28.04.2024

Для любителей прекрасного: Парижские салоны Дени Дидро в Петербурге

С чего всё начиналось

8 декабря 2023 года, в Николаевском зале Зимнего дворца открылась масштабная выставка «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Это совместный проект Эрмитажа и Пушкинского музея, который всё лето и начало осени экспонировался в Москве, а на зиму переехал в Петербург. Место выбрано неслучайно: именно с Екатериной Второй, при которой завершилось строительство Зимнего дворца, и переписывался философ Дидро.

Дидро

Представители главного музея Петербурга отвели под выставку два зала, которые открываются перед посетителем после подъёма по Иорданской лестнице. Так, каждый попадает с одного из самых значимых и красивейших мест Зимнего дворца на выставку, не потерявшись. “Салоны Дидро” рассказывают о проведении парижских салонов через критику самого энциклопедиста и философа Дени Дидро. В свою очередь салоны разделены по годам, с 1759 года по 1781 и представлены картинами. Их дополняют гравюры, скульптуры, ковры, книги и даже рукописи самого писателя. Таким многообразием произведений и авторов, организаторы выставки стремились показать зрителям панораму французского искусства XVIII века — от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающую по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом.

Познакомимся лично

Условно первая часть экспозиций встречает гостей информационными табличками о том, кто такой Дидро, чем он занимался и отвечает на вопрос многих посетителей: “Причём здесь Дидро, если на выставке нет ни одной его картины?”. Организаторы условно разделили 2 выставочных зала на несколько частей, чтобы сперва каждый из присутствующих мог узнать как зарождалась выставочная деятельность и что было представлено в самых первых французских салонах. Важно отметить, что именно в первой части “Салона Дидро” отдельным стендом выведены значимые даты в истории салонов, из которых внимательный наблюдатель вынесет, что в 1648 году была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры, которая в дальнейшем и послужила организациям регулярных парижских выставок и ставшими в будущем салонами, о которых писал Дидро. Из значимых точек вводной части экспозиции я могу отметить полотно Фаванна Анри Антуана де “Телемах неосторожно открывает свою любовь Евхариссе”. Картина привлекает внимание насыщенностью красок, пышностью форм девушек и нимф. Здесь соединяется мифологическая основа и принципы художественного слова эпохи Просвещения. Изображение собирает взгляды многих посетителей, потому что не ясно отчего девушки указывают пальцем на маленького ребёнка. При этом сам Дени Дидро отвечает на немой вопрос зрителей так: «Телемах принимает Амура за обыкновенное дитя, но ощущает его силу так же, как Калипсо и ее нимфы».

Мир внутри

Вторая часть выставки уже демонстрирует публичные показы картин в Лувре в XVIII веке и полностью охватывает период, от выставки состоявшейся в 1699 году до Салона 1799 года. Это самая живописная и красочная точка выставки, так как именно здесь сконцентрированы произведения лучших художников, скульпторов и рисовальщиков. Ведь именно эти произведения, как самые достойные в те времена, демонстрировались на Салонах. Сейчас же эти экспонаты подтверждают то, что творчество — поистине дар, который раскрывается не в каждом человеке. По обе стороны от смотрящих картины, ковры и статуи происходят из знаменитых собраний Екатерины II и Павла I и графа Александра Сергеевича Строганова. А с технической точки зрения выставка организована так, что расположение экспонатов следует принципам хронологического порядка Салонов. Отмечу, что именно в этой части выставки начинаются салоны, что лично отсматривал Дидро. То есть можно заключить, что сердце экспозиций находится именно здесь. 

Дидро под запись

Финальной частью выставки для себя я обозначила книги и рукописи, самого Дидро, и его современников XVIII века, а также восстановленный кабинет Дидро, каким он мог бы быть в доме на улице Таранн в Париже, воссозданный по описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства». Невольно понимаешь, почему к словам и критике столь благородного коллекционера прислушивалась вся просветлённая Европа. “Своё” место Дени Дидро украшал картинами и скульптурами без лишней чопорности, а легко и со вкусом. Складывается впечатление, что вся выставка в целом опирается на правила организации пространства, выстроенного Дидро в собственном кабинете. На удивление именно в этой части выставки количество людей сократилось вдвое. Здесь не так много картин, как в середине экспозиций и нет информационных стендов, что могли бы рассказать гостям о жизни философа. Однако многочисленные книги сумели привлечь внимание юной девочки, которая читая по слогам название толстенной книги, переписывала его себе в тетрадь. Кажется, будто каждый человек по-своему понимает выставку и экспонаты в ней, ведь никто кроме ребёнка не старался заполнить тетрадный лист заголовками и фамилиями авторов произведений. 

Если вынырнуть из составляющей выставки и обратиться к организации, то удивительно, как представители Эрмитажа открыли её. В большинстве своём открытие выставки сопровождается экспертами или теми, кто так или иначе способствовал открытию, однако открытие «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» прошло без подобного представителя и посетители изучали экспонаты самостоятельно. Думаю, с одной стороны, это хорошо, потому что экспозиции вышли самодостаточными и каждый желающий мог прочитать всю интересующую его информацию на стендах. С другой же стороны, отсутствие экспертов характерно для любого дня выставки до самого закрытия, но никак не для первого дня презентации. С точки зрения журналистской работы не у кого было взять комментарий или задать дополнительные вопросы, которые больше бы погрузили как журналиста, так и читателей его материала в суть выставки. 

Однако позже выяснилось, что для СМИ был выделен день ранее, чтобы организатор выставки мог ответить на все интересующие вопросы. Так, Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа рассказал журналистам в чём же основная задача столь многоликой выставки.

Так, Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа рассказал журналистам в чём же основная задача столь многоликой выставки.

«Полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого — сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что всякая выставка о Дидро — об Эрмитаже тоже», — заметил он. 

Отдельно стоит отметить, что посетителей также интересовало отсутствие экспертов и представителей, поэтому каждый из гостей Эрмитажа, 8 декабря обсуждал с таким же “товарищем по несчастью” элементы картин, “странные рожицы” двух сражающихся ребят, широту ткацких полотен, с изображениями религиозных или исторических мотивов. Посетители этой выставки смогли выступить и экспертами и гостями — это тоже уникальный опыт. Однако, думаю, что если бы в этот день в зале присутствовала автор концепции выставки – Анна Сулимова, заведующая Отделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, то именно она бы и объяснила значимость проекта, рассказала почему важна связь между Дидро и Екатериной 2, а также гости узнали бы предысторию такого явления XVII века, как Салоны при Дени Дидро.

Исторический контекст для современников

В историческом контексте многое с выставки раскрывается глубже и большинство экспонатов предстают перед посетителями в новом свете. В контексте истории России Дидро занял не последнее место, ведь именно его библиотеку захотела купить Екатерина II, позднее императрица назначила философа «библиотекарем Ее Величества» и выплатила жалованье за 50 лет вперед. Именно с этого момента в мире русская императрица начинает восприниматься как просвещенная властительница, а Россия — как европейская страна, для которой важны идеалы Просвещения. В ответ на такую щедрость, Дидро помогал Екатерине II в ее закупках произведений искусства для Эрмитажа. К примеру приобретение полотен Рембрандта и Ватто, которые сегодня гордость Эрмитажа.

В настоящий момент, именно благодаря покупкам Екатерины II и советам Дидро каждый желающий может представить, как выглядели первые парижские открытые для всех выставки современного искусства. На выставке “Салоны Дидро” до 17 марта представлено более двухсот работ живописи, графики и скульптуры, которые являются раритетом и настоящим сборным пазлом из музеев России. Проект «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» — это напоминание о ценности нашего наследия Просвещения и укорененности европейской традиции в культуре России. Это особенно актуально сейчас, когда история переписывается, искусство забывается, а люди меняют свои ориентиры. Думаю, что столь многогранная выставка, которая представлена в Николаевском зале Зимнего дворца с 8 декабря до 17 марта, не оставит равнодушным никого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *