08.09.2024

Алые паруса: как в Петербурге поздравляют выпускников

Перекрытый для автомобильного движения Невский проспект, сборища людей, разбросанные по разным отправным «пунктам» и общее нетерпение, все это — ожидание одного из самых запоминающихся и ярких событий в году.

Праздник «Алые паруса» еще в 1968-ом году, когда идея впервые была озвучена, а позже и воссоздана, — получил тысячу положительных откликов и внимание со стороны студентов, их родителей и профессоров. Поначалу представление было скромным. Корабли с алыми парусами проплывали по самой широкой части реки, олицетворяя путь во взрослую жизнь, а если обращаться к одноименному произведению Грина, то еще и сбывшуюся мечту. Спустя несколько десятков лет, за которые праздник успели отменить, а вскоре и возобновить, были внесены новые детали: светящиеся прожектора, музыкальное сопровождение, развод мостов, концерты и выставки. 

Но изменилась не только программа Алых парусов. Теперь вход на концерт открыт только для выпускников школ и сопровождающих их работников с пригласительными билетами, остальные же желающие могут насладиться пиротехническим шоу с соседних набережных. 

***

Не верьте телевизору

Празднество началось безобидно — старшеклассники из моей школы собрались у Казанского собора, который заранее  определили отправной точкой, и, после недолгого ожидания, медленно потянулись по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади. Там должно было состояться все то, про что нам рассказывают годами и показывают в прямом эфире по телевидению. Небольшое скопление с каждым шагом разрасталось, превращаясь в самый настоящий парад из выпускников. Незаметно, путь, обычно занимающий не больше пятнадцати минут, превратился практически в двухчасовой марафон. 

Но настоящий масштаб происходящего получилось оценить только тогда, когда длинная вереница задержалась у Эрмитажа и  рассредоточилась в несколько очередей для  прохода через металлоискатели. Прямые и напряженные руки подростков зашуршали по карманам рюкзаков и джинс, стараясь в последний момент перепрятать то, что могло  легко оказаться в мусорных баках, стоящих напротив. 

Отделавшись от всех проверок, мы оказались на перепутье — Дворцовая площадь разделилась пополам. Со стороны главного штаба установили сцену, а со стороны музея в прямую линию стояли палатки с едой. И обе — пользовались спросом, только заполнялись с разным интервалом и очередностью. Сначала вновь прибывшие и еще неопытные обходили полукруг из толпы, выискивая место, с которого будет слышно музыку и, желательно, артиста.  Но, разочаровываясь, поворачивали в сторону временных «кафе». 

Мне пришлось поступить также, потому что картинка из телевизора не соответствовала  тому, что приглашенные гости получали на самом деле.

Ежегодно просматривая трансляцию праздника на Пятом канале в хорошем качестве и комфортной обстановке, никак не ожидаешь, попав на концерт лично, столкнуться с неудобной и громоздкой установкой съемочной площадки, грубым ограничением пространства в центре перед сценой железными перегородками и смириться с тем, что в твой выпускной год сет-лист певцов составлялся для аудитории сорок плюс. 

Выше головы

Промотав часы до полуночи около Нового Эрмитажа и пообщавшись глазами с античными статуями на его фасаде, я вышла на набережную Невы. Тогда же стало очевидно, что сделать это следовало уже давно — практически каждый кусочек парапета заслоняли чужие фигуры. Раздражение разрослось до небывалых размеров в тот момент, когда я поняла, что не все эти фигуры принадлежат выпускникам. Несмотря на охрану и множество ограждений со всех сторон, заинтересованные прохожие смогли проникнуть на территорию без препятствий. 

Медленно терялась уникальность и интимность этого события. Ощущение уединенности и безопасности исчезло. Казалось, что праздник не несет в себе никакого посыла и цели. 

Красная точка в досье

Резко вспыхнули прожектора и заиграл громкий торжественный гимн Глиэра. Толпившиеся рядом подростки взволнованно переминались на месте, не зная, куда выплеснуть энергию от долгого ожидания. Признаюсь, меня тогда тоже пробрала трепетная дрожь, и все остальные фоновые раздражители вдруг потеряли значение. На мгновение забылся неудавшийся концерт, странные посетители, угловой обзор на реку и прочие маленькие неурядицы. 

Алые паруса

Грохочущие залпы и взрывающиеся искры салюта, точно волшебная пыльца, которая то быстро, то медленно опадала на поверхность воды, вызвали гул радостных голосов. В центре акватории, ближе к Петропавловской крепости, из специальной установки запускались вертикальные выстрелы, цветной стеной заслоняя башню. Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни видел фейерверк, и любой последующий — удивлял все меньше. Но это шоу по праву считается исключительным. В подтверждение фрегат “Россия” неожиданно выплыл из-за завесы сумерек, и Дворцовая набережная разразилась новыми восторженными криками. 

— Знаешь, решение остаться до одиннадцатого имеет свои плюсы, — сказала одноклассница, когда корабль под алыми парусами прокатился перед глазами. — Разве мы не получили лучший обзор? Да и где еще можно увидеть нечто подобное. Теперь я действительно чувствую, что эта глава моей жизни закончилась, а впереди поступление в университет и взрослые проблемы. 

***

В пол второго ночи шоу закончилось. На сцене все еще мигали громоздкие экраны, из колонок звучала современная и подвижная музыка. Остатки праздника. 

Надеюсь, улыбающиеся выпускники — это достойная мотивация продолжать традицию Алых парусов. 

Елизавета Товт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *