29.03.2024

Пасха, похожая на Хэллоуин

Дети ходят по домам, стучатся в двери и получают вкусняшки. Хэллоуин? Нет! Пасха!

Мой родной город — не большой и не маленький, со своими плюсами и со своими минусами и, как оказалось, со своими традициями.

Однажды мы с друзьями разговаривали о прекрасном и светлом празднике. Пасха у них ассоциируется с куличами, яйцами, пасхальной службой. Услышав мою ассоциацию, они округлили глаза от удивления. «Это что, Хэллоуин?», — произнесла подруга. Нет, это Пасха.

Пасхальные воспоминания из детства

Ранним пасхальным утром на улицах моего родного города можно увидеть детей с мешками, пакетами или портфельчиками. Когда-то так же шла и я. В четыре-пять утра мы с друзьями собирались в назначенном месте. Идёшь, а вокруг тихо, в домах ещё не горит свет, в лицо дует прохладный весенний ветерок. Обычно мы ходили втроём, реже — вдвоём. Заранее выбирали район, в котором нам предстояло провести всё утро. Собирались и шли к первому дому. Иногда приходилось звонить по домофону незнакомым людям, чтобы нам открыли дверь. В такие моменты каждый пытался переложить это дело на другого и, когда наконец кто-то побеждал застенчивость, звонил в первую попавшуюся квартиру и говорил: «Откройте, пожалуйста», перед нами открывалась железная подъездная дверь.

Мы входили внутрь. Смеялись от робости, нерешительности. Нажимали на звонок или стучались. Внутри квартиры слышались шаги, всё ближе к двери. «Кто там?» — спрашивали по ту сторону двери. «Христос Воскрес!» — отвечали мы. Замок начинал скрипеть — нам открывали дверь, мы же стояли в ожидании. На пороге появлялся человек или люди, их лица были сонными. «Воистину воскрес! Сейчас, подождите тут», — говорил человек и либо уходил на кухню, либо брал уже заготовленные угощения, стоявшие в прихожей. Кто-то просил нас войти: через порог давать нельзя. Кто-то выходил к нам сам. Мы раскрывали рюкзаки и пакеты, и туда нам клали печенье, конфеты, варёные яйца в красивых бумажках, монетки. Мы благодарили, желали всего хорошего, нам отвечали тем же, и мы счастливые шли к другой квартире.

Мы становились всё смелее и смелее с каждой дверью. Сначала боялись подойти к первой, а уже привыкнув, заходили на этаж и звонили сразу во все двери. Было крайне проблематично, когда открывались несколько дверей с разных сторон: непонятно, куда идти.

Не все люди открывали двери. Некоторые уезжали отдыхать на дачу — об этом нам сообщали соседи. Некоторые просто отключали звонки, чтобы дети не мешали спать. Если звонок не работал, мы стучались легонько. Нет, мы не хотели мешать людям, но всегда думали: «А что, если звонок сломался, а нас ведь ждут». Иногда так и случалось, а иногда наш стук оставался без ответа. Бывало, что нам не открывали на целом этаже. Могли открыть всего две-три квартиры во всём подъезде. Мы не расстраивались, ведь нам нравился сам процесс и атмосфера праздника.

Они ждут

В более осознанном возрасте, помимо атмосферы и угощений, у меня появилась ещё одна причина ходить на Пасху. Я знала, что нас ждут бабушки и дедушки, те, для кого это важно. Они встречали с улыбкой, домашним уютом и теплотой. Ласково называли нас «первыми Христосовцами». Жаловались, что к ним заходит мало детей. Мы от всего детского сердца желали им здоровья и советовали компаниям детей, которые проходили мимо нас, зайти в эту квартиру. Одна бабушка подарила нам тапочки, сшитые своими руками. Они до сих пор хранятся у меня дома, хотя прошло уже много лет. Я не знаю, жива ли она, не помню её адрес, но благодарна ей за детскую радость — неожиданно получить тапочки! Тогда нам так понравился её подарок.

Зачастую к нам выходили истинные хозяева дома — собаки и кошки. До жути любопытные четвероногие стремились просочиться в дверь и увидеть тех, кто пришёл так рано. Некоторые из них ворчливо тявкали на нас, другие — приветливо махали хвостами, третьи — изящно и гордо выгибали спинку, мурча. С разрешения хозяев мы гладили всех.

Иногда к нам выходили дети, которым родители вкладывали в руки конфеты или яйца. Смущённые дети передавали их нам.

Этот праздник охватывал людей всех возрастов. Те, кто не хотел принимать участие, просто отключали дверные звонки. Другие же писали на двери домофона, в какую квартиру надо позвонить, чтобы они открыли нам дверь. Иногда мы проходили мимо какого-то дома и нам из окна кричали с просьбой зайти и к ним. Рядом с нами один раз остановилась машина, и водитель, открыв окно, раздал нам гостинцы. Когда мы ходили по домам, люди угощали нас шоколадными конфетами, леденцами, куличами, вафлями и печеньем. Варёные яйца зачастую были разноцветными, в красивой бумажке, с наклейкой или с рисунком.

Дети такие дети!

А ещё у нас была конкуренция! Незнакомая нам компания детей заходила в подъезд вместе с нами, и нам приходилось толпиться на одной лестничной площадке. Обычно мы расходились в разные стороны, но было обидно, когда «конкурентам» открывали, а нам нет. Правда, заметив нас, люди обычно звали к себе и угощали всех. Но всё же мы предпочитали избегать таких ситуаций.

В домах, где не было лифта, мы ходили пешком. От тяжёлых портфелей начинала болеть спина. При этом мы всегда держали телефоны наготове: могли позвонить родители, чтобы убедиться, что мы в порядке. Зачастую мы сидели на лавочках возле домов, отдыхали, кушали конфетки, обсуждали, у кого какие вкусности в портфеле. К нам тут же подлетали голуби и воробушки, и мы крошили для них печенье.

В девять-десять утра мы расходились по домам. Иногда нас встречали родители, чтобы помочь донести портфельчики. На сердце была лёгкая грусть: всё закончилось. Дома мы высыпали угощения, гордо показывая родителям небольшую горку вкусностей. Первым делом съедали конфеты, пили чай с печеньем. Сладостей хватало дней на пять.

Странные случаи

Неужели за всю историю ни разу не было странных случаев? Были. Однажды мы пошли в какую-то пятиэтажку. Этажи были освещены слабеньким светом, а за окном только-только начинался рассвет. Нам никто не открывал, и так мы с подругой дошли до четвёртого этажа. Позвонили в дверь. Внутри кто-то начал ругаться на нас старушачьим голосом, мол, пришли незваные. Мы испугались и побежали вниз по лестнице. Даже когда выбрались на улицу, продолжали бежать. Затем мы остановились, посмотрели друг на друга и весело засмеялись.

Был и другой случай. На девятом этаже какого-то дома нам открыла дверь женщина. У неё в глазах были лопнувшие сосуды, и оттого белки глаз казались абсолютно красными. Она отругала нас и сказала, что мы нарушаем всю традицию. По её словам, человек должен прийти с яйцом и гостинцем и сказать: «Христос Воскрес». Другой человек должен тоже взять с собой яйцо и гостинец и сказать: «Воистину Воскрес». Они должны «стукнуться» яйцами и обменяться гостинцами. Мы не напугались, но нам хотелось уйти. Мы сказали: «Да-да» и начали отступать назад от её квартиры. Женщина продолжала нас ругать: «Куда вот вы яйца денете? Испортятся они у вас». Не знаю, правду ли говорила та женщина насчёт традиции, тем не менее, было неприятно. А насчёт яиц ответ прост: некоторые мы съедали, а из остальных родители делали салат. Ничего не портилось.

Светлый праздник

Даже такие неприятные и мрачноватые случаи казались забавными. С Пасхой у меня только радостные ассоциации. Мои друзья из других городов были крайне удивлены такой традиции. А я была удивлена не меньше, узнав, что у них такой традиции нет. Не знаю, в каких городах ещё празднуют Пасху так же. Для моего родного города это дело обыденное. В детстве мы даже не думали о том, что у других как-то иначе. Я, если честно, и повзрослев, не знала, что эта традиция не так распространена, как казалось. Мои же знакомые слышат о ней впервые, и многие из них спрашивают: «Это ты про Хэллоуин?». Нет же. Это Пасха.

Я благодарна всем, кто дарит детям такую светлую радость. И я помню имена всех друзей, с которыми когда-либо ходила на Пасху и искренне рада, что в детстве у меня был такой замечательный весенний день. К сожалению, в период пандемии эта традиция опасна. Я надеюсь, что она не исчезнет и, когда вирус уйдёт, дети снова будут ходить по утрам на Пасху, а люди не перестанут встречать их с душевной теплотой, и четвероногие друзья всё так же любопытно будут выглядывать из-за дверей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *