27.07.2024

«Вечно живой Монастырь»

«Деревня Новиково — живописное и тихое место. Маленькие домики, окруженные зелеными лесами и полями, создают атмосферу спокойствия и умиротворения. Богатое культурное наследие. Здесь сохранились старинные церкви и усадьбы, которые рассказывают о богатой истории этого места. Например, Новиковская Благовещенская церковь», — именно так отзываются люди, наслышанные об этом месте… 

Деревня Новикова

Пятница 9.30 29 июня

Сегодня мы проснулись рано. Схватив рюкзаки и пакеты с продуктами, прыгаем в машину. Отправляемся в долгожданную долгую дорогу. Чтобы добраться до деревни, нужно преодолеть тернистый путь. Жара и яркое солнце добавляют сложностей.  Подруга не может замолчать, постоянно рассказывает об этой деревне. О какой-то церкви, чистейшем воздухе, живописных пейзажах… Плохо слышу ее в наушниках. 

 Северный город

Выезжаем из нашего поселка, и первым нас встречает город Коряжма. Сердце северной России, где еще ощущается дух далекого прошлого. Первое поселение на месте современного города основано в 1535 году. В 1746 году в поселении освящена церковь во имя Спаса Нерукотворного, которая является старейшим зданием Коряжмы.

Когда сквозь густой лес начала  просвечиваться цивилизация, в нос ударил едкий запах. Это Котласский целлюлозно-бумажный комбинат — крупнейшее предприятие в России. Одинокие хрущевские дома и полное отсутствие растительности. Ощущается довольно мрачно. Полная тишина, только приглушенная магнитола и песок врезается в лобовое стекло. Хоть население этого города 34 тысячи, на улице в этот жаркий день ни души. Знаю, что люди здесь верующие, каждый декабрь отмечают праздник древних северных славян «Велесова ночь». 

Продвигаясь дальше по тому, что называют дорогой, становится видна река. Какое было мое удивление, узнав, что через нее мы отправимся на пароме. Два часа очереди, и вот машина пытается заехать на него. Страх подгоняют мысли: сейчас пойдем ко дну. Крики матросов «Левее, левее!» Дрожащие руки мамы на руле. Слишком стрессовая ситуация. Но чарующая природа сбавила обороты напряжения.  Все-таки великая красота природы становится еще прекрасней, если не принадлежит никому. Тихая река Вычегда известна месторождением соли. Нежно голубое небо, ярко зеленые деревья и огромные поля. Приходится щурить глаза, чтобы все это разглядеть и запечатлеть в памяти. 

Крик «Прибыли!» вытаскивает в реальность. Наконец, видна деревня Новиково. Или Монастырь, как называют местные жители, по словам подруги. Мы едем к ее бабушке. Жителей тут кстати совсем немного. В летнее время человек 20. Зимой при -40 жить здесь  невозможно.

Долгожданная «Тригубовка»

Ура! Спустя  час дороги по деревне Новиково мы видим покрытую ржавчиной табличку «с. Тригубовское». Уставившись в окно, я не могла насладиться  зеленым раем. Ничего, совершенно ничего кроме деревьев и полей, ну и пару домиков. Один из них жутко сгоревший. Он сильно не вписывается в столь воздушный вид села. Подруга заметив мое хмурое лицо, со смешком отвечает: «Это наша церковь!». Та самая? С красивыми заголовками и фотографиями? Новиковская церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Построена в 1898 году на средства московского купца Ильи Ивановича Касьянова. Только, увы, 30 лет как сгорела. Кроме голоса подруги радостного здесь ничего нет, подумала я. Резкий тормоз. Приехали! Наш  дом на эти два дня расположился на холме. 

Бедненький не вспаханный огород.  Самодельный забор, который склоняется от порыва ветра. До дома приходится идти целую вечность. Старинная брусчатая изба, прямиком из сказок. На пороге лежат половики от «нечисти». Надо чуть пригнуться, чтобы не стукнуться головой о дверной проем. Слух пронзает жужжание мух, а вдалеке включённый телевизор. Окна увешаны кружевами. Стол с яркой скатертью и пару скамеек. Висящая лампочка с клейкой лентой для мух. Улыбающаяся до ушей бабушка. Она в последнее время может передвигаться только на коляске. Но даже так ее руки дотягиваются прямиком до моей шеи. Зажав щедрыми объятиями, промолвила: «В монастыре так  здороваются!» Порадовав бабушку покупками, торопимся на прогулку. Напоследок  слышим  голос хозяйки: «Воздух тут совсем другой, даже в Новиковке не то». Босиком бежим рассмотреть здесь все. Старую самодельную баню из шифера. Посаженные цветы. Спустившись с холма, можно подойти к небольшой речке. Вода теплая, манит окунуться своим журчанием. Возле нее тропинка, усеянная желудями. Деревья здесь здоровенные, в основном березы и дубы. Дома расписанные резьбой,  целое искусство!

Стемнело. Сверчки. Ужин. Электричество тут дают редко. Треск зажженной спички и свеча озаряет комнату светом. На столе пиво и вареная, мелкая картошка. Магазин сюда приезжает раз в неделю, в субботу. А во вторник — молоко, благодаря дедушке, у которого свои коровы.  Бабушка, захваченная былыми временами, рассказывала нам обо всем. О маленькой внучке, о поездках в другие города, о детстве в этом селе, и даже о первой измене покойного мужа, и что хорошо засыпает под любое кино. А самым эмоциональным выдался рассказ о несправедливом равнодушии к селу местных жителей. 

Оказывается, в село Тригубовское даже на летнее время приезжает лишь 7 человек. А раньше численность доходила до 600. На мое удивленное лицо бабушка, махнув рукой, крикнула: «Да заброшенная она, мертвая». 

И на самом деле, официально это деревня считается заброшенной. Средств на нее не выделяют. А 20 человек на это повлиять не могут. Все, что осталось у них — сгоревшая церковь. Люди живут без воды и электричества. Высоченная нескошенная трава. Отсутствие не то, чтобы дорог, а хотя бы проходимости. Нехватка продуктов. Но от жителей вы не услышите правды об этом месте. Несмотря на все условия, они всем сердцем влюблены в свой закуток земли. В леса, поля, деревья, друг в друга. Постоянно вспоминают прошлое. Живут им. Твердят об одном: «Здесь все настоящее». 

И все же, меня мучал вопрос. Почему деревню Новиково местные жители называют монастырем? Ведь тут только церковь. Спустя время, лишь на обратной  дороге, пришло осознание. Церковь — это храм, там совершаются богослужения. Соответственно — здание, вмещающее много народу и священника, там никто не живет, оно только для Бога. А монастырь — это такое «общежитие» для монахов, в котором сосредоточенно молятся Богу. Вот и деревня эта — монастырь. А Бог для местных — родная земля. 

Виктория Юдина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *