Усадьба «Быкова гора» — уникальный объект деревянного зодчества в Шацком районе Рязанской области. Памятник архитектуры 19 века, построенный по приказу Эммануила Нарышкина, правнука Петра I. В 2020 году усадьба отметит свой 145 юбилей заброшенной.
В 1968 году решением Рязоблисполкома «Быкову гору» причислили к единому реестру объектов культурного наследия. Но, к сожалению, табличка «памятник истории и архитектуры охраняется государством» — ничего не решает. Усадебный ансамбль ветшает с каждым днем.
Итак, добро пожаловать в Нарышкино!
ВЛАДЕЛЬЦЫ
Использование дерева в оформлении – не главная уникальность «Быковой горы». Почти пятьдесят лет усадьба исполняла роль летней резиденции семьи Эммануила Нарышкина. Даже человек далекий от истории хотя бы раз в своей жизни слышал фамилию матери Петра I – самую знаковую в петровское время.
Наталья Нарышкина, мать Петра I Петр I
До венчания Натальи Кирилловны с Алексеем Михайловичем, род Нарышкиных не занимал высоких должностей при дворе. Но уже в следующее столетие Нарышкины стали «домашними» для императорского двора. Так, Эммануил Дмитриевич Нарышкин — владелец «Быковой горы» — распоряжался императорскими покоями. А его отец, Дмитрий Львович, ведал императорской охотой.
К слову, сторона матери была не менее знатной – Мария Антоновна принадлежала к польскому роду князей Святополк-Четвертинских. А также была многолетней фавориткой Александра I. По заверению современников все ее дети от брака с Нарышкиным, кроме дочери Марины, на самом деле рождены от императора:
«Не воображай, чтоб я не знала о рождении Эммануила. Тебе, конечно, известно, что по-гречески имя это значит: Богом дарованный. Какая дерзость и бесстыдство называть этим именем незаконных детей. Вот до чего мы дожили!»
Мария Волкова в письме к своей родственнице Варваре Ланской
Дмитрий Нарышкин Эммануил Нарышкин, владелец «Быковой норы» Мария Нарышкина
Благодаря знатному происхождению персона Эммануила играла большую роль при дворе. За 48 лет службы он дослужился до президента Главного дворцового правления, ведающего Зимним дворцом. А вершиной карьеры Нарышкина стало получение в 1899 году ордена Андрея Первозванного — высшего в Российской империи.
Благотворительность
Но Эммануил Дмитриевич известен не столько блестящей карьерой при дворе, сколько благотворительностью, которую он не оставлял с получения отцовского наследства в 1838 и вплоть до своей кончины в 1901.
Александр Тургенев, русский историк, чиновник
В Тамбове им был основан Екатерининский учительский институт, на содержание которого Нарышкин выделял большие суммы. В 1882 году на его средства построено общежитие, с разрешения Александра II называвшееся «Нарышкинским». При поддержке императрицы Марии Александровны он открыл Александровский приют для детей арестантов. А в 1890 году его усилиями было создано первое в России Общество для устройства народных чтений.
По воспоминаниям путешественника Петра Семенова-Тянь-Шанского, еще до отмены крепостного права, Нарышкин представлял собой особый тип помещика, «отечески заботившагося о благосостоянии своих крестьян».
На «Быковой горе»
После событий 1861 года, совпавших со смертью его первой жены, Нарышкин оставляет обширные земли в Тамбовской губернии на вольное использование крестьян. Сам же помещик, желая оказаться вдали от светской жизни, удаляется в урочище Быкову гору со второй женой Александрой Чичериной.
Эммануил Нарышкин в преклонном возрасте Семейный портрет Нарышкиных Александра Чичерина, вторая супруга Нарышкина
При усадьбе они открывают больницу и школу для крестьянских детей. А в округе появляется целая сеть заводов — лесопильный, дегтярный, винокуренный и стекольный. На производствах трудились непосредственно крестьяне Нарышкина – и никогда не нуждались в деньгах.
После смерти помещика усадьбой владела его вдова и последняя хозяйка «Быковой горы» Александра Николаевна. Она продолжила дело мужа:
«До сих пор на Быковой горе можно услышать ласковое «наша барыня». Из поколения в поколение передаются рассказы о том, как в неурожайные годы Александра Николаевна раздавала крестьянам зерно, как в лютые зимы, единственная из окрестных землевладельцев, разрешала бесплатно возить из леса дрова. Она строила, жертвовала, просвещала»
Любовь Яценко, директор шацкого историко-краеведческого центра
Смерть ее была трагичной – она скончалась от разрыва сердца на пути к месту расстрела…
После 1919 года усадьба потеряла значение летней резиденции Нарышкиных, как и многие памятники императорского прошлого России. На ее месте был открыт пионерский лагерь, а позднее санаторий для больных туберкулезом, функционировавший до 1988 года.
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ
Имение возникло в 1875 году на живописном берегу Цны, вид на которую когда-то открывался из стрельчатых окон и эркера второго этажа усадьбы.Еще сто лет назад это место тонуло в зелени садов.
В месте впадения Выши в Цну виднелся холм, напоминавший горб быка. Отсюда и название – «Быкова гора». Тихое и спокойное место, вдали от суеты Петербурга. За два года целиком из дерева выстроили просторный барский дом. И на 44 года «Быкова гора» стала семейным гнездом для четы Нарышкиных.
На подходе к усадьбе русло Цны
Использование дерева для строительства во второй половине XIX века – огромная редкость в лучших традициях древнерусского зодчества. Словно целью Нарышкина было построить не обычную усадьбу, какая уже принадлежала ему в Тамбове, а настоящий «терем расписной» с небольшой стрельчатой башенкой сбоку. Прямиком из Средневековья.
Несмотря на полное запустение, Быкова гора сохранила те особые элементы, что делают ее жемчужиной Шацкого района по сей день: стрельчатые окна, деревянные полуколонны, ризалиты, резное кружево на крышах башенки и разрушенного балкона. Сохранились лицевой эркер и рустовка, а также уникальная крытая галерея от барского дома до хозяйственных пристроек.
эркер второго этажа крытая галерея стрельчатая башенка
Удивительно, но остался даже флигель, где когда-то усилиями Александры Николаевны открылась мастерская-вышивальня. Здесь девушки-вышивальщицы создавали изделия из бисера, славившиеся на всю Российскую империю.
изба-вышивальня
Как разрушается «Быкова гора»
Но многое уже утеряно. В руинах главная веранда и возвышающийся над ней балкон. Со слов Кристины Аманн, посетивший усадьбу в августе 2018:
«Мансарда рухнула в этом году. Не поверите, но примерно 3 года назад мы с друзьями еще выходили на нее фотографироваться. Год за годом она проседала под натиском времени и осадков, а сегодня все, что от нее осталось — бесчисленные деревянные обломки, завалившие вход в подвал»
Нет и домашней церкви, построенной в честь великомученицы Екатерины, покровительницы первой жены Нарышкина. По воспоминаниям современников, она была «небольшая по размеру», имела «красивую архитектуру снаружи и благолепное украшение внутри, дубовый резной иконостас, изящные рисунки икон высокой художественной работы».
Балкон в 2012 г. балкон в 2019 г.
Возможно, единственное, что не дает «Быковой горе» рухнуть окончательно – каменные подвальные своды, но и они простоят недолго. Внутренний же интерьер полностью утерян. Хотя когда-то в стенах усадьбы хранилась многотомная библиотека с бесценными книгами на русском и иностранных языках.
Библиотеку сохранить удалось – в 1918 году ее передали в Центральную Уездную библиотеку. А вот внутреннее убранство комнат нет. Вместо изящной мебели, картин и дорогих ковров – потемневшее дерево, гнилые полы, нацарапанные надписи — «Пей водку нашу», «Котя», «Здесь был Вася/Женя/Саша» — и яркие граффити совсем не под стиль дворянского имения.
Русский «авангард» Внутреннее убранство крытой галереи
Побывав в этом запущенном людьми месте, нельзя и сказать, что когда-то сюда съезжался петербургский свет. В далеком 1886 году здесь с неофициальным визитом побывали Великий князь Сергей Александрович с супругой Елисаветой Феодоровной и Его Императорское Высочество Павел Александрович Романов. Частым гостем в усадьбе был граф Воронцов-Дашков, министр императорского двора.
Сейчас разрушены лестницы (единственное, что сохранилось от старой «Быковой горы»), ведущие на второй этаж. И больше с балкона невозможно увидеть полноводный берег реки.
Все здесь указывает на полнейшее запустение – обмелевшая Цна и заросшие персиковые сады.
НАШЕ ВРЕМЯ
Быкова гора пустовала с 1988 года по 2004 год, когда ее заняли монахини близлежащего Свято-Успенского Вышинского монастыря. Тогда же и появились первые за долгое время изменения: крест на башенке и икона Николая II. Теперь усадьба – подворье монастыря, а на деле – просто пустующая местность, раздолье для забредших туристов и вандалов.
В 2014 году на ее стенах появилась новая табличка: «Ведется работа общественной комиссии по восстановлению “Усадьбы…”». Вот что думает об этом Любовь Яценко, директор местного краеведческого музея:
«Если найдется инвестор, одну часть барского дома мы еще сможем спасти, а вот юго-западное крыло потеряно безвозвратно — сгнили венцы, разрушился каменный фундамент«

Но в 2018 году уже не было даже таблички. Разрушается фундамент, а инвестора все нет. Но несмотря на высокую степень износа, Быкову гору еще можно спасти. Так считает Ксения Паначева, создатель проекта-экскурсии “Я вам покажу!”:
«Усадьба ещё в том состоянии, когда её можно было бы спасти. Обследуя это место, мы обнаружили интересный артефакт: на втором этаже на одной из стен обвалилась штукатурка, обнажив наклеенные газеты 1875 года выпуска на французском языке. Такой своеобразный привет из прошлого…»
Грустно, что в федеральном бюджете не находится средств, чтоб приводить в порядок историко-культурную базу нашей страны. Ведь память, что хранят в себе стены усадьб – бесценна не только в архитектурном, но и в национальном плане. Это наше прошлое, которое еще можно спасти.
