеками.  На этой почве предприниматели стали больше следить за своими аттракционами и соответственно вкладывать больше денег.

Кинотеатры на Невском

Идем дальше по Невскому проспекту «раз он привлекал много внимания». В 1913 году появляется «Паризиана» (связано с Европой, все должно быть модно, красиво, молодёжно).

Еще доходный Дом Глазунова. Ничем не примечателен, но внутри прячется один из самых популярных и любимых кинотеатров, который существует и сейчас — «Родина». А когда-то он назывался «Пикадилли» Так…

— Вы что! Какая РОДИНА?! Это же АВРОРА!

Аудитория из старшего поколения была возмущена…

— Ой, простите, про Родину еще поговорим позже. Аврора, правильно. Извините. Родина, конечно же! Так вот…    

-АВРОРА! — чуть ли не в ухо закричала женщина сзади.

Что касается Пикадиллии-Авроры-Родины то, входная группа сохранилась со стилем неоклассики. Полукруглая, с колонами. Изменилось крыльцо, но кинотеатр продолжат функционировать. Кстати, лестница внутри существует до сих пор, и мы поднимаемся по ней на киносеансы.

1913 год. В журнале «Сине-Фоно» насчитали в Москве 67 кинотеатров.

-Как вы думаете, сколько кинотеатров в Петербурге?

-70?

-Больше

-100

-150

-85

— Так получилось, что ровно в два раза – 134.

-Ваааау…

«Не в сторону Невского проспекта»

На улице Лизы Чайкиной построили кинотеатр «Ассамблея». Это было отдельное небольшое здание в неоклассическом стиле. Ниша с портиками, колоннами. Его много критиковали, потому что он похож на казарму. И сейчас это академия танца Бориса Эйфмана. Много объёма и пустого пространства сохранили. Он выполняет ту же культурную функцию, но немного другую, нежели кинотеатр.

Кинотеатр «Иллюзион». Отдельное здание кинотеатра. Его последние название «Уран» и он до сих пор существует.

— А где это он, почему не упоминаете?

Опять возмущённо сказала женщина сзади…

— Это метро Удельная, извините, забыл написать…

Кинотеатр «Форум». Колонна, арка, объем. Пройдя такие масштабные архитектурные элементы, зрители как бы готовлюсь к кинопроцессу. Это было важно — создать атмосферу.

Кинотеатр «Родина» тоже важен. 1917 год.

— Буквально вот-вот все изменится, но кинотеатр ещё пока думает, что он будет привлекать много людей и будет достаточно успешным.

Также было здание построенное для жилья, и частью был кинотеатр на 1 этаже «Палас». Задача — привлекать пролетариат. Сейчас для входа можно подняться сразу вверх с крыльца. Но, справа и слева есть лестницы вниз. А это был вход в кинотеатр! Сначала можно было зайти вниз, где были кассы и магазины, и только потом пройти в зал. Тоже как вариант коммерции. Вход через сувенирную лавку.

Создание ТЕАТРальности

Фойе – важная часть кинотеатра. Обычно там много зелени, пышные интерьеры. Все это встречает зрителей перед просмотром. Кинотеатр воспринимали как театр, но человеку все равно нужно было показать себя, поговорить. И кино превращалось в аттракцион экзотический. В кинокартинах  показывали другие страны и иногда считалось, что фойе должно соответствовать тому, что происходит на экране. Вот сейчас вам было бы приятно прийти на фильм про звездных героев, а фойе было бы в виде космического корабля? Это явно бы создавало атмосферу.

Пространство фойе кинотеатра «Сплендид-палас»

Сцена. Этот рудимент использовался и до сих пор существует. Чтобы человек воспринимал себя ближе к театру и понимал, что он пришел на некое зрелище, сцену намеренно не убирали. Сейчас сцена в кинотеатре нужна, чтобы туда поднимались режиссёры и критики. Также был занавес, и только потом показывалось кино. Так создавались ощущения действия, магии и интриги.

Балконы. Там были телефоны. Телефон был подключен к одному номеру и всегда был занят. Вот сейчас, наоборот,  просят их выключить, а тогда могли купить дорогой билет на балкон с телефоном. Кинотеатры уже строились, но как мы видим, все равно использовались элементы театра.

Эксперимент «во время чумы»

Случается революция 1917. Новые кинотеатры не строятся. Но, были и интересные проекты.

Например, «проект экспериментального многозального кинотеатра» архитектора Петра Розенблюма. Он придумал восьми зальный кинотеатр в виде звезды для 3200 человек, пытаясь уйти от ожидания сеанса. 4 входа, где стрелочки и 4 выхода. Идея в том, что человек не должен ждать свой киносеанс долго (около 12 минут) В любое время он сразу попадет в кино и выбирает свое место.

Также он рисовал эскизы будущего строения и писал в записках «Труд сей посвящаю вождю народа».

Проект не был осуществлён, хотя было все рассчитано. И это шаг в сторону многозальных кинотеатров, которых в современности штук 10 на район.

Ленинград ДО и ПОСЛЕ войны

Дворец кино «Выборгский». В 20-х годах в архитектуре главенствовал конструктивизм, игра объёмов, много пространства и формы, мало украшений. ДК разработали в 1933 году как переход от конструктивизма к неоклассике, именно поэтому проект был отправлен на доработку. Остался план кинотеатра на 1400 мест. Но, когда Выборгский дорабатывали, архитекторы его особо не изменили: они сохранили объемы, добавили элементы монументальности (13 колон). Добавили 56 барельефов, которые рассказывают про кино 30-х годов. То есть каждый барельеф — это кадр из реального фильма 30-х годов. Например, Трактористы, Чапаев.

Внутри все выглядело сдержанно. Были балконы на 2 этаже, как в театре. Неудобство лишь в том, что зал был неудачной формы – квадратной. Когда люди смотрели кино, не всем было видно экран, поскольку сиденья без подъёма. «Его критиковали, но здесь был важен масштаб и форма», — комментирует Кизик.

Конец 30-х годов. Многозальный кинотеатр «Москва» в Ленинграде. «Есть в этом какая-то ирония» — 3 зала по 400 человек, и схема, считает лектор, похожа на Розенблюма. Архитектор Лазарь Хидекель — основоположник супрематизма в архитектуре и он пытался внедрить эту историю в здание. Но, к тому времени, все уже забыли про авангард, конструктивизм и поэтому использовались формы неоклассики. Портик с горельефом наверху, где изображены реальные жители Ленинграда: художники, балерины и плавно перетекает в современные профессии фотографа и оператора. Также была идея показывать 1 кино в 3 залах с небольшим интервалом для опаздунов.

После войны здания строились в неоклассике, при этом важна была монументальность. По этому принципу встраивали кинотеатры в здания.

Гигело в 1965 перестраивает здание церкви Анненкирхе под кинотеатр «Спартак». Там показывали кино из специальных фондов, иностранное. Но, в отличие от дворца «Выборгского» в зале есть небольшой наклон, все хорошо было видно.

Кинотеатр – «Мир». Нужно пройти через дом, чтобы оказаться внутри двора и попасть в кинотеатр. Причем заходили с одной стороны, а выходили сзади. Колона, медальоны, гирлянды – все было связано с классическими формами. В газетах публиковали фотографии зала.

Кинотеатр «Дружба» расположили на 1 этаже жилого здания. Сейчас например, на первых этажах строятся магазины, фитнес центры, булочные, но когда-то был и кинотеатр. Сегодня навряд ли бизнесмен захочет вложиться в это дело.

Интересный Киноцентр «Ленинград». Изначально он строился, как императорский выставочный зал, но его переоборудовали в панорамный кинотеатр. 3 проектора на изогнутый экран светили изображение, чтобы зритель как бы соприкасался с искусством.

Типовые проекты

 «Кинотеатр «Чайка. Это здание стоит в Лисьем носе, носу  извините»

-Носе… Носу…кошмар… — Опять слышится голос сзади…

Один из масштабных типовых проектов – это 6 кинотеатров, которые навязали ленинградцам москвичи. Образцом стал кинотеатр в Москве «Прогресс».

В рамках проекта построили кинотеатры «Юность» и «Спутник», которые критиковали за их странную форму и глухой объем. «Уникальность и одновременно форма кинотеатров» в том, что здание никак не украшено, не удобно с точки зрения просмотра фильма. Зал на 2 этаже, маленькое фойе, из-за которого образовывались очереди из людей. Уже нарастала беда, но было запланировано еще 4 кинотеатра.

«Выборгский» сейчас ЖК. «Зенит» — элитный жилой дом.  А «ВЕСНА» обратилась в магазин, но с оставшимися элементами кинотеатра. Лектор надеется, что к нему вернется внимание власти, и кинотеатр по другому будет переосмыслен, ведь «здание показывает историю».

Кинотеатр «Космонавт». Тут появился козырек вокруг здания, большое стеклянное фойе. Также внимания заслуживает пано с темой космоса. Оно сделано в уникальной технологии из графита: это когда счищается верхний слой и выступает нижний. Это единственное здание из 6, которое было построено в историческом центре, то есть встроено в уже существующую архитектуру.

Еще типовой проект, который до сих пор будоражит умы архитекторов и краеведов. Кинотеатр, который повторили 14 раз. В начале 60-х годов придуман в Ленинграде, где над ним работала группа архитекторов под руководством Виктора Белова. Кинотеатры:

— 1965 год – «Нарвский»

— 1966 год —  «Ладога»

— 1967 – «Слава»

— 1968 «Максим», «Современник», «Прибой»

— 1969 «Планета», «Невский»

— 1970 «Комсомольский», «Меридиан», «Охта»

-1971 «Руслан» (единственный в Пушкине)

-1973 «Прометей», «Рубеж»

За 8 лет появилось 14 кинотеатров. Особенность в том, что это «максимально функциональные однозальные кинотеатры» Необычное стеклянное фойе, которое как бы отчуждает пространство улицы от культуры. Это «маленькая домината отдельно строящегося района». Внутри – форма трапеции, открытая к улице с фойе, которая как бы встречает зрителей.

историю

Некоторые кинотеатры превращены в фитнес залы

— Это неплохо они держат форму. В смысле архитектурную, – комментирует Александр Кизик.

*в зале немного смеха*

В 70-е годы был еще самолет. ЛИ-2  в Таврическом саду с сеансом полета.

«Потом он куда-то улетел этот кинотеатр. Но есть версия, что в экспозиции музея «Дорога жизни» там примерно такой же самолетик и есть версия, что это тот же самый самолет».

Современность

Последний отголосок советского периода –  кинотеатр «РУСЬ». По словам лектора строительство было сложным: начали в 1990 и закончили в 2011 году.

В наше время новые кинотеатры это:

Это торгово-развлекательные комплексы. Кинотеатры встроены в другой контекст, связанный с процессом  потребления.

Вопрос: «Умерла ли архитектура кинотеатров?» остался висеть в воздухе. Смех в зале ответил сам на этот вопрос, без лишних слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *