19.04.2024

Сумбур в голове – сумбур на сцене

Не буду брать на себя ответственность чтобы что-то сглаживать, утеплять. Изначально лишь заявлю, что речь пойдёт о спектакле «Это тоже я», который стоит воспринимать как академическое размышление о судьбах нас – простых людей: с одной стороны… с другой стороны…

В первом же действии спектакля мы видим знакомые лица Петра Скворцова, известного по резонансной роли в фильме «Ученик», к нему мы ещё вернёмся позже, и Анастасии Великородной. На сцене с явной иронией представлены образы суетливой мамаши-учительницы и её бедного сыночка, которому не дали шанса нормально учиться в Высшей школе экономики.

Даже если взять во внимание, что актёры намеренно переигрывают в представлении образов своих героев, хочется сказать им за это большое спасибо, нежели поругать. Ведь именно тот тон, который они задают в самом начале постановки, помогает зрителю моментально окунуться в замысел и отследить самих себя: колхозных, громкоговорящих, будто бы пьяных работяг из провинции, возрастающих в каких-то обособленных чертах. Здесь вот и хочется добавить: будто бы окатили холодной водой. И, наверное, это лучшее решение от режиссёра.

Экстравагантное зрелище каждой мини-истории, на которые поделён спектакль первого действия, завершается экранной паузой, где представлены люди, изображающиеся актёрами. Надпись: Рашид – 18 лет и Светлана – 51 год, г. Астрахань. Образы вроде вполне типичных представителей простого российского люда, но с такой точностью раскрыты благодаря лишь парочке монологов и маленькой сидушке. Кстати, этот момент надо отметить более подробно. Сцена для актёров сегодня импровизированная, и следственно не помогает как фон для передачи атмосферы. Весь груз ответственности за погружение в ситуации висит на актёрах и их профессиональной игре.

Динамика развития от сценки к сценке не даёт зрителю скучать, и это ещё один плюс в постановке. Когда сообщается, что спектакль идёт в двух действиях и займёт ни много ни мало – два с половиной часа. Невольно задумываешься о том, как бы не выпилиться от тоски за это время, параллельно начинаешь молиться, чтобы времени потраченного не стало жаль. И вот на тебе, молитвы услышаны, выпускники мастерской Брусникина оказываются вполне реальным воплощением таланта, не требующего вмешательства декоративных элементов или постоянного музыкального сопровождения.

Но посмотрим на спектакль с другой стороны, взглядом трезвого зрителя, ещё не искушённого другими неординарными выходками актёров современного русского театра, как например закрытая сценическая постановка Розы Хайруллиной и Васи Березина в заброшенном особняке на Покровском бульваре. Тогда спектакль был поставлен за пару суток, и аудитория, которая попала на него, была совершенно случайно приглашена сарафанным радио, от чего интерес подогревался особой спичкой. Условий для показа того, что в обычном нашем представлении называется театральный спектакль, тоже не было: свет буквально попадал исключительно из окон и от фонариков, которые притащили артисты. Это было настоящее, честное искусство, которое невозможно продать или повторно посмотреть через пять минут. Это действие было волшебством и одновременно отражением панка современного театра.

Представили? А теперь вернёмся к спектаклю «Это тоже я», и что мы видим? Клоунаду, которая происходит как эпатаж ради эпатажа. И здесь речь не о том, что такое видение искусства не для всех, речь о моменте и замысле, который актёрам требовалось донести. Задумка-то простая: показать срез российского общества глазами 20-летних, молодых и на всю голову даровитых, но как она выполнена? Распущенно, небрежно, хоть и последовательно. Конечно, для кого-то это всё прозвучит как вкусовщина, но напомню, что сейчас мы смотрим глазами простого зрителя, далёкого от сценического пафоса.

Искренность актёров на сцене пугает, возникает ощущение, что мы наблюдаем за репетицией какой-то другой постановки, или за упражнениями, которые студенты театрального ежедневно выполняют в мастерских. Тот же Петя Скворцов, гениальный актёр, несколько раз появляющийся на сцене в разных образах, и, к слову, прекрасно их раскрывающий, в то же время будто бы насмехается над зрителем, до омерзительного искажая образы, которые демонстрирует. Не хватает какого-то чувства такта, не хватает какой-то границы между актёром и зрителем. И этот аспект неоднозначен, его стоит принимать с двух сторон, в зависимости от того, к какому типу зрителей вы относитесь. Коль вы относите себя к прожжённой элите, регулярно посещающей творческие тусовки и постановки новой школы актёров – ваше восприятие спектакля будет нести только положительные отклики, если же это первый спектакль, на который вы идёте с целью разнообразить свой вечер – готовьтесь к сумбуру в голове и на сцене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *