27.04.2024

«Божественная комедия» в реалиях Петербурга. Часть 1: Гордыня

«Чистилище» песнь 10, круг первый — Гордецы

«Подумай не о тягости мученья,

А о конце, о том, что крайний час

Для худших мук — час грозного решенья*»

*(час Страшного Суда)

Данте Алигьери – автор величайшего памятника итальянской и мировой культуры — «Божественная комедия», которую он писал с 1308 по 1321 года. В поэме 3 части: «Ад», «Чистилище», и «Рай», в которых Данте показал постепенное возвышение человеческой души через красоту и любовь, которая по словам автора: «причина всех человеческих дел, как добрых, так и злых, в зависимости от того, благая это любовь или дурная».

Трудно найти человека, который бы не слышал об этом произведении, полного мистики и религиозных мотивов, поэтому предлагаю окунуться в мир Данте, а именно в «Чистилище» и пройти все круги этого места в реалиях Петербурга вместе со мной.

Круг первый – гордыня.

Гордыня коренных петербуржцев: миф или реальность?

Я начал так: «То, что идет на нас,

И на людей по виду непохоже,

А что идет — не различает глаз».  

Конфликт между приезжими и коренными Петербуржцами берет свое начало отнюдь не с момента основания города в 1703 году. Приезжими были все. Пререкания возникали постепенно, складывались в года и таились десятилетиями, ожидая своего часа. Как так сложилось?

Идут года, население в культурной столице растет и ни для кого не секрет, что существует миф, что коренные Петербуржцы относятся к приезжим не слишком то и хорошо. А миф ли это? Или все же стереотип о гордыне коренных?  

Так исторически сложилось

В середине XVIII века в Петербурге проживало около 95 тысяч человек, почти треть из них дети, а к началу XIX века население превысило 220 тысяч человек. Темп роста населения в столице превосходил рост по стране почти в 3 раза. Причем уже тогда, исходя из исследования российского историка Льва Лурье, в процентном соотношении на 68,3% некоренных жителей Петербурга, приходилось всего 31,7% коренных. Около половины Петербуржцев (~ 114 тыс. человек) трудились на производстве (в числе которых и были эти самые «понаехавшие»), остальные же (гос. чиновники, служащие на частных предприятиях) жили на пособие или как тогда говорили «на жалование».

В первой половине XIX века количество жителей увеличилось в 2,5 раза. Петербург по-прежнему пополнялся за счет приезжих, огромную часть которых составляли мужчины, приехавшие на заработки. Соответственно 68% некоренного и 32% коренного населения. Национальный состав был пестрым. Больше всего было русских (85%). Латыши, финны, поляки, а также немцы (35-39 тыс.) и французы (около 4 тыс.). Все они вкладывали частичку в начало рода «коренных Петербуржцев».

Увы, история нашей страны не так спокойна.

По сведениям, опубликованным в Юбилейном статистическом сборнике «Санкт-Петербург 1703-2003», первый миллион Санкт-Петербург отметил в 1895 году, а накануне февральской революции 1917 года, население составляло уже 2,3 миллиона человек. К концу гражданской войны жителей в Петербурге стало меньше в 2,4 раза, затем начался стремительный рост, который продолжался вплоть до блокады Ленинграда.

Если в сентябре 1941 года в Ленинграде проживало почти 3 миллиона человек, то к началу 1944 население насчитывало всего 546 тысяч выживших. Перелистнув самую печальную страницу Ленинграда, советский народ постепенно восстанавливал город и уже к 1989 году город преодолел отметку в 5 миллионов. Часть людей получали квартиры, часть ехала потому, что в советских провинциях нужно было все товары «доставать», а в Петербурге можно было КУПИТЬ. Часть людей ехала на стройки и только открывшиеся заводы в надежде заработать. Вариаций множество, а итог один – увеличение населения. Особенно в 90-х годах, когда с развалом СССР пришла рыночная экономика и квартиры стало можно покупать, все кто только мог поехали на массовую скупку недвижимости в Петербурге и в Москве.

гордыня
Петербург в 1992 году. Источник фото: bangkokbook.ru

Современные реалии

По данным Росстата на 2023 год в Петербурге проживает 5.600.044 человека, хотя по неофициальной статистике количество жителей в столице превышает уже 8 миллионов! Людей становится все больше, а вместе с ними пробок, и, как ни странно, конфликтов. Город расширяется, строятся «человейники», в которых может жить несколько тысяч человек. К примеру, в одной из новостроек Парнаса насчитывается 3 575 квартир – это около 7 тысяч жителей.

Недавно я сама побывала на Парнасе и поразилась масштабу тех высоток, которые не столько похожи на дома, сколько на неподступные крепости. Она была будто голая (с некоторых сторон не было балконов) и неживая. Этот дом не издавал вообще никаких звуков, даже ни одного человека не курило на балконе (курить вредно для здоровья), дом был будто бы нежилой. Единственное, что развеивало ощущение изолированности крепости, были магазины на первых этажах и толпы людей, словно марширующие в сторону крепости из выхода метро.

Молчаливая крепость из текста

По пути в Шуваловский парк, что находится неподалеку от метро, я поинтересовалась у двух пенсионерок, местные ли они, давно ли здесь живут и вообще, как им район. Дамы поведали, что здесь вполне себе неплохо и их ничуть не пугают такие многоэтажки. Рассказывали, как им нравится парк, и что они переехали сюда несколько лет назад из других районов Петербурга. Да и многие, с кем я разговаривала на эту тему, считают также – Парнас, как и другие относительно новые и застраивающиеся районы Петербурга, вполне себе удобен и не вызывает дикого дискомфорта. Одна из моих знакомых даже сравнивала Парнас и тамошние высотки с Нью-Йорком.

Петербуржцы в третьем поколении

О христиане, гордые сердцами,

Несчастные, чьи тусклые умы

Уводят вас попятными путями!

Коренные Петербуржцы по разным источникам имеют свои характерные черты, а этнодемограф и генеалог И.В. Сахаров утверждал, что «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение…».

Стереотипы о коренных Петербуржцах:

  • Ненавидят и никогда не употребляют слова «Питер» и «питерцы»
  • Много читают и разбираются в литературе
  • Внешне вычисляются по затертой одежде и ненавидит пижонство
  • Постоянно ходят в пышечную и рюмочную
  • Имеют хронический насморк

На мой взгляд, эти черты не имеют за собой особой подоплеки. Единственное, с чем я могу согласиться – по мере проживания в северной столице, все меньше хочется называть его «Питером», начинает казаться, что это не самое подходящее название, и даже в некотором роде оскорбительное. Однако, общаясь с коренными, я не сталкивалась с подобными стереотипами: далеко не все любят искусство, прописались в пышечной или обязательно имеют хронический насморк.

Тем не менее, натыкаясь на разного рода статьи про коренных, возникает впечатление, что ленинградцы высокомерные, заносчивые, считают приезжих людьми второго сорта. Чтобы разобраться, так это или нет, пришлось заглянуть в особую сторону интернета – Петербургские группы и форумы. Опросы в реальной жизни дали убедиться в том, что человек гораздо искреннее скажет свое мнение тогда, когда это будет анонимно, когда никто не узнает, что именно ОН так сказал. Вот и на форуме woman.ru было много обсуждений на эту тему.

Одно из них: «Почему все так толерантны к приезжим? Под приезжими имею ввиду не лиц другой нации, а русских из других городов, областей. <…> Я коренная петербурженка (еще до блокады мои предки тут жили), и мне приезжие мешают! Они создают пробки на дорогах, очереди в магазинах, занимают учебные места, рабочие места (лично меня это коснулось). Да, для меня от приезжих нет никакой пользы, а только вред! <…> Я помню то время, когда город был не так загружен, когда все переезжали в Москву и Питер дышал свободно. И я уверена, что все эти пробки, очереди, толкотню создают приезжие, что в этом хорошего? <…> Где родился — там и пригодился…» — пишет анонимный пользователь.

Другой анонимный пользователь так же негодует: «Откуда в Питере столько понаехавших? Просто жесть, в метро давка, народу куча. Городу не продохнуть уже. Недавно на работе, появилась вакансия, искали специалиста. <…> Позвали на собеседование 5 человек! Не одного местного, Брянск, Томск, Рязань. Что они делают в Питере? Из принципа теперь принимаем на работу только местных!»

Еще один пример: «… почему вас рожали в ваших недорегионах в нищете ваши родители? вот и предъявляйте претензии. вам чужие люди ничем не обязаны, что вы этому прекрасному городу вообще дали? у вас самих есть питерская культура, образованность, ментальность, богемность? вы портите культуру Питера, приезжая туда со своими сельскими замашками.»

Все эти сетования, которых на деле гораздо больше, в какой-то мере обоснованы, но с другой стороны, откуда у коренных такая спесь и даже некоторая ненависть? Неужели до сих пор в XXI веке особую роль имеет, коренной ты или нет, а человека судят не по его талантам и умениям, а по прописке?

Пробки в Петербурге. Источник фото: trip-for-the-soul.ru

На самом деле все проще

«Тогда мы очутились за порогом,

Заброшенным из-за любви дурной,

Ведущей души по кривым дорогам,

Дверь, загремев, захлопнулась за мной»    

«Что ж, хочу развиваться, отправлюсь-ка я в Санкт-Петербург, такой красивый город с интересной историей» — подумал житель провинциального городка и вот только он переступил границу Петербурга, как из человека он превратился в «понаехавшего». Но таким его считает отнюдь не большинство, как может показаться. Так думает лишь группа людей, которой управляют гордыня и обида.

Я провела опрос, в котором поучаствовало 148 молодых людей, возраст которых колебался от 18 до 30 лет. Среди них лишь 11% оказались коренными. Я спросила: «Как вы относитесь к приезжим?» и лишь 13% ответили «плохо», чаще всего ответ был «хорошо» (46%) и «скорее хорошо, чем плохо» (30%).

На вопрос «Чувствуете ли вы какую-то ущемленность или же какие-то неудобства из-за приезжих?» 63% петербуржцев ответили «Не чувствую вообще» и лишь 14% выбрали вариант «Сильно чувствую».

По итогам опроса становится ясно, что далеко не все коренные жители имеют какие-либо претензии к приезжим.

Вам невдомек, что только черви мы,

В которых зреет мотылек нетленный,

На божий суд взлетающий из тьмы!

Санкт-Петербург считается второй столицей нашей страны, а значит вполне ожидаемо, что сюда будут съезжаться люди не только с других городов России, но и с других стран. Те года, как писал один из «анонимных», когда дышалось легче, давно позади, такова судьба любого мегаполиса, если он хочет быть таковым. А те самые «анонимные» коренные пусть не расстраиваются и не кичатся, ведь кто-то из их поколения когда-то тоже был «понаехавшим».

Так, в реалиях Петербурга мы с Вами преодолели первый круг Чистилища – Гордыню. Друзья, уважайте окружающих! До встречи на втором круге, а о чем он будет, узнаете позже.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *