19.04.2024

Выставка «Жил да был человек маленький…»

В Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда проходит выставка «Жил да был человек маленький…», основой для которой послужили записи из личного дневника Игоря Михайловича Никитина. В центре событий – 17 школьных тетрадей, который ученик вел в Ленинграде с июля 1941 года. Не пропуская ни одного дня, мальчик каждый месяц начинал новую тетрадку, даже если в предыдущей оставались пустые страницы. Помимо тетрадок посетители экспозиции смогут увидеть фотографии блокадного Ленинграда и сохраненные автором дневника предметы, среди которых карточки на хлеб, билеты в кино и даже шкурка съеденной юношей мыши.

В петербургском музее представили тетради школьника времен блокады | ФОТО АВТОРА
Фото: Сергей Глезеров

– Пять лет назад в музей позвонила очень пожилая женщина и, как будто бы очень стесняясь, стала предлагать нам дневник своего мужа, который ушел из жизни несколько лет назад. Звали ее Антонина Ивановна Никитина. Мы, конечно же, сразу же к ней приехали, чтобы увидеть все своими глазами. И оказалось, что перед нами уникальное свидетельство эпохи.

– куратор выставки Юлия Буянова.

Вторая мировая война — крупнейшая по масштабам и ожесточенности битва. Она стала трагедией для жителей многих стран мира, принесла небывалые в истории человеческие потери, бесчисленные страдания миллионам людей. Именно поэтому личные вещи, такие как дневники, письма, представляют огромную ценность для изучения тех событий.

В июле 1941 года Игорь начал вести дневник и не пропустил ни одного дня до января 1943 года, когда был призван в армию. Никитин служил в 3-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригаде, которая располагалась на Ораниенбаумском плацдарме, в январе 1944 года принимала участие в операции «Нева-2», приведшей к полному освобождению Ленинграда от блокады. В марте 1945 года Никитин был ранен под Данцигом, а в октябре 1945 года демобилизован и вернулся в Ленинград, снова стал рабочим завода им. А.А. Кулакова.

Несмотря на то, что те события, о которых Игорь писал в дневнике, можно прочитать и в других подобных источниках (обстрелы, бомбежки, огромные очереди в булочных, черный рынок с астрономическими ценами и натуральным обменом) в дневнике присутствуют и достаточно редкие детали. К примеру, 7 января 1942 года он написал про маму: «Вчера вечером ходила в церковь, как приятно и мирно делается на душе…» А 5 апреля того же года записал, как с мамой были в церкви на Пасху: «Поставили свечку, поплакали, как приятно там, тихо…»

– В каждом дневнике видна личность автора, – говорит Буянова. – Игорь Никитин ценил каждую деталь: он собирал предметы, которые казались ему реликвиями эпохи. Поэтому помимо текста мы обнаружили в его дневнике исторические артефакты. Продовольственные карточки за 1942 год, крохотная шкурка мыши, которую поймали и съели в самое голодное время… Билеты в кино, штраф за нарушение Правил дорожного движения (перешел улицу в неположенном месте), датированный 1942 годом..

Как и многие школьники того времени, Игорь Никитин увлекался фотографией, и в октябре 1941 года ему посчастливилось купить в «Пассаже» фотоаппарат «ФЭД». Интересно, что в осажденном городе (о чем свидетельствуют записи дневника) можно было свободно покупать фототовары. В марте 1942 года Игорь отмечает, что купил штатив, фотобумагу и проявители, в июле – автоспуск для фотоаппарата за 100 рублей.

В домашнем архиве сохранилось всего три снимка, сделанных во время блокады, однако судя по записям в дневнике, их было гораздо больше. Юноша упоминал, что фотографировал на улицах, и ни разу не говорил о запретах или каких-то подозрительных взглядах в его сторону от горожан и милиционеров.

Последние строки дневника датированы январем 1943 года. Именно тогда Игоря призвали в армию. Он попал на Ораниенбаумский плацдарм, служил в тяжелой артиллерии, в 1944-м участвовал в освобождении Ленинграда от блокады. Дорогами войны дошел до Польши, где в марте 1945 года был тяжело ранен, несколько месяцев пролежал в госпитале.

Увеличенное изображение
Источник: Kuda-Spb.ru

Единственная его фронтовая награда – это медаль «За оборону Ленинграда». Есть на выставке и уникальная реликвия – изогнутая монета, которая лежала вместе с красноармейской книжкой в нагрудном кармане и спасла ему жизнь, приняв на себя вражеский осколок.

В октябре 1945 года Игорь Никитин был демобилизован, вернулся в Ленинград. Два месяца проработал на «Ленфильме», но потом перешел на завод имени Кулакова, где трудился в блокаду. Стал семейным человеком, причем его жена Антонина перенесла всю блокаду и, что самое интересное, во время войны жила на той же улице Эдисона. Но познакомились они уже после войны.

Примечательно, что обложки «зимних» тетрадей загрязнены гораздо больше, чем «летних». Это связано с тем, что в зимние месяцы дневник писался при свете маленькой коптящей настольной лампы.

Блокадный дневник десятки лет пролежал в домашнем архиве и никогда не был достоянием широкой публики. По словам куратора выставки, подобный подарок для музея чрезвычайно ценен. Современное историческое знание делает упор на изучение повседневности, в центре которого – жизнь обычного человека. И в этом отношении дневниковые записи являются наиболее информативным источником.

..А когда он упал —
             некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
           не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня
в полный рост!

Роберт рождественский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *