![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06098-1-1024x575.jpg)
«Искусству должны всегда сопутствовать изящная легкость и прекрасная чистота цветов…»
Д. Вазари
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06059-1024x575.jpg)
В октябре2019 года в Русском музее открылась выставка одного из величайших русских живописцев XIX-XX веков Ильи Ефимовича Репина. На выставке представлены графические и живописные полотна из золотых фондов Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Русского музея,музея «Атенеум» (Финляндия), Музея-заповедника Абрамцево. Вернисаж позволяет полностью проследить биографию И.Е. Репина как человека и как художника, представляя более 250-ти работ, выполненных в разной манере и жанрах.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06061-1024x575.jpg)
Среди картин основную часть занимают признанные шедевры русской изобразительной школы. Каждая тематика выставки сопровождается аннотацией, в которой сформулированы основные проблемы, поднимавшиеся мастером, предложены интерпретации сюжета. У посетителей выставки есть возможность увидеть работы И.Е. Репина, написанные в стенах Академии художеств, а также личные вещи художника.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06093-1024x575.jpg)
Ранние годы
Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Свое детство провел в небольшом городе Чугуеве. Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной. Сочетание строгости изложения и проницательности в написании портретов, стало в последствии основой творческого гения Репина.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06056-1024x575.jpg)
В семье часто читали Библию, что стало для художника ключевым моментом в выборе сюжетов картин. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу и заниматься торговлей. Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Акварельные краски и кисти, которые он захватил с собой для маленького Ильи стали отправной точкой в творческой биографии Репина. Первые пробы с красками Трофима привели маленького Илью в невероятный восторг. После этого любовь к живописи осталась у него на всю жизнь.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06068-1024x575.jpg)
В 1855 году родители отправили Илью учиться в топографическую школу, которая вскоре закрылась. После этого начинающий художник стал трудиться в иконописной мастерской. Детальное и проницательное изображение в написании образов стали причиной того, что о таланте Репина узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06102-1024x575.jpg)
В 1964 году И. Репин поступает в Академию художеств. Годы, проведенные в Академии, превратили Репина в профессионального художника. Годы учёбы принесли немалые плоды усердия и трудолюбия. За картину «Воскрешение дочери Иаира» И. Репин был удостоен золотой медали.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06112-1024x575.jpg)
Уникальность и всеобщее признание
Картина «Бурлаки на Волге». Картина восхитила искусствоведов глубиной изображения художником эмоционального состояния каждого участника картины. В 1874 году Репин представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06116-1024x575.jpg)
В 1885 г. И.Репин пишет картину«Иван Грозный и сын его Иван». Она получила множество положительных отзывов и на сегодняшний день, наряду с картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», считается одной из лучших работ Ильи Репина.
«Мне очень обидно отношение ценителей к этой моей вещи. Если бы вы знали, сколько горя и переживаний с нею, и какие силы легли там»
И.Е. Репин
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06083-1024x575.jpg)
В конце жизни Илья Репин проводил время и занимался творчеством в усадьбе «Пенаты», расположенной в Финляндии. Хотя он сильно тосковал по Родине, обстоятельства заставили остаться жить в Финляндии. Незадолго до своей кончины художника потрясает болезнь: отнимается правая рука. Художественный дар и ежедневная потребность в творчестве заставляют художника работать одной левой рукой. Однако в скором времени перестаёт работать и она. Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06086-1024x575.jpg)
Картины И. Репина на первый взгляд кажутся простыми и доступными для понимания. Однако вкрадчивое и глубокое изображение характера персонажа, заставляют зрителя задуматься над основными проблемами того времени, в котором творил живописец. Жизнь И.Репина началась с эпохи реформации Николая I, а закончилась в период глобальной проблемы прихода к власти национал-социализма. Душевные переживания героев, их отношение к сиюминутному выражают субъективную точку зрения Репина на происходящее. Его герои словно многогранная призма, сквозь которую зритель осознаёт и понимает отношение художника к миру.Многогранность творческого таланта И. Репина заключается в том, что он был не только живописцем, но также рисовальщиком, гравером, скульптором и литератором.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06106-1024x575.jpg)
Масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» демонстрирует высокий уровень мастерства Репина в изображении официальных событий. Впоследствии это дало возможность художнику написать портреты Александра III и членов императорской семьи.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06055-e1571013829125-575x1024.jpg)
Полотно «Не ждали» относится не только к народнической серии, но отсылает зрителя к библейским сюжетам. Вглядываясь в лицо главного персонажа всё больше кажется, что Репин показал лицо измученного земным существованием человека. Родительский дом стал промежуточной точкой не только на земном пути героя, но и на духовном. Он ищет правду в мире и не находя её в отчаянии возвращается к истокам. Лицо каторжанина имеет черты, схожие с ликом Христа изображённого на полотнах Рембрата Харменс ван Рейна, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе, Александра Иванова. Творческое вдохновение мастерами Ренессанса художник получил живя во Флоренции.
Блестящий портретист
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06058-1024x575.jpg)
«Был Репин, написал хороший портрет. Я его еще больше полюбил, живой, растущий человек»
Л.Н. Толстой
И.Е. Репин часто обращается к жанру портрета («Портрет М.П. Мусоргсокого», «Портрет Антона Рубинштейна», «Портрет Л.Н. Толстого», «Портрет Нади Репиной»). Именно в нём художник проявляет высокое мастерство в передаче характера и духовности изображаемого персонажа. На картине «Портрет Л.Н. Толстого» зритель видит в первую очередь простого человека, в глазах которого художник изобразил осознание и понимание высокого предназначения писателя как «героя своего времени».
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06111-1024x575.jpg)
И.Е. Репин показал на картине не графа, которому достались в наследство имения и крестьяне, а мудрого и думающего человека. Вглядываясь в образ Л.Н. Толстого всё больше кажется, что художник отсылает зрителя к основному моменту главного романа писателя, в котором автор описывает старый дуб, мимо которого проезжает князь Болконский «Это был огромный, в два обхвата дуб…только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца…». В изображении взгляда и позы, присущих писателю на картине, И.Е. Репин показал не только Толстого-романиста, но и Толстого-военного, участника Крымской войны и обороны Севастополя. Подобно скрижалям, Л.Н. Толстой держит в руках книгу и в изображении И. Репиным выступает перед зрителем пророком своего времени. Пройдя через сражение при Ольтенице и Силистрии, писатель, изображённый с книгой на картине И. Репина, даёт наставление потомкам, заключающееся в том, что мудрость и ответы на главные вопросы бытия человек может найти только в чтении и познании окружающего мира через себя.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06070-1024x575.jpg)
Во всех сюжетах, жанрах И. Репин обращается,прежде всего, к человеку как к представителю своей эпохи. Погружаясь в анализ психологии изображаемого человека, и приступая к работе, все мельчайшие детали характера попадали в поле зрения чуткого глаза И.Репина. Жанр портрета стал своего рода «лабораторией» для наблюдения и анализа человеческих типов. С лёгкостью и высочайшей точностью И. Репин улавливал то, что не способен увидеть обывательский взгляд. Подтверждение этому зритель может найти во властном образе «Протодиакона», в тревожном взгляде «Мусоргского», в сосредоточенности Л.Н. Толстогои в беззаботной улыбке А.Ф. Керенского. «Найти себя в том, чего нельзя увидеть», вот величайшее мастерство художника своего времени.
![](https://oknanews.info/wp-content/uploads/2019/10/DSC06087-1024x575.jpg)
Да, искусство есть самое великое дело мира, и оно незыблемо останется, переживая все катастрофы жизни…»
И.Е. Репин