23.04.2024

Рембрандт, Дюрер, Репин: известные акты вандализма в музеях

Прошедший 2022 год отличился внушительным количеством атак на известные произведения искусства, совершённых экоактивистами. Прошедшие перфомансы отличаются тем, что в ходе них активисты, как правило, не наносили произведениям серьёзного вреда. Однако в мировой истории было множество актов вандализма, в результате которых картины пострадали сильно.

Картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин

«В прошлом были акты вандализма и в связи с молодёжными протестами, и со стороны активистов, из политических или иных убеждений. Так же есть такой термин, как синдром Стендаля, когда произведение искусства настолько впечатляет человека, что он ведёт себя с точки зрения психики не совсем адекватно. Здесь два варианта: либо ему хорошо, он растворяется в искусстве, в экстазе, либо, наоборот, это задевает в человеке какие-то слабые стороны. В дальнейшем экспертиза может признать, что человек был не совсем в себе»,  — рассказывает историк искусства и культуры, выпускница Российского Института Истории Искусств при Академии наук Анастасия Гузанова. «Считается, что художник, на картины которого чаще нападают люди, подверженные ментальным расстройствам — Рембрандт, вероятно, потому, что его работы очень пронзительны. Во Флоренции смотрители в музеях проходят подготовку, как оказывать первую помощь людям, если их накрыло синдромом Стендаля, там много нюансов. Как правило, чаще всего он накрывает европейцев, а реже всего жителей Азии».

Вспомним несколько известных актов вандализма, в процессе которых произведения искусства были серьёзно повреждены:

В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон совершила нападение на картину «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса в Лондоне: девушка ударила по картине мясным топором несколько раз, выступая против ареста своей единомышленницы. Искусствовед Наталия Сиповская в беседе с «Известиями» отметила, что ещё тогда активисты пытались через акции вандализма привлечь внимание к социальным проблемам.

В 1975 году была атакована картина Рембрандта «Ночной дозор». В Амстердаме голландский учитель изрезал картину ножом, после чего был задержан и признан невменяемым. Это было не первое нападение на «Ночной дозор», тем не менее, разорванное полотно реставраторам вновь удалось восстановить.

Другим известным случаем нападения на картину Рембрандта стала атака картины «Даная», выставленной в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В 1985 году мужчина облил произведение кислотой. Картину принялись спасать немедленно, однако кислота успела прожечь полотно. Как пишет РБК, 30% авторского слоя было повреждено безвозвратно, реставрация картины продлилась более 10 лет. Совершивший нападение был так же признан невменяемым. Как пишет ТАСС, картина вернулась в музей в 1997 году, кроме того, на выставке были представлены документы, подтверждающие реставрацию.

Картина «Даная», Рембрандт

Однако, подобное происходило отнюдь не только с произведениями Рембрандта. В 1988 году в Мюнхене от кислоты пострадали картины Альбрехта Дюрера: «Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа», «Семь скорбей Марии». За это уже ранее многократно уличённый в вандализме Ханс-Йоахим Больман был задержан и признан нуждающимся в психиатрическом лечении.

В США в городе Милуоки в 2007 году мужчина избил кулаками картину Оттавио Ваннини «Триумф Давида», после чего и вовсе схватил её со стены, бросил и начал топтать ногами. По данным Коммерсанта на допросе он признался, что «рассвирепел от вида Голиафа».

В 2017 году в Национальной галерее в Лондоне мужчина по имени Кит Грегори порезал отвёрткой картину Томаса Гейнсборо «Утренняя прогулка». Однако на реставрацию было потрачено лишь 10 дней, после чего картина вернулась в музей.

Произведение Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалось нападению не один раз. Ещё в 1913 году по ней было нанесено несколько ударов ножом, после чего картину с трудом удалось восстановить. Однако подобное вновь повторилось в 2018 году: мужчина разбил стекло стойкой ограждения и ею же ударил картину. Усугубили ситуацию разлетевшиеся осколки. «Ущерб – значительный», — заявила тогда заместитель научно-реставрационного центра Грабаря Ольга Темерина. В мае 2022 года картину вернули в Третьяковскую галерею. После возвращения картины генеральный директор галереи Зельфира Трегулова рассказала о намерениях выделить средства на изготовление пуленепробиваемого стекла, передаёт ТАСС.

Все эти случаи объединены тем, что в ходе них известные произведения искусства великих художников были действительно испорчены, что отличает их от громких актов вандализма 2022 года.

Торт, клей и суп: как это было в 2022 году

29 мая 2022 года нападению подверглась «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, выставленная в Лувре. Один из посетителей приблизился к картине и неожиданно бросил в неё кусок торта, как сообщило издание РБК. Фотографии с «Джокондой», покрытой разводами крема, разлетелись в сети. Сама картина не пострадала, так как уже многие годы находится под защитным пуленепробиваемым стеклом. Сразу после случившегося он был задержан сотрудниками службы безопасности. По данным, приведённым РБК, мужчина, покидая зал, сказал по-французски: «Есть люди, пытающиеся уничтожить Землю. Подумайте о Земле! Вот почему я это сделал».

Картина «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Далее последовала чреда случаев вандализма, связанных с движением Just Stop Oil. Акции сторонников движения впервые прошли летом. 29 июня молодые люди приклеили ладони к картине «Моё сердце в горах» Горацио Маккаллока в музее Келвингроув, на следующий день – к произведению Винсента Ван Гога «Персиковые деревья в цвету» в лондонской Галерее Курто, а затем к картине «Эолова арфа Томпсона» Уильяма Тёрнера в галерее Манчестера. На полу перед картиной Тёрнера активисты с помощью баллончика с краской написали «No new oil». Спустя несколько дней то же произошло с произведением Джона Констебла «Телега для сена» в Лондоне в Национальной галерее и копией картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в Королевской академии художеств.

Копия картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

 22 июля активисты итальянской группы Ultima Generazione  приклеились к «Весне» кисти Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. Как написала итальянская газета Corriere della Sera, активисты развернули на полу баннер «Ultima Generazione No Gas No Carbone», приклеив ладони к защитному стеклу, благодаря наличию которого произведение не пострадало. Как сообщили Ведомости, в одном из своих постов в сети сторонники движения написали: «Сегодня тысячи активистов бьют тревогу по поводу климата, но их игнорируют и подавляют».

22 августа сторонники немецкой организации Letzte Generation приклеили руки к «Сикстинской Мадонне» Рафаэля в Дрездене, через несколько дней к картине «Отдых на пути в Египет» Лукаса Кранаха в Берлине.

В октябре состоялась акция с нападением на «Подсолнухи» Ван Гога в Национальной галерее в Лондоне: активисты Just Stop Oil облили картину томатным супом. Одну из участниц акции цитируют РИА Новости: «Что стоит больше: искусство или жизнь? Стоит ли оно больше, чем еда? Больше, чем справедливость? Что вас больше волнует — защита картины или планеты и людей? Топливо недоступно миллионам замерзающих голодных семей. Они даже не могут себе позволить подогреть банку супа». Позднее Letzte Generation выплеснули пюре  на произведение Клода Моне из серии «Стога сена» в музее Барберини в Германии. Картины не пострадали, поскольку также были защищены стёклами.

Это отнюдь не все акции активистов, сопровождающиеся взаимодействием с произведениями искусства, произошедшие в 2022 году. Волна случаев вандализма вызвала дискуссии об истинных целях проходящих протестов. Как отмечают эксперты, они отличаются тем, что не наносят как такового вреда картинам. Автор книги «Воры, вандалы, идиоты: криминальная история русского искусства» Софья Багдасарова отмечает: «Все эти нападения имеют общие черты: они мгновенно попадают в интернет, в прессу и не наносят настоящего вреда. И это черта нового века». А также утверждает: «Шедевры выбирают за узнаваемость, он же «кликбейт», а не из-за эстетических противоречий».

В период протестов 2022 года многие картины спасло именно наличие защитного стекла. Однако мысль о том, что в таком случае, предупреждая новые акты вандализма, все картины можно было бы спрятать под пуленепробиваемым стеклом достаточно неоднозначна и по мнению многих экспертов не является верным решением. Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на вопрос, можно ли все картины в музее одеть в пуленепробиваемые стёкла, ответила: «В том-то и дело, что нельзя! Прежде всего, для этого потребуется сумасшедшее финансирование. Но и цена — не главная проблема. Дело в том, что пуленепробиваемое антибликовое стекло в раму не вставляется, им можно закрывать только нишу в стене. А теперь представим, что мы должны сделать сотни ниш в стенах Третьяковской галереи. Как это возможно? И самое важное: это будет плохо для зрителей. Мы утратим то, ради чего люди приходят в музей — непосредственное общение с художественным произведением и получение от этого общения особых эмоций, эстетических впечатлений».

По данным «Известий», руководители 92 музеев, среди которых Лувр и Прадо, опубликовали открытое письмо, в котором подчеркнули важность сохранности культурного наследия.

Искусствовед Сергей Уваров, в свою очередь, отметил, что администрации музеев пока не видят конкретных способов решения проблемы. Единственным способом на данный момент является введение в музеях дополнительных ограничений для посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *