01.05.2024

Ася Лавринович: «Писательство – это полноценная работа»

Ася Лавринович – одна из самых популярных писательниц в жанре янг-эдалт романов о любви. Она пишет про школу, проблемы подростков и первые чувства. По роману «Загадай любовь» в декабре прошлого года вышел сериал с одноимённым названием. А уже сейчас идёт кастинг для новой экранизации, в основу которой лёг сюжет книги «Нелюбовь сероглазого короля».

В интервью Ася Лавринович поделилась деталями своего писательского пути и особенностями работы, о которых стоит знать молодым авторам.

Ася Лавринович
Источник: https://t.me/asyalavrinovich

— Как вы поняли, что хотите посвятить себя работе писателем?

— В литературу я пришла достаточно неожиданно для себя. Моя работа всегда была связана с текстами: до писательства я была новостником, копирайтером и вела блог. В один момент просто захотелось больше творчества. Так я решила попробовать написать свой первый художественный текст. За первой повестью последовала вторая, за второй – третья. Так и втянулась.

— До сотрудничества с «Эксмо» вы выкладывали свои работы в интернет. Почему для продвижения выбрали именно Wattpad и Litnet?

— На тот момент эти площадки казались мне наиболее подходящими для моей целевой аудитории. На Wattpad много молодых читателей. Litnet нравился своим удобством и понятным функционалом.

— Что стало для вас неожиданностью при начале работы с издательством?

— Стало открытием, что читатели электронных и бумажных книг – две разные аудитории. Да, с приходом в издательство у меня была небольшая узнаваемость в мире Самиздата. Но, когда твои книги выходят на бумаге, приходится заново находить своих читателей.

— У «Эксмо» художественная литература выходит в разных импринтах. Что влияет на то, куда попадёт автор?

— Часто редакторы ищут рукописи под конкретные жанры и серии. Одни редакции больше сосредоточены на фэнтези, другие выпускают сентиментальную прозу и любовные романы. Поэтому, если автор хочет попасть в какой-то конкретный импринт, для начала лучше всего посмотреть, какие серии они уже издают.

— За то время, что вы работаете писателем, как изменился ваш подход к написанию книг?

— Первые книги я сразу писала в чистовиках. Сейчас же мне удобнее набросать черновой текст книги, дать ему «отлежаться», а затем вернуться, чтобы проверить логику и добавить «красивостей». В остальном мой подход не меняется. Все книги пишу по плану в одном темпе – от трех до восьми месяцев.

Источник: https://t.me/asyalavrinovich

— Как вы сейчас организуете рабочий процесс?

— Мне удобнее работать в первой половине дня. Главное, чтобы никто из домашних не мешал. Я не умею работать вне дома. Уйти с ноутбуком в кафе или парк – не моя история. 

— Есть ли у вас «ритуалы», которые помогают в работе?

— Я люблю слушать музыку во время работы. Меня она не отвлекает, а наоборот настраивает на нужный лад. Нередко я потом включаю наиболее «вдохновившие» треки в плейлист к книге.

— Как образование журналиста влияет на вашу работу над книгами?

— На меня повлияло не столько образование, сколько опыт работы в СМИ. Я привыкла работать с текстами. Выдавать определенное количество знаков в день, следовать планам и генерировать идеи.

— Есть ли сейчас у вас какие-то профессиональные страхи?

— Сейчас страхов нет. Я уверена в себе и своих читателях. Я нашла свою аудиторию и пишу для них те истории, которые нравятся мне самой. Из трудностей есть выгорание, которое случается периодами, но я это принимаю как должное и понимаю, что в это время лучше просто отстать от себя и постараться отдохнуть.

— Какой этап работы над рукописью для вас самый сложный?

— Не самый любимый этап работы над книгой – это редактура. Есть такой мем, где Винни-Пух из советского мультфильма проваливается в лужу и больше не появляется… Это про меня и редактуру. Когда я привожу в порядок черновой текст, жизнь вокруг меня останавливается. Я могу сутками безвылазно сидеть за ноутом, «причесывая» главы.

— Вы неоднократно говорили, что продолжите писать романы о школе. Подскажите, как автору определиться с жанром, в котором работать?

— Думаю, здесь все просто. Работать нужно в том жанре, в котором тебе самому интересно. Тогда и будет отклик. Я просто люблю писать о молодых героях, о юности, бунтарстве и первой любви.

— Есть ли у вас советы, как писателю найти свою аудиторию?

— Я могу ориентироваться только на личный опыт. Много писать, быть дисциплинированным, если ты выкладываешь книги в Сеть в формате сериала, «по продам». Важно быть доброжелательным и идти на контакт со своей аудиторией. Уважать свой текст, своих читателей и коллег. 

— С какими стереотипами о работе писателя вы не согласны?

— Некоторые читатели считают, что писатели – богатые, известные люди, которых узнают на улицах. Они думают, что мы сами устанавливаем цены на свои книги в магазинах и мы же отвечаем за то, что цены растут. Другие полагают, что авторы сами доплачивают издательствам, чтобы их взяли в печать. Это не так. Автор получает роялти с каждого проданного экземпляра. Это, в среднем, 8 — 14 процентов с отпускной цены. Отпускная цена – это не та, которую вы видите в магазине. Порой отпускная цена бывает в пять раз ниже той, по которой читатель купил книгу.

Но, наверное, самый распространенный стереотип: автор всегда пишет по вдохновению. Это тоже неправда. На одном вдохновении далеко не уедешь. Писательство – это полноценная работа, на которой нужно трудиться каждый день, не дожидаясь музы.

— Не секрет, что у вас оригинальная аудитория, которая делает видео и арты. Что вы испытали, увидев первое творчество читателей по вашим книгам?

— Я обожаю творчество от читателей! Это всегда очень вдохновляет! Что в начале своего пути, что сейчас – всегда испытываю огромный восторг и благодарность.

Источник: https://t.me/asyalavrinovich

— Как вы считаете, какие книжные тропы сейчас недооценивают?

— Честно сказать, не ориентируюсь в популярных / непопулярных тропах. Те темы, которые сегодня недооценивают, завтра могут рвать топ. Поэтому сама пишу о том, что меня волнует в конкретное время, без оглядки на тренды и антитренды.

— Дайте совет, чего не стоит делать начинающему писателю?

— Зацикливаться на негативе. От него не скрыться ни в одной творческой сфере, ибо творчество всегда субъективно.

Журналист: Анастасия Бурцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *