19.04.2024

«Если у врача нет отрицательных отзывов – либо он ничего не делает, либо он их подчищает»

Пластическая хирургия становится всё более востребованной и доступной. Многие сталкиваются с желанием что-то в себе изменить, однако далеко не все решаются. На вопросы о страхах, альтернативах и возможных последствиях в пластической хирургии отвечает челюстно-лицевой, эстетический пластический хирург, ортодонт, доктор медицинских наук, автор учебных пособий по пластической хирургии Андрей Русланович Андреищев.

Как вы считаете, насколько быстро пластическая хирургия идет вперед? Ощущаются перемены за последние 5 лет?

– Пластическая хирургия очень активно развивается, сейчас особенно. В настоящее время большинство используемых методов уже прошли стадии изучения и перешли в фазу рационального использования. Сейчас фазу «бума» проходят операции по пересадке жира, липофиллинг в первых рядах новых методик. Хирурги ещё набивают шишки, сталкиваясь с серьёзнейшими осложнениями, но в скором времени это утрясётся. В перспективе развития – введение препаратов на основе генно-измененных структур, влияние на обменные процессы в клетке, перенесение генетического материала. Однако мы к этому ещё не пришли, пока есть лишь попытки двигаться в этом направлении.

Много ли у вас пациентов, которых вы лечите, наблюдаете уже очень длительное время?

– Если речь идёт об эстетических операциях – чаще всего пациенты оперируются однократно, иногда двукратно, когда что-то делается в несколько этапов или нуждается в коррекции. В таком случае пациент наблюдается от года до двух лет. Если речь об ортодонтических операциях –  наблюдение может быть более долгое, особенно если это дети, которых надо готовить к будущей операции постепенно, относительно их роста. Говорят “бывших наркоманов не бывает”, а у нас не бывает бывших пациентов. Когда пациент к тебе прилипает – это надолго, сначала лечится сам – потом приводит лечиться свою семью.

Какие пластические операции сейчас наиболее востребованы среди молодого поколения, если обобщить?

– Ринопластика и увеличивающая маммопластика сейчас самые популярные среди молодых людей. Для клиник эти операции самые интересные, поскольку они быстрые, реабилитация после них лёгкая и риски осложнений минимальные. Второй эшелон – липосакция и операции по пересадке жира, они сейчас на слуху.

Какие самые распространенные страхи у пациентов, идущих на операцию впервые? К чему пациент, идущий оперировать лицо первый раз, должен обязательно быть готов?

– Чаще всего пациенты боятся ни сколько хирургического вмешательства, сколько наркоза. Боятся заснуть и не проснуться или, наоборот, проснуться во время операции. В таких случаях советую пообщаться с анестезиологом, который всё грамотно разложит по полочкам. Или с человеком, который уже через это проходил. Общение с живыми знающими людьми хорошо помогает избавиться от страха. Идущий на операцию должен понимать, что это не поход в СПА салон. Любая операция – труд, дискомфорт, боль, ограничения. Хирургия не бывает приятной, если настроился на результат, надо настроиться и на нелегкую работу над ним.

Многие волнуются, что после операции в процессе реабилитации что-то пойдет не так, результат ухудшится и будет далек от желаемого. По каким причинам такое может произойти?

– Такое, действительно, случается. Иногда результат не соответствует ожиданиям пациентов, потому что их желания нереалистичны. Иногда определенные факторы вызывают осложнения, например, отёк может деформировать покров и ухудшить новую форму носа после ринопластики. Из-за отёка также могут образовываться рубцы, в таком случае делается коррекция, иссечение рубцов вернёт задуманный результат. Гематомы тоже могут деформировать ткани, если их не дренировать. В случае использования имплантатов,  например, при маммопластике или увеличении ягодиц, гематома может стать критическим осложнением и привести к необходимости удаления имплантатов, то есть, к полной утере результата.

Среди далеких от пластической хирургии людей ходит «байка», что недовольные пациенты могут зайти далеко: подать в суд на хирурга. Это действительно случается?

– Не байка, правда жизни. У меня есть такой опыт. Юристов, готовых вписаться в любую историю и обещающих пациентам засудить хирургов очень много.  У каждой клиники есть юридическая служба, занимающаяся этими вопросами. Чем дальше – тем больше таких случаев, поэтому сейчас распространена система привлечения стороннего непредвзятого юриста для разбора ситуации.  Это долгая дорога. Суд даже в случае победы – всегда траты: оплата экспертизы, юридических услуг. Поэтому лучше решить вопрос в досудебном порядке, мирно. Когда возникла проблема – пациенту стоит побеседовать с руководством клиники, а в случае если они не настроены на конструктивный диалог – написать претензию на имя генерального директора.

Насколько компетентно одному хирургу исправлять неудачную работу другого?

– Лучше всего, когда хирург переделывает за собой работу сам, тогда он точно знает что и как делать, однако не все это могут. В идеале, хирургу, переделывающему чужую работу, нужно точно знать, что делалось во время предыдущей операции, но нередко контакты с прошлым врачом утеряны ввиду давности или испорченных взаимоотношений. Поэтому в процессе такой операции могут возникнуть неожиданности, в силу чего план действий определяется уже по ходу дела.

На что в первую очередь стоит обращать внимание при выборе хирурга?

– Есть два ключевых момента: результаты работ хирурга, и налаживание с ним личных доверительных отношений. Оба эти фактора должны идти ноздря в ноздрю, как лошади в упряжке. Чтобы правильно оценить опыт и профессиональные результаты хирурга – стоит пообщаться лично с его пациентами. Послушать истории о его работе из первых уст, потому как иногда информация, опубликованная в интернете, сильно отличается от реальной картины.

Насколько эффективна онлайн-консультация, достаточно ли надежный этот способ общения с врачом?

– Конечно, все окончательные решения принимаются на очной консультации, где есть возможность пощупать ткани, попросить пациента показать на себе чего ему бы хотелось. Например, пощупав молочную железу, можно понять железистая ткань или жировая, от этого зависит тактика операции. Но, в большинстве случаев, за исключением сложных или вторичных, ответить на принципиальные вопросы можно дистанционно. Во время пандемии многие врачи освоили методику онлайн-консультирования. Я оценивать ситуацию предпочитаю не по видеосвязи, а по фотографиям. Пациенты присылают снимки, соответствующие моим требованиям, после чего мы созваниваемся и обсуждаем. К примеру, в вопросе костно-пластических операций ключевую роль играет компьютерная томография, которую также можно отправить мне в электронном виде.

При выборе хирурга я читаю отзывы о врачах и нахожу отрицательные. Как к этому стоит относиться?

– К отзывам стоит относиться критически. Нельзя составлять мнение на основе одного-двух отзывов. Не бывает докторов, у которых нет недовольных пациентов,  разве что у тех, которые занимаются грязелечением. Если попался негативный отзыв – надо оценить, насколько он конструктивный и объективный. Часто люди пишут такие отзывы на эмоциях, впопыхах. У меня были случаи, когда разгневавшиеся пациенты остывали, после чего удаляли негативные комментарии. Мы все живые люди, это нормально. Чем дольше работаешь, тем больше будет вокруг тебя кругов по воде. Если у врача нет отрицательных отзывов – либо он ничего не делает, либо он их подчищает. Если возникает проблема – надо не отворачиваться от пациента, а помочь её решить.

Косметология – друг пластической хирургии? В каких областях они сходятся, а в каких расходятся?

– Это две содружественные специальности. Сочетая возможности одной и другой, можно получить оптимальный результат. Например, косметологи хорошо помогают пациентам в процессе реабилитации, физиопроцедуры после операции показаны. Конкуренция возникает, когда начинается перетягивание одеяла: хирургически пытаются решить косметологические проблемы и наоборот. Это неправильно, потому что у каждого из методов есть свои показания,  и если этому не следовать – желаемого результата не достигнешь.

Если речь об операции на кости (на челюсти, скулы), то остеопатия может быть альтернативой пластической хирургии?

– Есть химия, есть алхимия. Остеопатия – ненаучная дисциплина. Я критически и скептически отношусь к мнению, что взрослому человеку можно таким способом раздвинуть, переместить кости. Идея, что остеопатия может конкурировать с ортодонтией, а брекеты – зло, нарушающее костное дыхание – ерунда, красивая теория, на которую многие подсели.

Молодые девушки нередко хотят сделать маммопластику (операцию по увеличению груди), так желают большую грудь, что не всегда берут во внимание возможные последствия. Есть ли причины отказаться от этой затеи?

– Маммопластику технически проще делать рожавшим девушкам, поскольку после родов ткани растянуты. Но на лактационные способности молочной железы операция не влияет, поэтому её можно проводить и до родов. Однако не стоит делать такую операцию в случае, если у пациентки неоправданные ожидания и зацикленность на внимании окружающих. Не следует думать, что сразу после маммопластики к девушке сбежится толпа поклонников, ей надо созреть, прежде чем ложиться под скальпель, понять, что импланты тут не главное.

Какую операцию из тех, что вы делаете, вы считаете самой сложной?

– Самые сложные операции – нестандартные. К примеру, пациенты с посттравматическими, постоперационными деформациями. Ты не знаешь точно, что там происходило до тебя. Стандартные операции проводятся по заранее известной анатомии, когда четко понимаешь, с чем можешь столкнуться. В случае, когда операция делается после случившихся раннее вмешательств – ты как на минном поле. В таких случаях даже точную длительность операции не установить, в графе продолжительности ставится “2 часа + …”

Вы бы взялись оперировать близкого, родного вам человека?

– Я это делал много раз. Впервые было сложно, в последующие разы уже проще. Мой посыл таков: я сделаю это старательнее и добросовестнее, чем кто бы то ни было. У нас в стране нет законодательного регламента, который бы это запрещал, поэтому не вижу в этом ничего плохого, стоит лишь принять для себя решение, готов ты к этому морально или же нет.

Хороший пластический хирург – какой он?

– Хороший пластический хирург – это, в первую очередь, хороший человек. Ответственный, внимательный, небезразличный, думающий о пациентах. Пластическая хирургия – специальность скрупулезная, и успех хирурга зависит от того, насколько добросовестно и старательно он выполняет свою работу, не пытаясь сэкономить свое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *