01.05.2024

«Разбейте его об ракеты»: экстремальный поход по военной заброшке

Практически всегда поход (в типичном его представлении для урбантрипа*), куда-либо по подземелью или на военку, в шахты или на завод, имеет цель исследовать чего-то новое, где не был ты никогда, и давно не ступала нога вообще человека. Однако в этот раз что-то пошло не так.

по военной заброшке

*

Урбантрип (тот же Сталкинг) — это такое направление экстремального туризма, основная задача которого — найти и пробраться на заброшенную территорию города, поселки, индустриальные территории) или здание (жилые дома, больницы и т.д.). Это увлечение (а скорее и вид туризма) появилось очень давно, но основой всего этого стала книга братьев Стругатских «Пикник на обочине». (Источник: freenotess)

Несмотря на то, что ранее это место мы не посещали, нам на 90 процентов было заведомо известно, что ожидает впереди, и что мы там увидим. Поэтому сам поход нёс не сколько характер исследовательский с привкусом первооткрывательства, сколько желание запечатлеть его своими глазами, навестить напоследок, сохранив собственные воспоминания о нем. Это чувство сравнимо с желанием навестить родственника или близкого друга, зная о его неминуемой участи в ближайшее время. Ты знаешь, что это ничего не изменит, карта не ляжет иначе, но желание побыть рядом тянет тебя туда.

Если уничтожить все бомбы ракеты и отлить из них плуги,

Можно засеять планету зеленью жизни и красоты

И растить наших детей в океане диких трав,

Чтоб не знали они страшных войн и химических отрав.

ПроРок Санбой

История военных баз

Теперь предлагаю ненадолго отойти от эмоций, отправившись в сторону краеведения. Для более полного понимания картины, стоит прояснить, что южная, то есть центральная часть Баку (не считая некоторых поселков, административно входящих в него) находится на берегу Бакинской бухты. Границы бухты принято определять относительно двух географических точек: Мыса Баил с поселком Баилов с запада, и Мыса Султан с поселком Зых с востока, о котором сегодня речь и пойдет. Исторически сложилось, что обе эти точки стали своего рода базами для военно-морского флота. Так, на территории Баиловской косы первый городок с базой военного флота был создан еще в конце 1800-ых годов. А позже, в советское время, там находился штаб Краснознаменной Каспийской Флотилии.

Позже и вокруг Мыса Султан был создан военный городок с многочисленными воинскими частями, включая морскую пехоту, а также 2-ух военных училищ. Однако ничто не вечно, и военному городку на Баиловской косе суждено было исчезнуть. Так, с середины нулевых Бакинскую бухту начали очищать от всего промышленного, включая главный порт, Баиловскую тюрьму, где когда-то сидел Сталин, а также военно-морскую базу.

Постепенно территорию городка сравняли с землей, а на месте штаба ККФ и подземного ЗКП были построены современные объекты, исторический район сравняли с землей. Султанскому мысу повезло чуть больше, благодаря его отдаленности от центра города, такая участь только ожидает его в будущем. Жители поселка Зых, а также власти говорят о скором расширении приморского бульвара до самого Мыса, а новостники писали о возможной постройке на его территории трека для Формулы-1.

Поход начинается

Решено было не задерживаться, и поскольку сейчас у нас наибольшее количество времени, а в будущее заглядывать мы не умеем, нужно действовать.

Когда подъезжаешь к территории военного городка, в глаза сразу бросается большое количество людей в различной военной форме: курсанты, срочники и прочие пиксельные личности. Сам арсенал располагается внутри довольно высокого естественного холма, на территории военной части, полностью окруженной забором из намотанной в человеческий рост колючей проволоки не первой свежести. Кратчайший путь до входа в арсенал находится с восточной части периметра, которая располагается прямо напротив военного института, через дорогу, поэтому было решено проходить территорию через военной городок. Пройдя через людные улицы, наполненные местными жителями, мы оказываемся на грунтовой дороге, за старым шлагбаумом. Впереди море и постройки, освещенный прожекторами, направо — огромные холмы, которые при отсутствии света выглядят зловеще. При первой попытке пройти через заросли высокого тростника, падаю вниз в неожиданный, но небольшой обрыв, и попадаю в болото. Возвращаемся назад.

Мы на месте

Мы сидим у дороги, сзади нас в 10-ти метрах по лесополосе колючка, а за ней в 100 метрах вход в арсенал. Дождавшись, пока проедет последняя машин,а и дорога опустеет, мы стремительно ныряем в сторону сосен и, протиснувшись сквозь колючку, бежим оставшееся расстояние до арсенала. Мы на месте.

 
Мы стоим у входа 1Б. Поворот налево ведет нас по тоннелю, окрашенному словно подъезд хрущевки, до больших деревянных ворот. За ними идут две небольшие комнаты, через дырки в бетонных стенах которых попадает совсем немного света из окон военного училища. Светиться там мы не стали, поскольку дальше находится выход 1А, смотрящая прямо на действующее КПП. Для дальнейшего понимания структуры объекта я накалякал на бумаге А4 его план.

 
Вернувшись назад к месту входа, мы не сворачиваем налево, как в прошлый раз, а идем прямо и попадаем в небольшой тамбур, с металлическим дверным каркасом, вероятно от гермодвери.

 
В сети информации об объекте крайне мало, единственное упоминание о нем говорит о том, что наше предположения по поводу его назначения были угаданы верно, а также то, что он был построен до 1959-ого года, хотя внешним видом совсем не похож на такого старика.

На Зых в Баку Соломон Анатольевич приехал с семьей из Северодвинска в апреле 1959 г. Был назначен командиром военной части, что располагалась на берегу Каспийского моря в военном городке по улице Нахимова и имела в своём ведомстве большой арсенал (подземные склады) с боеприпасами. (из форума жителей военного городка на Зыхе)

Заброшенным же объект, судя по спутниковым снимкам, оказался примерно после 2015-ого года, когда его входы были откопаны и их стало гораздо легче заметить с тех же снимков.

Исследуем объект

Топаем дальше. Пройдя через остатки гермоворот, получаем удар холодного подвального воздуха с запахом сырости прямо в лицо. Перед нами открывается главная штольня, порядка 4 метров в высоту и ширину, протянувшаяся на расстояние около 160 метров вперед. На потолке видны следы от когда-то располагавшихся там труб и проводов. Разломанный пол по центру говорит о том, что рельсы, которые совсем недавно еще протягивались по всей длине штольни, были успешно украдены военными и сданы в ближайшую приемку. Двигаем дальше.

 
По всей протяженности основной штольни, в шахматном порядке расположены комнаты — всего мы насчитали 15 таких. На самом деле, своей однотипностью они начинают пугать, большая часть этих комнат представляют собой полностью пустые коробки, некоторые даже без дверей. Однако сохранившиеся двери довольно интересны: они деревянные и решетчатые, со ставнями, которые изнутри закрывают решетки, дабы ничего не было видно. Внешне они довольно сильно похожи на камеры музея-тюрьмы на Заячьем острове в Петербурге.

 
Пройдя до конца тоннеля, мы упираемся в деревянные ворота. Они практически идентичны дверям, ведущими в комнаты, однако имеют другую форму.

 
За дверьми находится конечная точка. Развилка, ведущая к выходам 2А и 2Б. Пол здесь уже сильно потрескавшийся, а с улицы доносится жаркий и влажный воздух, привычный для Баку в июле.

На выход

 Разворачиваемся и двигаемся обратно, сделав еще один общий кадр напоследок. К слову, по причине отсутствия качественного фонаря, которые я то топил, но терял непонятно где, нам приходится прибегать к различным ухищрениям, которые наверное правильнее было бы назвать извращениями с двумя телефонами, налобником и велосипедным фонарем (керосинку в этот раз мы решили оставить дома).

 
Отчет получился небольшим, но думаю, место заслуживает того, чтобы оно сохранилось, если не в жизни, то хотя бы в этом отчете. Мы снова перелезаем колючку и удаляемся, как можно дальше от всевозможных лиц, причастных к армии.

На этом все. Всем добра!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *