27.04.2024

Место силы по-Порховски

Паломничество в Никандрову пустынь

Высотные дома, забитые машинами дороги, безликая толпа. В этом есть своя городская романтика, но как часто хочется оказаться в берушах на улицах города и отключиться от внешнего мира. Повезло жить в то время, когда большое и шумное возможно заменить маленьким и умиротворяющим. Остались еще такие места — и Никандрова Свято-Благовещенская пустынь в их числе.

Лето, когда я уже достаточно выросла, чтобы приезжать к бабушкам и дедушке в деревню по собственному желанию. Ещё одно дарящее покой сердцу место. За городом хорошо, пока грядки не становятся рутиной, и соседки не выучивают наизусть, как у тебя дела. Вспоминаю о месте, не столь далеком от нашей деревни, и поднимаю весь дом. Завтра рано утром мы едем в Никандрову пустынь — местную достопримечательность Порховского района и единственный мой шанс не заскучать. Душа требует высокого, а грядки слишком низко…

После того, как самое тяжелое (проснуться) позади, я, мама, младший брат, бабушки и дедушка садимся по машинам. Впереди минут 40 езды. Как только за окном начинают сменяться незнакомые мне поселки, дедушка впервые делится своей биографией. Здесь было клубное учреждение, куда они ходили. А тут раньше школа стояла, но сейчас на ее месте заросли и лес, будто не протаптывали дорогу к знаниям ежедневно дети разных возрастов.

Дорога до мужского монастыря однотипна: всё та же песчаная, пыльная. Только местный доберется до точки без навигатора. Иные же ахнут, когда неожиданно увидят виднеющиеся сооружения среди леса.

— Кто-то едет с других стран, чтобы здесь побывать, а нам-то всего ничего ехать, — подмечает бабушка.

Действительно, уже утром парковка заставлена десятками машин с номерами других регионов и даже стран. А вдалеке подъезжает автобус с туристами.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

Приезжих встречает небольшая беседка — так многие думают, видя ее впервые. На самом деле, это один из пяти святых источников, ради которых в Пустынь и приезжают. Источник Иконы Казанской Божией Матери или «глазной». Вода там светло-коричневого оттенка и для распития не предназначается, её рекомендуют для глаз.

За разваленным каменным забором, ограждающим парковку, расположены деревянные сооружения с изумрудными крышами и позолоченными куполами. Здания не выглядят выходцами истории — и это неспроста: в 20-х годах прошлого века монастырь закрывали, а возрождение его пришлось лишь на двухтысячные.

За оранжевыми сооружениями расположился могучий дуб. Кажется, он превосходит в размере Благовещенский собор — там и проводятся служения. Стоит подойти к нему, как нос улавливает аромат свечей и благовоний. На входе висят юбки в пол: в джинсах девушкам заходить нельзя.

МЫ С ДЕДУШКОЙ

Моя семья уходит ставить свечки, а я с дедушкой иду на обход собора. Тишина. Прерывают ее птицы и наши шаги по каменной кладке. Братский корпус возрождают до сих пор. Видимо, во время служения шуметь инструментами запрещено, поэтому рабочие вальяжно прогуливаются возле своего объекта. Вдалеке виднеется тропинка, ведущая к деревянному домику с пирсом и выкопанному маленькому озерцу.

Мы с дедушкой присаживаемся на каменную ограду сзади собора.

— Никандрова пустынь очень старый монастырь, — прерывает тишину дедуля, — В каждом монастыре была казна. Серебряные подсвечники, иконы старинные… Не могло это пропасть, и люди — какие? Да из соседних деревень приходили и искали это золото, могилы вскапывали. Не находили. После революции банды белогвардейцев грабили монастырь, он разрушился. Потом приходили жители деревень и кирпич разбирали.

Лекция дедушки прервалась возвращением одной из бабушек. Пора идти к источнику. Возвращаемся к исходной точке, но в этот раз идем налево. На распутье стоит церковная лавка: именно там можно приобрести бутылки для святой воды и нежные браслетики. Ассортимент, на удивление, огромен. За лавкой стоит кафе при монастыре: все продукты собственного производства. Сколько лестных слов я слышала в адрес их блинов, и ни разу не посчастливилось их попробовать.

ПУТЬ САНТЬЯГО ДО ГОЛУБОЙ ЛАГУНЫ

Дорога к источнику преподобного Александра Свирского самая длинная. Впереди порядка двух километров ходьбы по прямой в лесу. Полностью грядок избежать не удалось: в начале нашего пути в глаза бросаются именно они, а только потом я замечаю хлев. Но это не самое жуткое, чем пугают туристов. В паре минут расстелилось братское кладбище со старинными каменными крестами. В этом месте можно проникнуться историей, пройдясь вдоль могил. И я понимаю, о чем говорил дедушка.

За разговорами с бабушкой время пролетает незаметно. Она рассказывает местную легенду о пожилой женщине, которую везли к этому водоёму специально на машине, так как ничто не помогало ей, кроме этой целебной воды. Соблазн поверить велик: на земле красуются застывшие следы колес. Но вряд ли бабушек при смерти возят сюда ежедневно?

Бесконечная лесная тропинка перерастает в дорожку из дерева, что ведет к «бассейну» с голубой водой. Рядом с ним стоит купальня, разделенная для «братьев» и «сестер». И в каждую из них стоит огромная очередь, а всё это ради ледяной воды! Пока женщины спешат исцелиться в чудо источнике, дети в ожидании знакомятся друг с другом и резвятся, брызгаясь той самой голубой водой.

“СИАМСКИЙ” ИСТОЧНИК

Возвращаться всегда по ощущениям быстрее. Ещё одна дорожка, ведущая куда-то вглубь, и деревянный указатель. Путь к другим источникам должен быть гораздо короче.

Нас встретило сооружение, напоминающее веранду. Ступив на нее, мы заметили два колодца. Это источники Святых апостолов Петра и Павла и Животворящего Креста Господня. Справа можно насладиться «живой» водой, а слева набрать «мертвую». Признаков жизни она, конечно, не подает, но «живую» воду берут монахи для питьевых нужд.

Набрав водички, понимаем — сил ходить не остается, а бутыли в обеих руках создают неплохую нагрузку для и без того ноющих после грядок рук. Пятый и последний источник Преподобного Никандра мы оставляем на следующий раз и движемся к машине.

В ноздрях остается запах леса. Солнце начинает припекать. Количество машин увеличивается. Необязательно быть верующим, чтобы получить умиротворение от приятных прогулок по лесу и эстетическое наслаждение от Никандровой Пустыни. Вот и мы отдохнули от огорода, но пора возвращаться к своим грядкам, чтобы с ними отдохнуть от шума мегаполиса…

Дарья Иванова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *