03.05.2024

Брэдбери и панки на Фонтанке

«451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага» — с этих строк Рея Брэдбери начинается спектакль гастролирующего коллектива Владимирского академического театра драмы. 

По жанру спектакль — антиутопический трагифарс в постановке режиссёра Андрея Любимова. Действие происходит на сцене Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра. Артисты приехали, чтобы сыграть несколько спектаклей: «Холстомер» по произведению Л.Н. Толстого, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Доходное место» по пьесе А.Н. Островского. 

Пока действие не началось, звонки не прозвенели, а в коридорах звучат голоса, можно изучить театр. Это единственный в Петербурге театр-сад. Выступление будет проходить на Большой сцене, первое здание театра — Малая сцена, раньше там был каток. Измайловский сад, где размещается театр, зрители называют «зелёное фойе», правда сейчас оно скорее бело-серое и не фотогеничное. Подняться на второй этаж можно через зал с обеих сторон или из фойе с гардеробом. На лестнице располагается фотоэкспозиция, посвященная спектаклям, их истории и режиссерам, которые привносили в театр новые постановки. Театр основал Владимир Малыщицкий в 1979 году, он же был главным режиссером на протяжении 14 лет. В эти годы было крайне тяжело открыть театр.

На втором этаже представлены фотографии актерского состава театра, и располагается буфет, если пройти в зал со второго этажа внимание сразу привлекут металлические конструкции, в голове невольно возникает изображение арок на Витебском вокзале. А сбоку стоят макеты, так что можно в миниатюре заглянуть в застывший момент спектакля. 

В зале много пожилых людей, но еще больше школьников в официальной форме, которые пришли целыми группами — не зря театр Молодежный.

На сцене три экрана, книжные полки и профессор с книгой, за которым начинается погоня. Включаются срочные новости. Ведущий на телевидении выглядит как панк: ирокез, руки в татуировках. Как только он появляется, на сцене происходит веселое шоу: люди танцуют, а он исполняет песню в стиле джаз или рекламирует что-то для упрощения существования жителей.

Вот на сцену выходит главный герой и его жена. Они не слышат друг друга и позже меняются ролями: сначала Милли не могла понять своего мужа и слезно спрашивала у него, где и когда они познакомились, она еще не все забыла, в отличие от мужа. Девушка выпила смертельную дозу снотворного, и сомнительные санитары, курящие на сцене, очистили ее кровь. Теперь уже Гай не может смириться с суровой реальностью, где людям не важно духовное, не интересует «Почему?», а только «Что?» и «Как?» цель их жизни — беспечное счастье.

Молодой человек работает пожарным — сжигает книги, и ему это нравится. Знакомство с Клариссой, юной, немного сумасбродной девушкой, заставляет героя переосмыслить свои ценности. Ее любознательность опасна для государства, где все должны быть равны, и девушку устраняют, ведь она «бомба замедленного действия». 

Идиллия и духовный покой на сцене отражается легким гитарным мотивом и желтым светом, от него становится тепло на душе. Спектакль идет с одним антрактом, который очень даже к месту. Зрителям нужно осмыслить всю первую часть, чтобы продолжить просмотр с имеющимся бэкграундом. 

Начальник пожарных Битти хитрый человек, он безжалостен и предан делу. Но уже во второй части спектакля герой раскрывается: он достаточно умен и начитан, часто произносит цитаты из Шекспира и не только. «В книгах нет ничего», — говорит брандмейстер. Он убеждает главного героя в том, что для людей лучше увеселение: автомобили, телепередачи, порнография, наркотики.  

Гай попался пожарным, теперь ему нужно сжечь свои же книги. Книги упали с полок, и теперь на сцене горы. Гибель главного антагониста, Битти, может и вовсе не убийство — «он как будто хотел умереть».

Композиция спектакля оказывается кольцевой, теперь уже главный герой убегает от полиции вместе с профессором, по телевизору идут срочные новости. И Гаю удается оторваться, он скрывается в лесу с бандой странных людей в лохмотьях, которые помнят наизусть многие великие книги. Их судьба — быть чекнутыми, пока «нормальные» веселятся, продолжают безжалостно сжигать культурный багаж и внимать лицам в телевизоре. СМИ водит за нос жителей, лгут им, ведь главное, чтобы все были спокойны и счастливы

Брэдбери

Лейтмотив, который тянется на протяжении всего действия, — где познакомился Гай с женой. В самом конце он наконец вспоминает, что это было в Чикаго.

Конец света на экранах. И завершение спектакля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *