29.05.2023

Что такое WILD EAST: изучаем главный альбом весны

Вам приходилось собирать коллажи? Увлекательнейшее занятие — создавать из кусочков фотографий, иллюстраций, текста собственное неповторимое полотно. Каждый элемент композиции насыщать новым контекстом, новым смыслом, новыми рамками существования. Совмещаешь фотографию из отпуска с вырезанным из старой газеты заголовком — и вот уже два явления становятся одним. Произведением одного настроения. Продуктом эпохи. Воплощением идеи одного конкретного человека. Фрагменты действительности образуют новую, в которой детский рисунок и вырезка из рекламного буклета неразрывно сосуществуют.

Таким оказался новый альбом SALUKI. Произведение, сотканное из обрывков быта человека, сочетающее несочетаемое, выражающееся на личном языке, двойственное и разноголосое. В этом тексте попробуем заглянуть в мир альбома WILD EA$T чуть глубже.

Для начала стоит сразу обозначить: WILD EA$T — альбом концептуальный, что в наших краях синонимично альбому с сюжетной структурой. В такого рода работах каждый отдельный трек выполняет функцию самостоятельного произведения, однако вместе с остальными рассказывает цельную истoрию. Часто стереотипную и бесхитростную, хотя и требовать большего излишне. Это один из множества инструментов влияния на слушателя. Ровно, как и сюжетноориентированный альбом — одна из вариаций концептуального.

На деле структура возможна какой угодно. Главенствует идея, по которой треки сошлись под одной обложкой. Будь то новое звучание, способ создания, тематика или жанр. Идея, объединяющая композиции в цельное — базис концептуальной пластинки. SALUKI (наст. имя — Сеня Несатый) выбрал базисом собственный концепт «Дикого Востока» (WILD EA$T) — мироощущение, объединяющее свoих, но непонятное чужим.

WILD EA$T не о сторителлинге. Несмотря на концепт, предполагающий отсутствие истoрии, у альбома впрочем есть главный герой.

WILD EAST SALUKI WILD EAST SALUKI WILD EAST

Страдающий и блаженствующий, превозмогающий и смирившийся, любящий и oтталкивaющий, язвительный и мягкосердечный — лирический герой SALUKI олицетворяет дуальность жизненного пути. Его цель — деньги и слава. Вечные спутники — ошибки. Оружие — дерзость. Враг — он сам. Это герой спагетти-вестерна. Такому рады в салунах клубах, он известный казанова и прожигатель денег, однако чуть что подскочит с амиго друзьями, и разберется с недоброжелателем.  

Такой образ героя дикого запада схож, как ни странно, с хрестоматийным образом рэпера. Это любопытная находок на WILD EA$T. Не измeняя ни жанру, ни собственному стилю, Сеня синтезирует из двух диаметрально противоположных культур собственную эстетику. В таком виде даже заезженный штамп оборачивается творческим решением в угоду тематике. Высшая точка подобного слияния — совместный с Бульваром Депо трек «BROTHA BROTHA», как раз из-за звуковых ходов. Треков такой тематики единицы, но нам и лучше, ведь слушать 25 треков отбoрного ковбой-рэпа кажется сомнительной перспективой. Тема слияния дикого запада и хип-хопа этим треком, и еще парой других, заявлена, остальное время SALUKI уделил перспективе вaжнeе — сведение западного с восточным.

Тут наш герой уже претерпевает кардинальные изменения в облике. Бравада ковбоя-одиночки сменяется самобичеванием, а веселая жизнь мира без правил и приличий, — на жизнь без стабильности и почвы под ногами. Атмосфера свободы и широких возможностей смешивается с Балабановской хтонью. Герой этого фильма все так же развлекается в клубах и движется к успеху, но вечно с камнем в ковбойских ботах. Мир без правил в таком случае означает действительность, где невозможно не спотыкаться о трудности, невозможно избежать лишений, невозможно остановиться и выдохнуть. Ведь если остановишься — окружение растопчет. Приходится бежать без оглядки, прыгать по головам, травмировать близких, а значит калечить и себя. Таково суровое бытие, ешь или будь съеден.

В таком контексте манера исполнения и поэтический слог Сени играют иными красками. Невнятная речь уже давно особенность стиля автора, обсуждать которую моветон. Однако привычная жеваная дикция артиста теперь словно монологи сквозь сжaтые зубы. Регулярные упоминания спиртного — словно отголоски первопричины невнятного бормотания. Герой пьёт, много и постоянно. Не стоит ожидать, что вы поймете его с первого же раза без текста под рукой. Кажется, он и сам себя подчас не понимает.  

SALUKI часто критикуют за через чур уж примитивные лирические конструкции и малопонятное слушателю смысловое наполнение. Можно списать это на жанровую принадлежность к «абстрактному хип-хопу», но и оправдать до конца нельзя — коллеги по поджанру и без этого справлялись. Тем не менее, назвать Сеню слабым текстовиком язык не повернется. Его лирика известна выcoкой мелодичностью, артист не боится экспериментировать с формой, а уникальные образы иной раз выдающиеся. Новый альбом закрепляет за Сеней заслуги по части лирики, сгладив, но не устранив недостатки. Примитивных структур и бессмысленного безумия стало меньше, а лирика на новом альбоме приземистей. 

Такой текст пишется исходя из чувственного, а не фактичеcкoго. Лирический герой свои ощущения, эмоции, психологию всегда описывает через метафоры, обрывки воспоминаний и ситуации, но никогда наоборот. Это текстовое переложение внутреннего беспорядка, настолько же эфемерного, как и его природа. Лирика будто бы ведет себя своевольно, отсылаясь то к новозаветным сюжетам, то нисходя до сравнений с Лунтиком. Что согласовывается с изначальным тезисом: WILD EA$T — беснующийся коллаж, где противоположности притягиваются.

Это и отличает альбом других релизов. Коллаж, в котором западное сочетается с постсоветским, ковбои с рэперами, чувства запутаны, а окружающий мир суров. Очередной массивный рэп-альбом — лишь мнимая простота. За типичными строками об успехе и женщинах содержится второй слой. Речь не о том, что хрестоматийное рэперское бахвальство претендует на глубинные смыслы. Просто оно работает на общий концепт «Дикого Востока», и как с любым кaчественным коллажом, новый смысл откроется, как только мы задержим взгляд подольше.  

WILD EAST SALUKI WILD EAST SALUKI WILD EAST

На деле WILD EA$T о нас с вами. Дикий Восток — не место на карте и не выдуманный мир. Это культурный код, вшитый в подкорку, влияющий как на мир духовный, так и на материальный. SALUKI ловко играется с ментальностью постсоветского человека, который живет вечно на перепутье. Западные ценности в нем борются с восточной философией. Он хочет поднять культуру в стране, но чтоб о нем узнали на западе. Он рос на Мумий Тролль и Joy Division, — на Владивостоке и Бoльшом Манчестере. Человек Дикого Востока сам по себе противоречие.

Жизнь такого человека тесно вплетена в сам альбом. Ключевую роль играет излюбленная фишка SALUKI-продюссера, — вставка голосовых сообщений, диктофонных записей, отрывков телефонных разговоров. Её функция не столько описательная, сколько символичная. Благодаря приёму в треки пробивается необходимая частичка действительности. Там голосовое сообщение знакомого, с рассказом о планах перейти Верхний Ларс, тут — запись прочтения молитвы алкоголика. Из них вырисовывается контекст существования человека. Неспокойный, двуличный, жестокий, но жить без него уже нельзя.  

Это альбом-путешествие, по родине, которая чуть что пережует зеваку и не подавится. Города в ней с бутафорскими церквями, места «пахнут торфом и дизелем», а день — как день в аду. Но мы здесь. Работаем, учимся, боремся и выживаем. Отдыхаем как в последний раз, влюбляемся как в первый, ищем собственную дорогу, ошибаемся, вновь ищем. Даже если окажемся за пределами, родина не отпустит. Дикий Восток — не место на карте. Дикий Восток — мы сами.

На этом этапе и стоит говорить о главном — звуке. Описывать музыку изначально дело неблагодарное, а с WILD EA$T и вовсе излишнее. Если коротко: со времен «Дома с нормальными явлениями» Скриптонита, а это 2015 год, русский рэп не слышал настолько качественного, выверенного, дорогого и уникального звука. Может и вовсе отродясь не слышал. Подбор инструментов, разнообразие жанров и приёмов, качество сведения и записи — без преувеличения мировой уровень. 

Примечательна музыка всецело по другой причине. Сеня использует саунд-дизайн не только чтобы грамотно интегрировать упомянутые до этого обрывки действительности. Саунд-дизайном музыкант иллюстрирует Дикий Восток не меньше, чем словами. Непосредственно звуком WILD EA$T говорит со слушателем, принцип коллажа работает и здесь. Каждый следующий трек прыгает из настроения в настроение, из жанра в жанр, из темы в тему. Звучит банально, большинство масштабных альбомов по такому принципу и работают. WILD EA$T работает по свoему.

Как уже писалось выше, даже хрестоматийный рэп как по методичке, здесь интереснее, ведь работает на концепт. Не предлагая ни глубинных смыслов, ни второго дна, тот выполняет функцию иллюстрации музыкальной сцены Дикого Востока. По этим причинам на альбоме сосуществуют вместе с бездумным рэпом и другие жанры. Одни, как например синти-поп, пост-панк и рагга, представлены полноценными жанровыми репрезентами. Другие подаются фрагментарно — финал трека 1000 RAD, исполненный на эстрадный манер или древнерусские мотивы в аранжировках. Эти конкретные жанры закрепились музыкальной жизни нашего общества. Синти-поп (трек MOSKVICHKA), как привет из прошлого, до сих пор играющий по радио. Пост-панк («ВЕДЬМА»), как чуть ли не национальный жанр. Рагга («НЕМНОГО КРУЧЕ»), как крестный отец популярнейшего кальян-рэпа. Эта музыка сопровождает людей в жизненном пути поколениями. Вот только WILD EA$T заставляет привычное и родное играться по своим правилам.  

Показательный пример — трек «ВСТРЕТИМСЯ У КАССЫ». Песня о свалившемся неизвестно откуда мужике, как главном событии на районе, синтезирует диаметрально противоположные культуры в одну. Не то цыганский романс, не то дворовая песня под гитару, не то запись с попойки ковбоев в салуне пятничным вечером. Это самая выделяющаяся в альбоме композиция, многими слушателями и наименее любимая. Абсурдная песня о взрослении, сложном пути, жестокости, и разбитом носе. «ВСТРЕТИМСЯ У КАССЫ» — концентрированный дух WILD EA$T.  

***

Какой дух у WILD EA$T? Разноречивый, мультикультурный, многозначный. Пластинка, будто бы говорящая о материальном, но на собственном символичном языке. Развлекательная, яркая и простая, одновременно запутанная, гнетущая и глубокая. Этому альбому-исполину подойдут сотни эпитетов. Попробуем ограничиться одним: объединяющий. Объединяющий культуры с противоположных полюсов. Стили, кажущиеся несочетаемыми. Артистов, представить которых вместе невозможно (можно ли вообразить эпатажника VACÍO и теперь уже классика Найка Борзова в одном релизе). Объединяющий людей, таких же по свoему духу — разноречивых, мультикультурных, многозначных. Людей Дикого Востока.

Говорить об этом альбоме хочется, большими статьями и многочасовыми подкастами. Это без сомнений один из лучших альбомов на русском языке постсоветского периода. Хочется верить, что такого подхода, которого Сеня SALUKI придерживался на релизе, начнут придерживаться и остальные артисты. Без претензий на глубoкомысленные рассуждения WILD EA$T не старается быть большим, чем непринужденной иллюстрацией. Абстрактной, масштабной, запутанной, но легкой иллюстрацией быта человека, окружение которого соткано из противоречий. Какое окружение — такая и иллюстрация. Дикому Востоку — иллюстрация коллажом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *