«Грузину пять, и взять в театр» — благодаря этим словам великого балетмейстера Юрия Григоровича в России появилась мировая звезда балета, народный артист России и премьер Большого театра. Тому когда-то маленькому парню, Николаю Цискаридзе 31 декабря исполняется 50 лет.
Сын
Первые свои слова Цискаридзе произнес на украинском, а уже в дальнейшем его переучивали на русский — на этом языке чаще всего и разговаривали в семье. Однако с мамой можно было посекретничать на ее родном грузинском, с отчимом — на армянском, а с няней мальчик продолжал общаться на украинском.
Фамилия Цискаридзе переводится как «первая звезда». В его триумф с трепетом верила мама, которая решилась бросить все на родине и переехать в Москву. Сам артист подтверждает, что был смыслом ее жизни. И сыну удалось достичь высот — мальчик стал лучшим учеником Московского хореографического училища и получал 4 стипендии для выживания в коммунальной квартире с соседями-алкоголиками. Он пережил утрату матери еще до того, как прославился.
Как бы Николай не обожал Петербург, сколько бы сил ему не отдал, он навсегда останется тбилисцем, ведь родился там, любит и ценит этот город. Балетмейстер считает, что любой человек, который уважительно относится к своим корням, не может забыть родину, не переживать за ее судьбу. Однако артист предан делу настолько, что сегодня родиной называет Большой театр.
Человек
Честность — самый главный жизненный ориентир героя. Важно оставаться честным во всем и не смотря ни на что.
Николай Цискаридзе не боится высказывать и смело отстаивать свою позицию. Это эрудированный человек, который имеет свое мнение по разным вопросам. Конечно, большую роль играет его жизненный опыт: артист посещал многие страны в связи с работой, бывал в разных материальных положениях, переживал утраты, травлю и скандалы. Но ничто его не сломило. И наверное здесь должное стоит отдать жизненным установкам и поддержке, которые служат опорой. В жизни, как и в балете, важно держать лицо, даже если это дается тяжело.
Часто балетмейстер с гордостью говорит о величии русского балета, который важен не только на родине, но и по всему миру. Цискаридзе подчеркивает свою преданность стране и Большому театру. Артист открыто заявляет о проблемах русской культуры. Он считает, что театрами руководит «серость» — это их убивает. А самая большая трагедия в том, что они сильно потеряли уровень. Необходимо его поднимать и возрождать культуру.
Есть человеческие поступки, которые артист не принимает, но не берется судить. Для этого человека никогда не будет уравнен профессионализм и личностные качества в людях. Он разделяет артиста на сцене и человека в жизни. Даже если мнение кого-то идет вразрез со взглядами Цискаридзе, он не умалит заслуг человека и не перестанет с уважением к нему относиться. Балетмейстер считает, что каждый имеет право на выбор и мнение.
Томный смех, лицо, на котором улыбаются глаза, а не только губы, передают внутренний покой. Морщины, аккуратная седина на демонически-черной шевелюре вместе с мягким и спокойным, но уверенным голосом, как бы несут в себе мудрость. Все его слова звучат крайне убедительно, а приятная расслабленность располагает. Карие глаза и выразительные брови узнаваемы на фотографиях любой давности. В балете вся плавность и нежность достигается титаническим усилиями, так и в жизни, опыт получать тяжело, а видим мы прекрасный результат — и это отлично характеризует выдающегося балетмейстера.
Артист
Юный Николай Цискаридзе быстро стал премьером Большого театра. В истории России это самый молодой заслуженный и народный артист России. Более 20 лет танцовщик исполнял главные партии в знаменитых постановках на лучших сценах мира. Им восхищались принцесса Диана, король Испании Хуан Карлос, дизайнеры Вивьен Вествуд и Юбер де Живанши. Он часто бывал на королевских и посольских приемах во многих столицах мира.
Выверенность движений, усердный труд и тяжелые тренировки скрываются за непринужденными с виду движениями, которые кажутся зрителю изящными и легкими, как пух. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Корсар», «Кармен», «Легенда о любви», «Светлый ручей», «Пиковая дама» — кажется, перечислять все балеты, в которых принял участие Николай Цискаридзе, можно долго. Но отдельное место в жизни артиста занимает новогодний «Щелкунчик», где он был главным героем. На свой день рождения много лет подряд Цискаридзе делал себе особенный подарок — перевоплощался в Щелкунчика-принца и выступал. Этот великий балет до сих пор идет в театрах по всему миру. Сам артист не представляет, как можно встречать Новый год без этого волшебного героя, но выходить на сцену в качестве главного героя уже не хочет.
Большой театр балетмейстер покинул из-за конфликта с руководством, но это его не сломило. Галина Павловна Вишневская, которая сильно повлияла на артиста, однажды сказала ему, что где бы они не находились, не важно, на сцене или нет — там и есть Большой театр. Международные и государственные премии, конкурсы, гастроли — заслуги артиста высоко оценены в мире. Николай Цискаридзе быстро прошел путь от танцовщика кордебалета до премьера Большого театра. А сейчас передает свой опыт новым поколениям.
Педагог
Еще в 2005 году Цискаридзе работал педагогом-репетитором Большого театра и вел классы усовершенствования. После этого, 10 лет назад, балетмейстер возглавил старейшую Академию русского балета имени Вагановой. Его ученики блистают на сценах Большого, Мариинского театров и Кремлевского дворца.
Артист строгий преподаватель, который соблюдает серьезную грань. Он подходит к занятиям с любовью, теплом, но и четкими правилами, которые сам устанавливает. Закаляет танцоров так, как когда-то и воспитывали его в Московском академическом хореографическом училище. Балетмейстер хорошо помнит свою родную Марину Тимофеевну Семенову, которая для учеников была прежде всего другом. Она учила, воспитывала, творила, создавала артистов, и во многом женщина повлияла на Цискаридзе, например, привила ему ироничное отношение к критике.
Николай Максимович сам беспощадный критик, но душевный педагог, и это не просто слова. В 1996 году Цискаридзе окончил Московский государственный хореографический институт по специальности «Педагог-репетитор». Он верит в потенциал учеников и считает, что юные таланты вполне себе могут превзойти учителя. Артист твердо уверен, что сила в том, кто после падений встанет и пойдет дальше. Любой успешный артист несет ответственность перед зрителем, который должен оправдать доверие публики. А взять такую ответственность не каждому под силу, быть признанным — тяжелый труд.
Сейчас у балетмейстера много членств: жюри Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», который в этом году открыл свой десятый, юбилейный, сезон; Совета при президенте РФ по культуре и искусству; Союза театральных деятелей России и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А с прошлого года ко всем делам добавилась еще и программа «Сегодня вечером» на Первом канале.
Юбилей Николая Цискаридзе совпал с 285-летием Академии русского балета имени Вагановой, где артист исполняет обязанности ректора уже 10 лет. В честь 50-летия балетмейстера в петербургской государственной театральной библиотеке открылась выставка, которая посвящена его балетной жизни.
Когда маленький Николай Цискаридзе проходил поэтов серебряного века ему в душу запали строки Блока:
«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»
И сколько бы ни прошло лет, для артиста слова не утратили актуальности, а только ее подтвердили.