29.03.2024

СГОРЕЛА ИСТОРИЯ: 10 разрушенных дворянских усадьб

Усадьба Панское Кудрявцевых – один из немногих памятников Отечественной войны 1812 года. По крайней мере, усадьба была таковой, до пожара 2019 года. Сейчас на месте бывшей ставки казачьего атамана Платова — пепелище. От деревянного ансамбля сохранилась только каменная стена пристройки, сиротливо примостившаяся у самого края

«Верстах в трех от г. Малоярославца, Калужской губернии, близь деревни Панское,

на берегу р. Лужи, на покрытом лиственным лесом холме стоит деревянный помещичий дом, окруженный парком»

Сергей Васильевич Безсонов , Усадьба Панское 1929 г.

Калужская область богата на памятники истории и культуры. Но деревянных образцов среди них осталась совсем немного – несколько деревянных домов и Панское. Которого уже и нет.

В 2022 году Отечественная война отметит 210 годовщину. А Панское пепелище – 3 года со дня пожара, уничтожившего главный дом с его замковыми наличниками, дорическими колоннами и балконом. Уникальный образец Александровского ампира.  

ИЗ ИСТОРИИ ПАНСКОГО

Усадьба, какой она была раньше, появилась при генерал-майоре Дмитрии Ивановиче Кудрявцеве. Участнику русско-турецкой войны, кампаний против Наполеона и подавителю Польского восстания 1794 года (штурмовавшему Прагу вместе с Суворовым).

За свои достижения в бою пожалован лично императором Александром I множеством наград.

«…муж мой был пожалован генералом, получил Св. Анны на шею и золотую шпагу за храбрость, что я узнавши, от радости плакала…»

из записок Софии Кудрявцевой, жены Д. И. Кудрявцева

Дмитрий Иванович вышел в отставку в 1810 году и перебрался из Петербурга в губернию, чтобы заняться возведением усадьбы. По легенде, имение и село стали зваться Панское из-за его жены – польской дворянки, панны. Якобы, так к ней обращались крестьяне поместья.

Но это не совсем верно.

Еще в 1782 года, в «Описаниях и алфавитах Калужского атласа» есть сведения, что «деревня Панская находится во владении Андрея и Алексея Бакеевых. В ней всего 5 дворов и 35 душ по ревизии: 18 мужчин, 17 женщин. Во владениях Андрея Бакеева также сельцо Бородухино, где находился господский деревянный дом…». При этом первые письменные упоминания деревни Панское встречаются еще в 1772 году.

НАСЛЕДНИКИ КУДРЯВЦЕВА

«…между тем муж мой подал в отставку и мы в 1810 году в марте приехали в Москву, где в мае родился твой брат Ростислав, а в июне мы отправились в деревню, избрав своим жилищем Панское»

из записок Софии Кудрявцевой, жены Д. И. Кудрявцева
усадьба Панское в 2013 году
Панское в 2013 году — 6 лет до пожара

Весь свой не слишком продолжительный век усадьба находилась во владении Кудрявцевых.

Строительство Панского завершилось летом 1812 году. И последующие 16 лет поместьем владел сам Дмитрий Иванович.

После его кончины имение перешло в руки его старшего сына – Александра Дмитриевича. Как и его отец в свое время, он был предводителем малоярославецкого уездного дворянства.

Последним владельцем стал его младший сын Александр. После революции, в 1918 году имущество усадьбы описали и национализировали. Спустя несколько месяц после этого Александр Дмитриевич, последний из Кудрявцевых, скончался.

СРАЖЕНИЕ ПОД МАЛОЯРОСЛАВЦЕМ И ПАНСКОЕ

В отечественной войне 1812 Дмитрий Иванович уже не участвовал. Но в пользу армии он пожертвовал 350 пудов сена и 2 четверти овса, всего на 453 рубля. А по манифесту Александра I организовал ополчение.

Сами Кудрявцевы с приближением Наполеона перебрались из только что выстроенной усадьбы к родственникам в Тамбовскую губернию.

«…новая и неожиданная беда нас изгнала – мы должны были отдать все на жертву неприятелю и сами спастись в Тамбовскую губернию к дяде твоему; там, горестно и печально, мы пробыли с сентября того года до марта 1813…»

из записок Софии Кудрявцевой, жены Д. И. Кудрявцева

В военное время в усадьбе находилась ставка атамана и кавалерийского генерала графа Матвея Ивановича Платова. В память этому события на входе в усадьбу сохранялась табличка.

Он принимал активное участие в битве под Малоярославцем, которая положила начало выдворению Наполеона из России.

Точно неизвестно, пострадал ли в это время усадебный дом. Но в 1813 года Кудрявцевы, наконец, вернулись в родные места восстанавливать хозяйство.

«…и возвратились в опустошенные наши места. Двоюродный твой дядя Никитин помог нам деньгами, что нам дало возможность помочь бедным нашим крестьянам, кои опять собрались в свои пепелища. Понемногу мы опять завелись и устроились…»

из записок Софии Кудрявцевой, жены Д. И. Кудрявцева

За помощь в организации ополчения и сбор продовольствия Кудрявцев был награжден бронзовой медалью в память об Отечественной войне.

ПАНСКОЕ В ЛУЧШИЕ ГОДЫ

«…каменный ампир Европы на русской почве и под влиянием целого ряда

местных факторов, превратился в деревянный…»

Сергей Васильевич Безсонов, Усадьба Панское 1929 год

Дом в Панском – типичный образец Александровского ампира. С одной только отличительной чертой – вместо камня Кудрявцев избрал дерево главным материалом. Поскольку в дворянских поместьях всегда было много лесов.

Это было удобно, близко и понятно. Правда, не очень надежно – но в то время о пожаре никто не мыслил.

Дом представлял собой удлиненный прямоугольник, обшитый тесом. В 70-е годы XIX века при последнем владельце к дому пристроили два симметричных полукруглых павильона. Передняя стена была сделана из белого камня, а оставшиеся – также из дерева. Один из них вел в сад, другой – являлся домовой церковью.

Со стороны дом казался двухэтажным, но в сущности внутри был только один полноценный этаж. Этажность увеличивалась за счет антресолей и высоких дорических колонн (полых внутри). А также небольшого балкона, соединявшего колонны, со стороны паркового фасада.

В целом, внешнее убранство было скромным и выдержанным согласно стилю. Лицевой фасад украшал портик с шестью дорическими колоннами, сверху него – фронтон с полукруглым оконцем в тимпане. В центре портика находился главный вход в дом.

Окна усадьба украшали замковые наличники. Балкон, пристроенный со стороны парка, скорее всего появился не сразу. А уже во второй половине XIX века.

ПАРК ПАНСКОГО

Интересно и расположение парковой зоны в Панском. Главный дом находился в центре парка, деревья буквально окружали его со всех сторон. Для построек же того времени было характерно расположение парка в стороне от усадьбы.

Разбитый парк представлял собой английский сад. С одной стороны его окружали березы, а с другой стороны – река Лужа. Перед домом с паркового фасада высаживали цветущие кустарники, а лицевой фасад украшали кусты крыжовника и две большие липы – по левую и правую сторону.

Панское в начале XX века. Все вокруг утопает в кустах сада и деревьев

Дом окружали множество аллей, пересекающих одна другую, высаженная липами и акациями, березами и елями. По правую сторону от дома находились фруктовые сады, а со стороны паркового фасада – ряд беседок с видом на реку, окруженную кустами рябины и сирени. 

В лучшие свои годы дом утопал в зелени деревьев, цветущих кустарников и ягодных плодах.

ИНТЕРЬЕРЫ

Точно восстановить внутреннюю обстановку сейчас невозможно. Искусствовед Сергей Васильевич Безсонов, исследовавший усадьбы в 1929 года отмечал, что прежней внутренней обстановки почти не осталось:

«…нет ни живописи, ни скульптуры и только в одной комнате, налево от входа, поставлены четыре деревянных колонны с золочеными коринфскими капителями, и виднеются остатки трельяжа в готическом стиле. Колонны и трельяж делят комнату на две неравные части. Прежде это была парадная спальня, и колонны отделяли альков от будуара или маленькой гостиной»

Доподлинно известно, что входов в усадьбу было несколько: парадный со стороны лицевого фасада и два из боковых пристроек. С первого этажа к антресолям вела деревянная винтовая лестница.

Дом делился на женскую и мужскую часть, а наверху, в антресолях, находились детские комнаты. После перестройки в 70 году всю южную половину дома занимал двухсветный зал.

Раньше в усадьбе содержалось шесть маленьких потешных пушек. По словам Дмитрия Ивановича, они были подарены ему лично Павлом I. Когда Безсонов обследовал дом, он нашел только одну из них. 

Во флигеле, находящемся чуть в стороне от главного дома, сохранилась изразцовая печь с клеймом завода купца Аксенова. Вполне вероятно, такие же печи когда-то отапливали и саму усадьбу.

ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

После национализации Панское забросили: не было денег на содержание дома. Под школу использовался только флигель, не требовавший капитального ремонта и больших расходов на отопление.

Главный дом ветшал на глазах.

«Уже с 1917 года в доме никто не живет, ставни окон забиты, крыша настолько местами проржавела, что во время дождей потоки воды льются в комнаты, от чего в доме завелась сырость и коробится паркет…»

Сергей Васильевич Безсонов, Усадьба Панское 1929 год

Как заметил Сергей Васильевич, местные жители могли запросто растащить дом на дрова. Но этому помешало Калужское общество истории.

Так, в подвешенном состоянии, дом простоял вплоть до окончания Великой отечественной войны.

После событий 45-го года усадьбу передали под детский дом с условием – провести капитальный ремонт. Конечно, о сохранении архитектурного облика в то время никто не побеспокоился. У колонн срезали капители и базы, внутри полностью изменили интерьеры, уничтожили резную лестницу и разобрали изразцовые печи.

В 1991 года детский дом расформировали. Усадьбу забросили.

До пожара в помещениях можно было найти старые игрушки, книжки и тетрадки – память о детском доме. В то время как от былого дворянского гнезда не осталось ничего.

ФРАНЦУЗЫ НЕ СОЖГЛИ. СВОИ НЕ ДОГЛЯДЕЛИ

После 90-х об усадьбе почти не вспоминали. Но ближе к началу 2010-го появились первые разговоры о восстановлении историко-культурного ансамбля. И даже начались первые работы.

Для начала вскрыли междуэтажные перекрытия, чтобы заменить гниющее дерево. Обновили фасад полуподвального, каменного этажа и… этим дело кончилось.

На что-то большое финансирования не хватило. Вход в усадьбу никак не охранялся: заходи, кто хочешь, и бери, что хочешь.

И взяли. И сожгли.

10 апреля 2019 года уникальный деревянный ансамбль Александровского ампира – сгорел дотла. Виновников этого так и не нашли. Только обязали заведующую отделом культуры Татьяну Сидельникову выплатить личный штраф в размере двухсот тысяч рублей. На эти деньги, конечно, усадьбу не восстановишь.

КОМУ ВОССТАНАВЛИВАТЬ И КАК?

О восстановлении усадьбы заговорили спустя два года после пожара. Осенью 2021 года губернатор Калужской области заявил – восстановлению быть.

«Регион заинтересован в том, чтобы вернуть исторический облик усадьбы: главного дома, флигеля, парка. Дал поручение начать готовить документы по передаче объекта культурного наследия в собственность, чтобы вдохнуть в усадьбу новую жизнь, использовать ее богатый туристический потенциал»

рассказал губернатор области Владислав Шапша на переговорах о продаже дома и дальнейшем восстановлении
усадьба - план восстановления
источник: НГРегион

В планах области продать землю и усадьбу на ней «за рубль» — с условием дальнейшего полного восстановления. При этом, после инвестор должен использовать восстановленный памятник в общественных целях. Здесь планируется создать культурно-исторический центр. Открыть музей, посвященный истории этих мест, а также гостиницу для приезжих туристов.

«Эта усадьба может стать жемчужиной, объектом притяжения туристов. Весь план восстановления укладывается в три, максимум в пять лет»

поделился Валерий Обухов, президент ассоциации предпринимателей гостиной индустрии

Центр государственно-частного партнерства Калужской области все еще ищет инвестора. Но покупатель «за рубль» так и не нашелся.

Наша Редакция обратилась с запросом в организацию, чтобы узнать, есть ли в настоящее время потенциальные кандидаты. И какая судьба ждет усадьбу, если инвестор так и не будет найден. Но на момент публикации ответ так и не был получен.

Судьба Панского остается неизвестной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *