28.04.2024

СОПРЯЖЕНИЕ ФОРМ: выставка для сторис

3 декабря Центральный выставочный зал «Манеж» завершил выставку «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», которая длилась два месяца. Рассказываем, почему это не самая удачная выставка «Манежа». 

Диалог на выставке: —  О, это динозавр! —  Нет, это Дикобраз, неуч.

«Сопряжение форм» стала продолжением проекта 2021 года «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». В обоих случаях куратором выступила Елизавета Павлычева, заведующая выставочным отделом «Манеж». Выставку двухлетней давности посвятили скульптуре XVIII-начала ХХ веков.

«В основе проекта лежит масштабное научное исследование, которое продлилось более двух лет, и цель его заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII — начала XX веков», — Елизавета Павлычева о выставке 2021 года.

Концепция выставки «(Не)подвижность» нашла себе на театральных подмостках, и объединила два вида изящных искусств — скульптуру и театр. По задумке авторов экспонаты должны были превратиться в главных героев «большой постановки», а посетитель в пытливого зрителя, которому мало только действа на сцене. Один зал стал «Гримёркой», в которой повесили зеркала, а гипсовые и мраморные бюсты «смотрелись» в них, словно актеры, готовящиеся к выходу. 

По прошествии нескольких лет, сложно сказать, получилось ли организаторам создать атмосферу «императорских театров» в залах «Манежа». 3D-тур по выставке уже не доступен, поэтому обратимся к отзывам:

«… Уникальность проекта состоит в том, что в славной компании организаторов выставки, наряду с крупнейшими российскими музеями, мы видим Мариинский театр. Причём, он участвует в проекте на самых что ни наесть первых ролях, формируя и, я бы сказал, единую цельную концепцию этого великолепного зрелища. … Не успев приблизиться к первым экспонатам, мы попадаем под воздействие льющейся откуда-то с высоты музыки. … Устроители выставки сочли ненужным нагружать экспозицию какими-либо дополнительными материалами, кроме названий скульптур и сведений об их авторах. … Зритель должен самостоятельно определить взаимосвязь скульптурных композиций с фрагментами опер и на этой основе сгенерировать собственные эмоции. Идея мне кажется удачной. По крайней мере, атмосфера, вызываемая звучанием фрагментов опер, удачно дополняет впечатление от увиденного».

Gorgik1, 25.04.2021 / «Отзовик»  https://otzovik. com/review_11838499.html

«… Это просто экстраординарная выставка, на которой замечательные, очень хорошие экспонаты — показаны так плохо, что от огорчения и раздражения меня начало трясти. Я не видела никогда настолько плохой выставки. Речь идет именно об экспонировании, от которого мне стало физически плохо. … Создатели выставки — еще и адепты модного ныне музейного поветрия, что этикетки — это тлен, прах, и не надо зрителя отвлекать названиями работ и фамилиями авторов. Этикетки с текстами висят далеко. Очень далеко. На расстоянии 3-5 метров, например. Или на другом конце лестницы высотой в несколько метров. … Есть очень эффектный, яркий свет. На фотографиях смотрится замечательно, безусловно. Однако скульптуры в подробностях рассмотреть невозможно! Сделана эта „эффектность“ для зрителя, который смотрит на вещь 1 секунду. Многие скульптуры стоят попросту в темноте, целиком. При этом на этикетку на стене (в 3 метрах от нее) направлен яркий прожектор. … При этом, видна огромная работа по поиску и подбору экспонатов, я оценила этот гигантский труд и очень благодарна за него».

Софья Багдасарова, 25.04.2021 / LiveJournal  https://shakko. ru/1650472.html? page=3&view=comments&ysclid=lpph3aopkd338798100&from=sds

А что же в этом году?

Возвращаясь к закончившейся выставке о скульптуре ХХ века, отметим, что главными организаторами, помимо «Манежа», выступили два музея — «Русский музей» и «Государственная Третьяковская галерея». При этом не все экспонаты, а на выставке было более 300 уникальных произведений скульптуры, предоставлялись фондами и действующими экспозициями этих двух музеев. «Сопряжение форм» вобрала в себя скульптуры из 48 ведущих организаций культуры и науки России и частных собраний. Это важно отметить, потому что, в основе выставки, лежит научное исследование скульптуры. В ХХ веке памятники, барельефы, горельефы изображают не только мифологические сюжеты, императоров, исторических деятелей и воспевают победы — фокус русской скульптуры смещается на жизнь человека, его быт. 

«Сопряжение форм», как уже говорилось, это продолжение выставки «(Не)подвижность». От своей предшественницы она унаследовала главную концепцию, но только с одним «но»: на смену театру пришел кинематограф, а если быть точными — кинохроника. Кадры киноплёнок заменили собой оперные арии из выставки 2021 года, но здесь и начинаются первые проблемы.

«Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике — базовый лейтмотив проекта» — гласит пресс-релиз выставки, но как связанны эти два понятия, сказать сложно. Как объединяются скульптура и киноискусство, помимо одного века создания? Выставка ответ на этот вопрос не даёт, по нескольким причинам. 

Первая причина — кинохроники в залах почти нет. Первых этаж поделили на 8 отдельных выставочных зон, при этом экраны, на которых транслировались бы архивные кадры разместили только на стенах, игнорируя центральную часть экспозиции первого этажа. Экраны больше походили на телевизоры, которые включают хозяйки во время готовки, для фонового шума, чтобы не было скучно одной на кухне. Второму этажу кинохроники досталось и того меньше, два проектора, да лекционный зал. 

Зато, обилие архивных кадров продемонстрировали во входной композиции «Сценарный план». Здесь через проекторы на стены выводили чуть ли не все архивные кадры, которые есть в свободном доступе — здесь и взятие Зимнего дворца из фильма Эйзенштейна, и открытие «Олимпиады-80», и кадры сорок первого года, и августовский путч, и Ленин, и Ельцин. На видео, да и в жизни, это смотрится хорошо, но не несет смысловой нагрузки. Возможно, авторы таким образом анонсировали те события, а которых расскажут дальше, но о большинстве из этих кадров скульптура промолчит.

Вторая причина — даже тот минимальный видеоряд, который использовали, не подходил экспонатам. Возле экранов стояли одна или две скульптуры, но использованная кинохроника не подчёркивала её, а наоборот мешала и перетягивала на себя внимание. Возле памятника Ленину шли вразнобой кадры хроники. Поэтому, когда изначально заявляется «скульптура XX века в документальной хронике» ждёшь, что застывшие в граните, мраморе, гипсе персоны оживут посредством видео, но «магии кино» не происходит.

Визуально выставка больше «сопрягается» с заброшенным домом, потому что постаменты, стены и лестницы обтянули и накрыли тканью светло-бежевого оттенка. Создавалось впечатление, что жильцы давно покинули этот дом и, следуя хрестоматийному канону, защитили от пыли. Выставка как будто ждала, когда же найдется смельчак, который сорвал эту бежевую ткань и открыл бы интерьеры давно забытого дворца. Или же коробки с кинопленками, о которых забыли организаторы.

Зонирование выставки подчинялось этапам создания киноленты, но названия зон носит больше формальный характер, чем смысловой. Заигрывание с темой «кино» сломало логическую стройность, которую можно было бы получить, если использовать общеупотребимые слова.

Часть выставки под названием «Ракурс» посвятили животным, «Монтаж» — абстрактной скульптуре. Удачные названия тоже отметим: «0+» — сюжеты из мира детства, «18+» — обнажённая скульптура, «Озвучание» — тема музыки в скульптуре. Что интересно, о двух зонах экспозиции «Раскадровка» и «Спецвыпуск» — описания не было ни на сайте, ни в путеводителе. 

В погоне за концепцией, авторы забыли, что в выставлении экспонатов нужна структура. Так в зоне «В главных ролях», где экспонировались модели реализованных и нереализованных памятников, всё смешалось — кони, люди. В начале выставили макет памятника Октябрьской революции, дальше два крестьянина, потом Некрасов из дерева, потом барельеф с восстанием декабристов. Перед барельефом — стоит памятник Пушкину, после Гоголь и гипсовый профиль Горького на финал. Порядок, это пол беды — страшнее, что нигде не указали, что из этого реализованные проекты, а что так и осталось макетом. А ведь это важно знать, потому что как раз из этого посетители смогли бы сделать вывод, кто же действительно в главных ролях.

«Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век»

Продолжая тему информационной наполненности выставки, отметим ещё одну проблему — этикетаж. А точнее, в том, что он отсутствует. Ничего кроме ФИО автора, названия скульптуры и года создания узнать было невозможно. Информационных справок не было и единственным проводником с «фонарём знаний» мог стать экскурсовод, но об этом посетители узнавали уже внутри. Конечно же организаторы предусмотрели аудиогид по выставке, но и тут образовался тупик. Аудиогид работал только через телефон, но большинство людей оставило наушники в гардеробе. В добавок к этому, интернет-соединение через мобильную связь в «Манеже» не везде работает хорошо. 

Выставку оформили в стиле минимализма. Ничего не отвлекает посетителя, нет ярких акцентов, которые бы переманили на себя внимание. Драматичный свет, который помогал играть с тенями и создавать новые смыслы. При внешней красоте, без дополнительной информации, выставка превратилась в «скульптурный тиндер», «быстрые свидания мира искусства». Быстро пробегая по залу у каждой из скульптур, посетители задерживались не больше минуты. Только у заинтересовавших, с которым случился мэтч скульптурами, стояли по две-три минуты. В конце — фото на память об этой встрече. Такой формат не раскрывает глубин «визави», что в нашем случае — минус.

__________

Главные два вопроса, которые возникают после выставки:

Первый — можно ли было убрать элементы кино без потери смысла?

Второй — кто целевая аудитория выставки?

Первый ответ — да. «Сопряжения» не случилось. Надеемся, о скульптуре XXI века расскажут, вспомнив бритву Оккама, которой обрубят интернет и мемы.

Второй ответ — не знаем. Кажется, сами организаторы не ответили на этот вопрос. Вот в основе лежит изучение скульптуры, и театральный свет, и кинохроника. Плюс на плюс даёт плюс, но нашем случае математическая формула такова:

Произведение плюсов = выставка для сторис, памятных фото и новых аватарок, что тоже хорошо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *