27.07.2024

Замок-дворец в Крыму

Есть замки, похожие на дворцы, и дворцы – похожие на замки, но есть дворец, который с одной стороны точно замок, а с другой – точно дворец, но подобная эклектика его совсем не портит. Я говорю о знаменитом Воронцовском дворце на берегу Чёрного моря в городе Алупке.

С Крымом меня связывает множество теплых и приятных воспоминаний. Мы с семьей отправлялись в путешествие по полуострову каждые летние каникулы на протяжение пяти лет подряд и 2021 год стал не исключением.

Крым – уникальное место для отдыха. Для людей, которые предпочитают морские купания, на полуострове полно пляжей: как благоустроенных, так и диких. Для тех, кто любит природу — масса красивейших мест: от водопадов и озер, которые розовеют по весне, до горных хребтов и можжевеловых рощ, а ценителей истории и архитектуры манят изысканные крымские дворцы. Мы с семьей как раз из последней группы, поэтому решили отправиться на экскурсию, и выбор пал на Воронцовский дворец. 

Дворец манит и притягивает к себе неповторимостью, духом эпохи, которая давно ушла, причудливым сочетанием в архитектуре двух разных стилей: строгого «замкового» британского и затейливого мавританского, но, обо всем по порядку…

В выбранный день мы с семьей встали пораньше и отправились на машине  ко дворцу, чтобы успеть на первую экскурсию в 10:00. Его расположение не самое удобное в плане подъезда на машине, но мы нашли место для парковки. После того, как припарковались, я вместе с родителями отправилась покупать билеты. Касса находилась в первом внутреннем дворике, с левой стороны от раскидистого платана. За пару минут до начала экскурсии я стало активно читать об истории замка-дворца в брошюре, которую взяла рядом. 

Ныряем в историю

История замка-дворца началась в 1783 году, когда Екатерина II  высочайшим манифестом присоединила полуостров Крым к России.

В это время русским дворянам, которые желали построить имения в Крыму, стали активно предлагать земли. Одним из первых, кто приобрел себе изрядный кусок, был Феодосий Дмитриевич Ревелиоти, командир Балаклавского греческого батальона. Радость покупки вскоре сменилась разочарованием: чтобы на этой земле что-то выросло, требовалось немало вложений. Нехватка воды на полуострове и жаркий климат не позволяли вырастить что-то стоящее. Для воплощения планов требовались очень большие деньги, и тогда в 1823 году выпал счастливый случай, генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов просит Феодосия Ревелиоти уступить ему этот участок земли. Ревелиоти не стал долго раздумывать, назначил цену, и сделка состоялась, к взаимному удовольствию обеих сторон.

Генерал-губернатору так пришлось по душе это место, что он решает как можно скорее приступить к строительству летней резиденции. 

Экскурсия

За чтением время прошло быстро и вот уже началась наша экскурсия по территории дворца. 

Экскурсовод рассказала, что первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, который построил первый дворец Воронцова в Одессе, и англичанин, любитель неоклассицизма инженер Томас Харрисон. После кончины Харрисона граф вдруг решает остановить строительство и изменить стиль дворца. Нашли тогда и нового зодчего – знаменитого на всю Британию архитектора Эдуарда Блора, который и предложил возвести дворец в английском готическом стиле.

Дворцовый ансамбль должен был органично вписаться в потрясающий прибрежный пейзаж Алупки по велению графа Воронцова и желанию архитектора и «оттенить» красоту этой местности, но не входить в диссонанс с ней.

В 1851 году, дворец окончательно построили, и получилось необыкновенное место, которое совместило в себе два стиля и при этом не потеряло ни собственной индивидуальности, ни особенностей обоих архитектурных направлений. 

Следуя за экскурсоводом мы узнали, что с северной стороны дворца расположился закрытый парадный двор, войти в который можно, пройдя сквозь ворота, в стиле английской поздней готики. Дворец с этой стороны внешне походил на   английский замок. Придавали стенам суровый «оборонительный» вид и пушечные бойницы, на высоте второго этажа по обеим сторонам ворот. Справа входных ворот находилась башня, в стену которой вмонтированы часы. Удивительно, но эти дворцовые часы, кроме того, что придавали законченный вид дворцовому ансамблю, еще до сих пор исправны и точны, «идут в ногу со временем», не убегают вперед и не отстают.

Южная же сторона, обращенная к морю, выполнена в восточном стиле. В этом неповторимость архитектуры дворца: стоит обойти его, и из аристократичного Запада мгновенно переносишься на чарующий изысками Восток. Витиеватые надписи, скульптуры, колонны, такие тонкие и изящные, придают удивительную легкость и воздушность этой половине дворца, купола.

Поражает воображение великолепная лестница, «Львиная терраса», с тремя парами мраморных львов. Эти звери оставляют невообразимое впечатление: вначале «спящие», затем «сидящие» и, наконец, грозно «рычащие». Лестница приводит к центральному порталу, который заканчивается высоким куполом, а под ним надпись на арабском языке, которая повторяется шесть раз, и означает: «Нет победителя, кроме Аллаха!» Восточный колорит дворцу придают и башенки с куполами, очень похожими на купола минаретов, из-за чего все сооружение производит впечатление исключительной воздушности и легкости.

Неповторимость дворца заключается как в архитектуре, так и в парке, который прилегал к дворцу. Он стал продолжением дворцового сооружения и одновременно самостоятельным местом.

Экскурсовод рассказала, что парк заложил в 1824 году специально выписанный из Германии садовник Карл Антонович Кебах, в честь которого у входа в парк висит памятная доска. Планировкой парка и высадкой растений Кебах занимался более четверти века. 

Тогда высадили несметное количество деревьев, причем при посадке учитывался как вид растения, так и внешние особенности: форма кроны, цвет листьев и ствола. Саженцы, которые выписывал немец-садовник, везли со всех сторон света: из Японии, Южной Америки, стран Средиземноморья. За каждым деревом, дабы оно прижилось и пустило корни, Кебах приказал установить специальный уход: работники поддерживали влажность почвы, удобряли её, даже поливали кровью мертвых животных. Нежные теплолюбивые растения на зиму заботливо укрывали.

По сей день здесь растет более двух сотен видов деревьев и кустарников. Некоторые экземпляры, которые растут в парке до сих пор, высадила еще любовная рука садовода-ботаника.

Парк поразил меня больше всего. Своей красотой, масштабностью и разнообразием он словно манил к себе. Тогда мне захотелось запечатлеть каждый уголок этого места на память. Я очень боялась, что не смогу попасть сюда снова и почувствовать такой прилив сил, как в этот самый момент, поэтому сразу принялась за фотографии.

Кроме того, на территории парка располагаются три пруда: Верхний, Лебяжий и Форельный. В Лебяжьем действительно плавают лебеди, для них специально построили домик, в котором они ночуют. Далее, следуя за экскурсоводом, мы узнали, что за прудами четыре поляны: Платановая, Солнечная, Контрастная с гигантским гималайским кедром и ягодным тисом и Каштановая. Этим чудом можно бесконечно восхищаться. Труды Карла Антоновича, талантливого мастера, который тонко чувствовал природную красоту, не прошли даром. 

На этом наша экскурсия тогда подошла к концу, и мы с семьей направились обратно к машине. По дороге обратно в отель я долго думала о месте, в котором только что побывала. 

Воронцовский дворец, парящий над Черным морем в окружении восхитительного парка — настоящая жемчужина Крыма, самая драгоценная из всех, которыми обладает древняя Таврида. Я надеюсь, что спустя время такое замечательное место сохранится, и у меня получится посетить его вновь.

Елизавета Алёхина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *