27.04.2024

Пушкин и Достоевский, Лесков и Чехов – литературные расследователи

Литература и журналистика – две сестры. Как и любых родственников, их связывает общая кровь и ДНК, но при этом они не являются копией друг друга. Если первая абсолютно творческая и художественная – она муза, то вторая приземлённее, жёстче – это труженица. Объединяет их, конечно же, язык и слово – основные инструменты создания текстов, а иногда встречаются и симбиотические литературные произведения, в которых авторы используют журналистские методы, например, расследовательские.

Пушкин и «История Пугачевского бунта»

«История Пугачевского бунта» публикуется в 1834 году, но перед этим Пушкин долго и упорно ищет источники, изучает все материалы, доступные ему. Он прибегает к хитрости и просит документы у министра Александра Чернышева под очень любопытным предлогом – написание романа о Суворове. Пушкин затребовал «Следственное дело о Пугачёве», «Донесения графа Суворова во время кампании 1794 г.», «Донесения его 1799 г.» и «Приказы его к войскам» — вот и работа с документами настоящего расследователя, практически официальный запрос в органы власти. Вероятно, этой информации оказалось недостаточно, или исследование затягивало писателя, поэтому он изучает работы Петра Рычкова, записки Александра Бибикова, «Обозрение уральских казаков» Алексея Левшинова, что уж говорить, даже тематические анекдоты не сумели спрятаться от смыслового препарирования.

Суд Пугачева. Василий Перов. 1875 год.
Суд Пугачева. Василий Перов. 1875 год.

А дальше Пушкин отправляется в путь по историческим следам пугачевского восстания. Оренбург, Казань, Нижний Новгород и даже Симбирск не остались без внимания. В поездке он всё изучает архивные документы, разыскивает артефакты, которые могут быть полезны для написания романа. На его счастье, находятся живые свидетели бунта, охотно делящиеся своими воспоминаниями. К слову, Пушкин перед ними в долгу не остался, оплачивал каждую историю или угощал вином. Кстати, эти пытливость и щедрость разбудили тревогу в необразованном русском мужике, на Пушкина написали донесение губернатору Василию Перовскому. Видимо, сочли за шпиона. Ничего удивительного в этом нет, это мы сейчас узнаем его из тысячи по кучеряшкам, клюющему носу и длиннющим ногтям, а откуда его должны были знать казаки? Губернатор оказался более осведомленным в поле великих русских, поэтому всячески помогал в сборе информации, и вручил целое сокровище – все дела о Пугачеве. За плату или нет – история умалчивает.

Надо сказать, что роман не нашёл своего читателя, Пушкин сам скупил большую часть тиража. 

Достоевский и Лесков против петербургских пожаров

Петербург 1862 года жаловался на сильный жар, этот неприятный симптом возник из-за «эпидемии» пожаров. Горело самое ценное – дома и рынки, на которых можно было пообедать всем и даже беднякам. Пожары распространялись со скоростью коронавируса, что посеяло мысль о намеренных поджогах. Виноватых нашли быстро, конечно, это оппозиционеры, студенты и иноагенты – поляки. Жители города в проявлении своей обиды и злости не стеснялись и лупили несчастных «поджигателей» на глазах у бездействующей полиции. Кстати, по одной из версий, именно правительство и устроило пожары для того, чтобы выкурить революционный дух из города и людей, настроить их против оппозиции и сплотить возле себя. 

Пожар в Апраксином рынке
Пожар на Апраксином рынке

Сердца Достоевского и Лескова обливались кровью, поэтому писатели вышли на войну с безосновательными обвинениями, вооружившись словом. Студенты – завсегдатаи дома Достоевского, поэтому поиском возможных свидетелей можно было и не заниматься, молодежь приходила сама, а вот Лескову пришлось выискивать тех, кто мог предоставить хоть толику инфомации. Опрос свидетелей и личные наблюдения – основные методы сбора информации в материалах Достоевского и Лескова. Безусловно, можно сказать, что эти методы свойственны не только расследовательской журналистике, но тут важна задача, которую перед собой ставили писатели, а именно, защитить тех, кого зло оклеветали. 

Писателей то ли не так поняли, то ли накал страстей был слишком высок, то ли неизвестно что ещё, но после публикации материалов студенты ополчились на авторов, а журналистская и писательская карьера Лескова начала увядать.

Чехов и расследование в произведении «Остров Сахалин»

Сахалин и сейчас остаётся загадкой для жителей не только европейской части, но и всей страны. Наверное, на то он и остров – далеко, стоит отдельно и будто неприступно. Видимо, эти характеристики стали определяющими для биографии острова, так он стал условной тюрьмой. Конечно, не как известная тюрьма Алькатрас, получившая свой статус юридически. Всё-таки ссыльную жизнь нельзя назвать «нормальной» ни в каком смысле, который может быть заложен в это незамысловатое определение. Именно «ненормальность» этого быта интересовала исследовательский разум Чехова. 

Писатель начал знакомство с изучения монографий, записок путешественников и записей чиновников. Можно бесконечно читать, но то, что мы видим своими глазами – совсем другое дело, поэтому Чехов отправляется на Сахалин. Даже сейчас эта затея кажется несколько безумной – далеко, мало ли сколько трудностей будет на пути. Однако именно эта решимость позволила ему собрать значительную и значимую информацию. Чехов решил заняться переписью, отмечая, что в его положении это был единственный доступный приём. Так он сумел пообщаться с каждым жителем острова, побывать в каждом доме, в каждой тюрьме и составить на каждого личную карточку. 

Селение Галкино-Враское 1890-1900. Источник: pastvu.com
Селение Галкино-Враское 1890-1900. Источник: pastvu.com

И в очередной раз можно возразить, назвать эту работу исследованием, а не расследованием, но, по правде говоря, это произведение классифицируется как путевой очерк. Тем не менее, методы, использованные Чеховым, журналистские, а интерес во многом расследовательский. Автора крайне интересовала тема наказания, его гуманности, эффективности, способности исправить человека. Кстати, слово «наказание» используется автором более сотни раз. Чехов описал случаи коррупции, превышения полномочий, неквалифицированности управленцев, что в последствие спровоцировало министерскую выездную проверку. 

Использование журналистских методов в литературе, думается, положило начало существованию больших жанров. Синтез литературного и журналистского текста обеспечивает существование расследовательской журналистики, аналитических статей, репортажей, колонок и даже интервью. Всех тех жанров, что относятся к категории «больших», и их наиболее часто можно встретить в современных средствах массовой информации. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *