25.04.2024

Стрит-арт Санкт-Петербурга: вандализм или искусство?

Стрит-арт — относительно новое направление творчества, пока не снискавшее всенародной любви и статуса искусства. Что ж, грань между искусством и вандализмом здесь тонка. В Санкт-Петербурге эта дилемма обычно решается не в пользу граффити. Но неужели в городе действительно нет достойного стрит-арта? Ответ отрицательный. Есть, и немало!

Небольшое введение в проблему

Между уличными художниками и коммунальщиками который год идёт война. Новые картины под открытым небом закрашивают со скоростью, достойной лучшего применения: иногда нанесённый рисунок даже не успевает до конца высохнуть. При этом разные непонятные символы, надписи и просто мат со стен и заборов исчезать не собирается. Вполне частая картина — стена только что окрашена после атаки «злостного вандала», но на ней уже свежеют слова из трёх букв. И они никого не смущают, привычно мозоля глаза прохожим.

По всей ли России такое происходит? Как ни странно, нет. Центром коммунальной стерилизации почему-то стал Санкт-Петербург. Да, тот самый, что «Окно в Европу» и «Северная столица». Нигде с уличным искусством не расправляются так быстро и повсеместно. Стоит забить в поисковик слова «граффити закрасили» — и перед глазами появляется вереница новостей, которые объединяет город и озвученная проблема. И самое печальное, что так называемых «тегов» — надписей, не несущих ценности — от этого меньше не становится.

Немного радует тот факт, что в Петербурге ввели мораторий на уничтожение работ уличных творцов. Продлилась «амнистия» до 1 февраля 2021 года. В этот период в городе не должны были закрашивать уличный арт, если он «не носит экстремистского характера, не содержит варварских надписей и не угрожают безопасности». С тех пор, как мораторий был окончен, прошло пол года — и, признаться, новых возмущённых постов на тему уничтоженных картин не наблюдается. То ли пока действует послабление, то ли сами люди махнули рукой. Учитывая пламенную борьбу художников за право самовыражаться — скорее, первое. 

Впрочем, за всё время этой борьбы и так было уничтожено много интересных произведений. Кое-какие до сих пор можно увидеть в статьях и на сайтах, посвящённых стрит-арту, но в нашей грешной жизни этих граффити, увы, уже нет. Такая участь постигла известный в городе двор Нельсона. Название есть, а картин нет.

А что же с теми граффити, которые остались? Есть ли среди них стоящие произведения, достойные внимания, а не кисти коммунальщика? Ответ положительный — есть! Конечно, описать их все невозможно, да и не нужно —стрит-арту посвящена не одна статья, где уличные рисунки рассмотрены вдоль и поперек. Но на некоторые из них стоит обратить внимание. Пускай и не в первый раз.

Красочные «Этажи»

Лофт-проект «Этажи» существует уже около 14 лет и известен он не только петербуржцам: если верить официальному сайту, проект может похвастаться «галереями с выставками остроактуальных фотографов, художников и скульпторов со всего мира». Впрочем, сегодня песня не о них, а о стрит-арте, украшающем стены бывшего Смольнинского хлебозавода.

Если подняться на крышу, то можно увидеть кусочек Южной Америки в Северной столице — мартышек, попугаев и даже ягуара, который прячется в зарослях. Возвышается над этим буйством природы большеклювый тукан. Интересно, что «южноамериканская стена» не является граффити — по сути, это огромный плакат. Но нельзя забывать, что стрит-арт, хоть и считается чуть ли не синонимом граффити, включает в себя и другие направления: нерекламные баннеры, трафареты, скульптурные инсталляции и т.д. Поэтому попугаев и ягуара можно смело причислять к уличному искусству. Судя по сероватым, видавшим лучшие времена краям плаката, живность обитает здесь очень давно. Видимо, поэтому вычислить автора «южноамериканской стены» очень трудно. Зато художник, создавший картину в стиле 3D-кубизма на соседнем здании известен — это Виктор Сплэш, известный своей любовью к объемным изображениям. Своё детище он представил в сентябре 2019 года.

Увы, так как мы живем в мире победившего капитализма, вход на крышу платный. Поэтому, если нет желания лишний раз поощрять «Этажи» рублем, стоит обратить внимание на бюджетные варианты, притаившиеся во дворе лофта. Надо сказать, они поэтичны. «И пусть улицы будут праздником искусства для всех!» — как бы гласит разноцветный Маяковский с чёрной стены с узкими окнами. Кстати, это действительно его слова, и касались они… стрит-арта. Да, после революции в России задумывались об официальном украшении улиц, в 1918 году в «Газете футуристов» даже был опубликован Декрет № 1 «О демократизации искусств». Фраза со стены — цитата из этого Декрета.

Другое настенное стихотворение звучит уже не так возвышенно. «Я лучше схожу и поем разных классных вкусняшек заместо заумных поэм!» — такое предложение венчает стих неизвестного автора. Картина же, в отличии от поэзии, выглядит романтично: ангел в шарфике рисует сюжет, схожий со «Звёздной ночью» Ван Гога, а у его ног сидит лев с хитрым взглядом. Авторы граффити — художники проекта Angel.lev.spb, объединение студентов Академии имени Штиглица. Этот сюжет появился 23 октября 2019 года и его пока что не уничтожили — видимо, ангела со львом спасает расположение. Их сородичей, нарисованных на стенах домов Соляного переулка уже давно не существует в природе.

«Первым делом, первым делом самолеты…»

Интересно, что в Санкт-Петербурге есть несколько масштабных и ярких уличных картин на авиакосмическую тематику. Самая известная, крупная и детальная из них, пожалуй, та, что во дворике космонавтов. Место выбрано не случайно — неподалёку находится Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского. Со стен в приятной бежево-голубой гамме на улицу взирают сам Можайский, Королев, Чкалов, Циолковский и, конечно же, Гагарин — наше всё от космонавтики. Для Петра I, как двигателя прогресса, тоже нашлось место. У этого уличного арта трудная судьба: в 2017 году его уже закрашивали. Случилось это в ходе реставрации, и, ходят слухи, что это была не вынужденная мера — просто кто-то опять накатал жалобу на «вандализм». Однако всё обошлось: авторская группа художников академии Можайского, которые создавали проект изначально, пообещали восстановить изображение, и обещание сдержали. Теперь трудно найти отличия между старой и новой версией.

Не менее тернистый путь был и у изображения одного из первых российских самолетов «Илья Муромец». Все начиналось целомудренно: граффити создали в рамках молодежного экологического марафона под названием «Чистое завтра». Им украсили всего лишь трансформаторную будку на площади Льва Мациевича, причём руку к созданию картины приложил глава Приморского района Николай Цед. Однако все это, увы, не спасло яркое, как леденец, граффити от преследования КГА. Поводом послужила опять-таки кляуза кого-то недовольного.

Пожалуй, спокойнее всего себя чувствует стрит-арт на улице Большая Зеленина, показывающий всем мощь советской авиации. Его ещё не закрасили, и даже не испортили побочными надписями, что странно. Вероятно, грозный сюжет влияет. Нарисовала эту картину группа художников, увы, оставшаяся неизвестной. Хотя в Интернете предполагали, что этот кот может быть отличительным знаком коллектива. Такая вот «Рыжая кошка» орудует в Петербурге.

Водная стихия

Санкт-Петербург — город на Неве, как это верно подметил Женя Лукашин в знаменитом новогоднем фильме. И, естественно, в таком городе не может не быть стрит-арта на водную тематику. Хорошо известен брандмауэр «Алые паруса», расположенный на Лиговском проспекте 183Б, недалеко от станции «Обводный канал». Хотя тут неясно, к чему это граффити логичнее отнести – к морю, к литературе или вообще к петербургскому празднику выпускников. Авторы росписи, художники мастерской архитектурной графики «Арт-фасад», создали ее аж в 2008 году, и за это время паруса успели немного померкнуть и облупиться. Впрочем, их красоту это не испортило. Стало даже интереснее, появился дух времени.  Ведь, согласитесь, старый стрит-арт – невероятно удачливый стрит-арт! Выиграл не войну, но битву!

Другое водяное граффити находится неподалёку от Большеохтинского моста, на Новочеркасской, 1. Водяным оно названо не только за сюжет с рекой и пароходом, но и за акварельные цвета. Кажется, что это не стены расписаны, а альбом кисейной барышни. Ни автора, ни даже информацию об этой картине попросту невозможно вычислить – как будто на это произведение еще никто не обратил внимание. Жаль, если так. Рисунок очень красивый.

Совсем другое настроение у граффити «Тишина Матроскина» на улице Марата, 36. «По морям, по волнам, нынче здесь, а завтра?» – вопрошает крепкий морячок Митёк, которому и море по колено. Водолаз, выглядывающий из воды, кажется, с ним согласен. Сверху всего этого великолепия пробегает бронзовая кошка в тельняшке, бывшая жертва вандалов: в 2017 году ее пытались сбить, но она запуталась в проводах и повисла между Митьком и землей. Сейчас скульптуру отреставрировали. Собственно, только после инцидента с хулиганами на стене появилась эта занятная репродукция картины Дмитрия Шагина.

В дальних странах

Кажется, Петербург, действительно, окно. Но, судя по местному стрит-арту, не только в Европу, но и в Азию, и даже в Древний Египет. Но так как в прозвище было про Европу, то и начнем с нее.

Итальянский дворик, что естественно, находится на Итальянской улице. В 2013 году художники из организации «Энергия нации» открыли жителям близлежащих домов дверцу в Рим. Поговаривают, что были попытки уничтожить нарисованный Колизей, но они встретили яростное сопротивление этих самых жителей. Поэтому маленькая Италия в рамках Санкт-Петербурга все еще существует. Но посмотреть на граффити сложно – двор открыт только для своих. Можно разве что дождаться кого-то из них, или же позвонить по домофону в кофейню Check Point.

В Парижский дворик попасть намного проще, стоит лишь свернуть в правильном месте. Еще один акварельный стрит-арт расположился на стенах старых зданий – он украшает дореволюционные постройки на улице Молдагуловой, 5. Как и положено, дворик имени города любви быстренько оброс романтической легендой: считается, что кого здесь поцелуешь – с тем и придется жить долго и счастливо, никуда не деться.

Кстати, насчет долго и счастливо: на Малом проспекте В. О. 47/69 вот уже тридцать один год медитирует Будда. Хотя есть мнение, что это не он вовсе, а Мать-Земля. В любом случае, на стене вполне обыкновенного дома нарисован старейший в городе мурал. Он был создан русскими и американским художниками в рамках проекта «Все за одну Землю». На сырую штукатурку нанесли более 250 килограммов акрила — вероятно, поэтому цвета картины всё ещё довольно яркие. Не зная, никогда и не скажешь, что это граффити было нарисовано так давно. Впрочем, рассматриваются варианты его реставрации.

Будда — самый старший из рисунков, а вот самый младший из этой компании обосновался на Боровой, 35. Картину на брандмауэре подготовила арт-группа «Явь», знаменитая в своей сфере. Приурочили произведение к прошлогоднему Международному женскому дню. И не спроста: со стены на народ величаво взирают знаменитые правительницы: царица Клеопатра, королева Елизавета I и ее тезка — императрица Елизавета Петровна. Таким образом, можно поочередно прикоснуться к Древнему Египту, Англии периода золотого века и, конечно же, Российской Империи XVIII столетия. Название у стрит-арта тоже вполне царственное: «Женская власть». Интересно, что контуры рисунков повторяют очертания содранной штукатурки. Выглядит необычно.

Уличный арт под названием «Вечнозеленый сад» не отсылает ни к какой стране, но в целом похож на заросли плюща, обвивавшие балкон Джульетты. Так что, выходит, у нас два итальянских стрит-арта, только один из них римский, а другой — веронский. Но есть в этом рисунке еще один смысл: дело в том, что художники команды «Раскрасим все» перенесли свой замысел на здание детского Консультативно-диагностического центра. Так что, теперь маленькие пациенты, посетители и просто прохожие смогут погрузиться в атмосферу лета даже промозглой осенью.

По мотивам

Люди, причисляющие любой стрит-арт к акту вандализма, наверняка видят уличное искусство нарушением прав или призывом к экстремизму. А ведь есть граффити, созданные по мотивам книг, фильмов или мультфильмов, и их не так уж мало.

Например, совершенно замечательные зайчата, похожие на героев сказок Беатрис Поттер, живут на Почтамтской, 23. На трансформаторной будке, ставшей им «домом», запечатлено уютное мгновение прихода в гости. Арт-объект явно был создан для детей, так как вокруг него детская площадка. Да и сюжет располагает.

Еще один схожий уличный арт находится на Промышленной, 20. И тоже в антураже детства — в детском саду. Здесь родителей и их чад встречает белый замок, в который художники «Арт-Фасада» поселили Карлсона и Буратино. Проникнуть на территорию детсада довольно трудно, поэтому, скорее всего, придется лицезреть волшебный замок сквозь решетку забора.

Уже более серьезную тематику в своих работах раскрывает владимирский художник Кирилл Ведерников. Например, его грустный старый король расположился на фасаде дома 2/6 по улице Рылеева. Кто он? Король Лир? Или же Саурон из знаменитой истории Толкина, готовящийся к важной битве? А что, корона чем-то похожа, и башня (хоть и белая) присутствует. Есть у Ведерникова и более однозначные отсылки к мировой литературе: на Пестеля, 19, неподалеку от короля, готовится к решающему походу Дон Кихот с верным Санчо Пансой. К слову, это не единственное граффити в Санкт-Петербурге, посвященное роману Сервантеса: на улице Правды раньше была красочная картина «Возвращение в Мальпасо». Но, увы, ее сначала испортили настоящие вандалы (на Дон Кихота Ведерникова тоже покушаются — и чем им герой не угодил?), а потом арт закрасили.

Сказки, мультфильмы и серьезную литературу упомянули, а как же кинематограф? Есть, есть и он. Благодаря художнику Slava Ptrk на улице Марата, 72 и в Тучковом переулке, 11 появились забавные гибриды: детские мультсериалы «Черный плащ» и «Утиные истории» смешались с брутальным фильмом 90-х «Брат». Надо сказать, что это не единственная эклектика в творчестве артера: на его счету уже есть бурундуки Чип и Дейл в образах бандитов из «Жмурок», как и Черепашки-Ниндзя в ролях героев «Бригады». Вероятно, жить им осталось недолго: общественность вот-вот вознегодует от подобного попрания культуры! А может, и нет.

Какой вывод?

«Это ж надо было столько наговорить, страниц на десять, но вывод, вывод-то какой?!» — можете спросить вы. И, наверное, будете правы. Но вывода, как такового, нет. Просто тлеет надежда, что, увидев часть этих талантливо сделанных стрит-артов, кому-то расхочется писать жалобу в вышестоящие инстанции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *