Двадцать лет назад мне казалось, что старшее поколение несправедливо к нам. Упреки сыпались градом. Книжки не читаете, MTV смотрите, матом разговариваете. Термин клиповое мышление звучал настолько часто, что мне даже хотелось увидеть мир таким, каким он был показан в роликах для The Offspring и Sum 41. Сегодня я понимаю, что начало 2000-х было беззубым временем. Весь глянцевый контент лился с экранов только тогда, когда получалось добраться до телевизора. Сотовые телефоны оборудовались радиоприемником, и он действительно был востребован! Библиотеки не пустовали. Конечно, звездами были не Пушкин с Гоголем, а всякая чертовщина вроде Толкиена и Роулинг, но это хоть какие-то буквы.
Незаметно, во всяком случае для меня, подкралась эпоха Tik Tok. И это треш. Конечно, Tik Tok – понятие собирательное. Сюда входят и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена), и YouTube Shorts, и Likee. Проще говоря, все медиа-площадки, ориентированные на короткие вертикальные видео. Я уселся подсчитывать количество грамотных комментариев под контентом для зрителей от 12 до 18 лет. Из 100 комментариев только 28 были написаны без грубых ошибок. Правда, некоторые из них были всего в одно слово. Но основная масса сообщений отличалась феерической вольностью. Иногда приходилось угадывать, что это за слово, потому что автор перепутал и приставку, и суффикс, и окончание.
Скопировав наиболее смешные фрагменты, я поехал к университетскому товарищу Сереже, который зачем-то устроился в школу учителем среднего звена. Он посмеялся над моими наивными наблюдениями, но отметил, что суть я уловил верно. В целом Сережа выразился мягко, мол, дети хорошие, в телефонах лучше нас разбираются, но даже в седьмом классе ещё плоховато читают.
И знаете… Я счастлив! Это же превосходно! Главное в нашей профессии журналистов, пиарщиков, медийщиков – завоевать клик. Сделать так, чтобы твоя статья, ролик, мем, комментарий собирали просмотры и переходы по рекламе. Чем безумнее, чем доверчивее аудитория, тем проще на ней зарабатывать. Еще двадцать лет назад The Offspring и Sum 41 приходилось тратить по миллиону долларов на клип, потому что мы бы не стали смотреть дешевый продукт. Сегодня я могу растоптать таракана, и этот видеоролик будет собирать тысячи сердечек и безграмотных восторженных отзывов. Друзья, днями и ночами смотрите Tik Tok и YouTube! Нам в масс медиа нужны деньги. Мы их любим больше, чем вас.