27.07.2024

Архипелаг затерянных голосов

Одна писательница как-то сказала: “Разве любовь — это обязанность? Нет, это чувство, и чувство свободное, оно не терпит насилия над собой.” А почему бы не поговорить на тему домашнего насилия. Как-никак тема насущная и важная. Говорить об этом можно и даже нужно. Если верить ВОЗ, каждая третья женщина в мире подвергалась физическому или сексуальному насилию, а это почти 736 миллионов женщин. Статистика пугает, да же? А ведь это число с каждым годом становится всё больше.

Источник фото: park72.ru

Взять хотя бы всех нас: мы даже не подозреваем, что некоторые из наших знакомых подвергаются насилию в семье. Потому что женщины об этом не говорят: это считается постыдным, бессмысленным или неловким. 

Я думаю, корни этого замалчивания проблемы тянутся прямиком из прошлого. В Союзе не принято было давать огласку “семейным делам”. Некоторым женщинам с детства внушают неправильные установки, вроде: «Бьет — значит, любит».  И многие до сих пор не понимают, что бьет — значит, бьет! Большинство психологов говорят о том, что насильник и жертва связаны узами любви или брака, поэтому покончить с такими отношениями сложно. Женщины годами живут надеждой, что мужчина изменится и считают, что виноваты сами, но жестокости нет оправдания. 

Лет так 10 назад общественность взбудоражила история Екатерины Архаровой– бывшей жены Марата Башарова. Актер сломал ей нос и рассек глаз. Женщина боялась уходить от него из-за его известности, уйти ей помогла поддержка близких. 

Лица насилия

Насилие не знает социальных границ. Огромное заблуждение, что домашнее насилие — это удел семей с низким социальным статусом, с «нормальными» такое не произойдет». Но это не так. Финансовая обеспеченность, образование и успешность не предотвращают домашнее насилие. Лица, совершающие домашнее насилие, занимают высокие должности и имеют чистую репутацию среди коллег и знакомых. Вспомним недавние казахстанское дело о Салтанат Нукеновой, которую с особой жестокостью убил муж — бывший министр экономики Казахстана.

«И врачи были насильниками, и менеджеры, и воцерковленные люди. Богатые люди иногда хотят иметь живую игрушку — личность, которая полностью им подчинена», — говорит Алена Садикова, руководитель кризисного центра “Насилию.нет”.

 Отсюда становится ясно, что насилие проникает в семьи всех уровней дохода, образования и культур. Жертвами могут стать женщины любого возраста, национальности и религии. 

Раны видимые и невидимые

Последствия насилия простираются далеко за пределы синяков и переломов, затрагивая все аспекты жизни жертвы. Самые очевидные — физические. Повреждение внутренних органов, ссадины, переломы и ожоги влекут за собой различные последствия и заболевания. Психические травмы не менее серьезны, чем физические. Чаще всего у женщин начинает развиваться ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство. Женщина начинает себя ненавидеть и может причинять себе боль. Мысль о том, что «со мной что-то не так» загоняет в ловушку, заставляет чувствовать себя как в тумане и не видеть выхода. Жертва старается изолировать себя от семьи и друзей, и вот она, лишенная поддержки и внимания, теряет эту каплю  возможности попросить о помощи.

Невидимые жертвы 

– А дети?

 –А что дети? Дети, которые становятся свидетелями насилия в семье, подвержены столь же тяжелой психологической травме, что и его жертвы.  Помимо того, что они испытывают  ряд эмоциональных и поведенческих проблем, они легко могут решить, что так можно и нужно, ведь папа же не плохой, раз мама с ним живет.

Это к вопросу о том, что женщины терпят и не уходят, чтобы ребенок рос в полноценной семье. Пусть в атмосфере насилия, зато в полноценной… Из-за этого у детей формируются искаженные представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, что, как известно, влияет на их собственные отношения в будущем. 

Безмолвное море

В России отсутствует законодательная база, регламентирующая правовые отношения между членами семьи, нет специального закона о насилии в семье. Вот такое получается безмолвное и тихое море насилия. На днях депутат Останина отметила, что жители России не поддерживают закон о домашнем насилии.  А связано это с тем, что женщина сначала пишет на мужа заявление в полицию, а позднее забирает его, ведь он не со зла избил ее… и вообще-то уже извинился! 

Шли мы вечером с подругой  домой и увидели, что на парковке мужчина бил женщину по лицу. Мы подбежали к ним и сказали, что вызовем полицию. На что этот мужчина  ответил: “Так она сама виновата! Нечего мне перечить”. Я выпучила глаза. А эта беззащитная на вид женщина начала яро защищать своего насильника. Покрыла матом и со словами: “Я без вас разберусь!” отправила нас идти дальше.

Проблема, к сожалению, актуальна во всем мире. И разные страны применяют различные подходы к ее решению. Взять хотя бы Канаду. Помимо того, что в стране есть регулирующий закон, женщины также имеют право на убежище, а для насильников существует программа реабилитации.

Цикл насилия

Насилие циклично. Нужно переставать ждать, что ситуация изменится сама, начать можно с малого, например, попытаться рассказать близким. Позже жертвы начинают испытывать к агрессору  сочувствие и жалость. Нельзя! Ни в коем случае не поддаваться этому состоянию и поддерживать или оправдывать агрессора, ведь так идет позволение продолжать насилие. Бывшие жертвы начинают о многом жалеть: что вовремя не ушли, не обратились в полицию, молчали — «все терпят, и ты тоже терпи». На мой взгляд, безнаказанность –  мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие.

Нельзя молчать о таком. Насилие над женщинами — это серьезная проблема, требующая немедленного внимания и действий со стороны общества и государства. Любое насилие вносит свою лепту в усугубление проблемы. Нужно прилагать максимум усилий, чтобы статистика с каждым днем падала вниз.

Александра Золотарева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *