28.04.2024

Дорога жизни и смерти: от третьего по величине города России до границы с Монголией

Протяженность Чуйского тракта — 968 км. Около 630 км. Из них относятся к исторической части дороги, охватывающей быт не одного поколения людей.

Уже несколько лет красота пейзажей Алтая привлекает внимание туристов. Каждый год сюда приезжают люди со всех уголков России. Все они хоть раз проезжались по главной дороге — Чуйскому тракту, но мало кто знает об истории, которую таит в себе этот путь. 

Исток

Сейчас Чуйский тракт начинается в Новосибирске, а раньше нулевой километр дороги находился в Бийске. На этом месте стоит Музей Чуйского тракта, который является отправной точкой нашего маршрута. Выбивающийся из местной архитектуры домик располагается в самом центре дороги. Коричнево-красное кирпичное здание, хранящее в себе воспоминания Чуйского тракта, сравнимо с его сердцем. Каждый экспонат отражает ту тяжесть, с которой далось людям создание этого пути. 

Работники музея уделили особенное внимание шоферам, преодолевшим огромные расстояния по опасной, еще не приведенной в должный вид дороге. В здании стоит “памятник Кольке Снегиреву” – руль и несколько частей автомобиля, спаянных вместе. Колька Снегирев – это собирательный образ всех водителей Чуйского тракта. Впервые его имя упоминается в песне “Есть по Чуйскому тракту дорога” Михаила Михеева. Позже по ее мотивам снял фильм Василий Шукшин. История парня трагична. По просьбе своей возлюбленной он постарался обогнать машину впереди и съехал с трассы в обрыв. 

Таких случаев за сто лет было немало. Тракт пересекает два больших перевала – Семинский и Чике-Таман. Высота первого — 1717 метров. При подъеме на него открывается захватывающий дух вид – справа острые нависающие скалы, слева – крутой обрыв. Преодолеть такой путь в непогоду сложно. Нужно обладать не только отточенными навыками, но и большой удачей.

Аржан-Суу

В столицу Республики Алтай, единственный город в регионе — Горно-Алтайск, мы не заезжали. Локация в 46 километрах от него заинтересовала нас больше. Это минеральный родник, расположенный чуть дальше от села Манжерок на правом берегу Катуни. 

Место для забора воды удобно обустроено. Источник обложен камнями, а рядом с ним платформа и скамейки. Это сделали для того, чтобы путникам было комфортнее умываться и набирать воду. В народе родник даже прозвали “шоферским”. Раньше водители всегда останавливались у этого места, отдыхали и повязывали на деревья белые ленточки – кыйра. Так они совершали подношения духам гор и рек, чтобы получить благословение на дальнейшую дорогу.

Родители всегда оставляли что-то в подобных местах, поэтому мы тоже решили остановиться и пройтись. На ветках висели целлофановые пакеты, цветные оборванные ткани и нитки. Это следы неопытных туристов, не заметивших запрещающие таблички. Дело в том, что в алтайской культуре есть множество правил для подношений. Нельзя привязывать кыйра вечером, в период уходящей луны или если в семье недавно произошла трагедия. Сами же ленты должны быть из новой ткани белого, желтого, зеленого или голубого цвета. Прикреплять их можно только парой и на одном месте не более раза в год.

Горный перевал

Спустя семь часов езды мы оказались на Чике-Таманском перевале. Подниматься на него нужно по зигзагообразной дороге, предоставляющей путникам вид на крутой обрыв. Земли с высоты практически не видно. Но если всегда оглядываться вниз, можно пропустить впечатляющий вид на цветущий маральник. Благодаря диким кустарникам в начале мая “каменные” горы приобретают сиреневый цвет. 

Местные жители в честь этого даже устраивают праздник. На фестивале “Чике-Таманская весна” проводятся традиционные алтайские игры: скачки, кок бору(кёк бёрю). Правила второй игры для туристов кажутся дикими. Ее цель — отобрать тушу барана у соперников и первым закинуть ее в казан. Все это верхом на лошади. Конечно, настоящих овец давно не берут – используют муляжи. Эта игра проверяет ловкость и мастерство участников.

Празднование цветения не достигло бы таких масштабов, если бы не старания дорожников Чуйского тракта. Чике-Таманский перевал признали самым сложным в освоении отрезком пути. Работу над ним закончили в 1927 году и после этого переделывали вплоть до конца двадцатого века. Во время войны по Чуйскому тракту переправляли провизию и для многих Чуйский тракт стал “дорогой жизни”. В 2017 году на пике перевала установили памятник дорожникам в дань памяти их нелегкому труду.

За краем

Мы завершили путь в Кош-Агачском районе, в деревне, граничащей с Монголией. В Ташанте заканчивается Чуйский тракт. Село располагается на высоте двух тысяч метров от уровня моря. Климат здесь суровый: мы прибыли рано утром, температура на улице еле переступала отметку в ноль градусов. Растительности тоже особо никакой нет, зато даже летом видно заснеженные горные вершины.

В Ташанте живет не более тысячи человек, но через эту деревню почти постоянно проезжает множество автомобилей. Это потому что здесь находится таможня. Когда мы подъехали к посту, у него уже сформировалась очередь из пятнадцати машин. Все они ехали в Монголию. Загранпаспортов с собой у нас не было, но это не помешало нам увидеть территорию другой страны. За обвитый колючей проволокой забор можно заглянуть с любого возвышения. Ничего необычного, правда, не увидишь: все те же поля, горы, пасущийся скот.

Чуйский тракт — удивительное место. Каждый километр пути здесь, помимо восхитительных пейзажей, имеет собственную историю. Иногда пугающую, иногда любопытную, иногда заставляющую задуматься, но обязательно неповторимую.

Эмина Сарбашева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *