19.03.2024

Мой северный учитель

В восемнадцать лет жизнь моя начала стремительно меняться. Так сложилось, что со школьным окружением мне не повезло. Я пыталась быть лидером и бороться за какие-то ценности, но сталкивалась с безмолвием, предательствами и агрессией. Пытаться что-то изменить было так же неэффективно, как кидать в стенку горох. Меня сделали неуверенной пессимисткой. Я боялась ошибок и ругала себя за малейшую из них. Замечала только плохое. В итоге вышла в новый мир с грузом желчного прошлого и решила занять наблюдающую позицию – надоело пытаться до кого-то достучаться. Боялась, что в университете столкнусь с теми, кого хочу поскорее забыть. Какова была моя радость, когда эти ожидания не подтвердились. В дождливый первый день осени я познакомилась с человеком, у которого сейчас учусь жить иначе… 

Маша

Маша приехала в Петербург с севера нашей страны. Из небольшого города – Ухты, что находится в Республике Коми. Она очень добрая, чуткая и честная девушка. Окончила школу с золотой медалью. Своим трудолюбием добилась поступления в Петербург. Сейчас она студентка со своими мечтами и планами на жизнь.

Оказавшись рядом за столиком в кафе, мы разговорились, и так завязалось наше общение. Мы стали вместе ходить до университета. Правда в скорости ходьбы мы не сошлись. Я привыкла нестись вперед напролом, а она всегда мне говорит: “Не спеши, медленно идти намного лучше”. Мне было приятно рассказывать ей о Петербурге. Знания, которые когда-то я вычитала в книгах по истории нашего города, мне пригодились.  

Очень запомнилась наша поездка на трамвае. Это было осенью, последние желтые листья еще колыхались на деревьях. Небо было затянуто серым непроглядным полотном. Вокруг знакомые места, на которые мы смотрели через большое окно трамвая. Ничего примечательного. Но не для меня. Я повернулась в сторону Маши и увидела широкую улыбку в окантовке красных губ. Блестящие серо-голубые глаза. Она попеременно смотрела то на небо, то на рельсы, то на парк. Это была ее первая в жизни поездка на трамвае. Ее неподдельная, почти детская радость и впечатлительность умилили меня. Стало даже немного стыдно, что я так не радуюсь простым вещам.  

В другой раз мы шли с журналистских курсов до метро. Она вновь что-то весело рассказывала. Я слушала, но не могла сосредоточиться. Будто кто-то настойчиво стучит в дверь и не собирается уходить. Непрошенными гостями появились назойливые мысли о моей несостоятельности и не хотели пропадать. В один момент Маша заметила моё угрюмое состояние и прервала рассказ: 

– Солнце, ты чего такая грустная? Что-то случилось? 

– Чувствую себя такой глупой… – посмотрев на резьбу ступеней эскалатора, я пробормотала себе под нос. 

В ее глазах появилось искреннее непонимание, что со мной, и почему я так о себе отзываюсь. На ее вопрос “почему?” я стала говорить такие привычные для меня вещи: 

– Не знаю… они все там такие интересные, трудолюбивые. У них есть идеи, они берут и делают, а что я? Я совсем запуталась, у меня не получается писать, как бы не старалась. Мне кажется, что я ни на что не гожусь… 

За школьные годы я свыклась с этими мыслями. Я всегда критиковала себя и принижала свои достоинства. Мне всегда нужно все и сразу, иначе я думаю, что ни на что не способна. Эта привычка, выработанная с годами, не хотела меня отпускать.  

– Ты чего? – Маша прикоснулась к моему плечу и вскинула брови. – Не нужно так о себе говорить. Трудности бывают у всех. У тебя есть уже большой опыт. Ты стараешься и у тебя получается. Мне нравятся твои материалы. Ты большая умница! А ошибки совершают все, в этом нет ничего страшного. Главное, работать в своем темпе и никуда не торопиться.

Эти слова подействовали на меня, как удар тока. Я не привыкла такое слышать от других людей. В той же школе от меня бы просто отмахнулись и перевели тему. По приезде домой я долго думала о произошедшем. 

Наступила весна. Скоро кончится первый курс. Моя жизнь изменилась, и я этому очень рада. Я стараюсь стать лучше. Стараюсь концентрироваться на хорошем, не ругать себя за ошибки. Стараюсь не раздражаться по пустякам. Получается с трудом, но успехи уже видны. Правда, медленно ходить я так и не научилась. 

В очередной будний день стою у двери аудитории, болтаю с одногруппниками про преподавателя, по привычке называя его учителем. Слышу шаги за тяжелой дверью кафедры. Краем глаза замечаю силуэт – мой северный учитель пришел. Всё с такой же широкой улыбкой в окантовке красных губ.

Дарья Пронжилова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *