01.05.2024

Исчезнувший храм

Каждый раз, когда я выхожу из метро и оказываюсь в обыденном для себя месте, на Сенной площади, не подозревая какой могущественной была архитектура много лет назад.

По дороге в университет встречаются здания и улочки, которые въелись в память так, что ты уже не обращаешь внимания из-за их скучного оттенка, смешивающегося с грязью города. Но в один момент восприятие может измениться. Однажды я решила писать статью об исчезнувших зданиях Петербурга и узнала о церкви «Спас на Сенной», которая располагалась на углу Сенной площади. Храм, увенчанный пятью куполами, построили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он стал архитектурным памятником позднего барокко. Церковь Спаса на Сенной привлекала внимание изысканной архитектурой и величественной фасадной композицией. Купола церкви сияли на солнце и смотрелись потрясающе. Именно рядом с ней три столетия назад на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников раскаивался в грехах, дабы облегчить свои мучения. Роскошную церковь, возвышавшаяся над остальным городом того времени, упразднили по распоряжению главного архитектора Ленинграда.

Спас на Сенной

Церковь «Спас на Сенной» была не только религиозным сооружением, но и символом прекрасного изысканного искусства. С течением времени и изменением архитектурной политики в 1961 по мнению одного единственного человека, архитектора Ленинграда Валентина Каменского, в одну из зимних ночей была взорвана, несмотря на запрет министра культуры. Сегодня площадь Сенная лишена былой красоты и духовности.

Теперь, выходя из метро, всё, что может привлечь внимание — это площадь с неприглядными, жёлтого оттенка зданиями. Справа от метро прячется неприметная часовня, которая построена в память об утраченном храме Успения Пресвятой Богородицы. Рядом расположены вечно грязные лавочки и горшки, в которые на зиму высаживают маленькие ёлочки, а летом зацветают пёстрые петунии, цепляющие взор. На мой взгляд, площадь утратила  неповторимый облик и выглядит уныло и однообразно — это ощущение навеивается, как только в памяти всплывают образы былого храма, с таким же множеством спешащих людей, что остаётся и по сей день.

Анастасия Тихонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *