25.09.2021

Музей смерти. Жутко? Жутко интересно!

Когда речь заходит о музеях, мы в первую очередь вспоминаем о картинных галереях, представляем просторные залы с экспонатами истории и искусства. А что, если целый музей будет посвящён Её Величеству Смерти, погребальным обрядам и похоронной атрибутике? В нашей культуре тема смерти табуирована, народная мудрость призывает «не будить лихо, пока оно тихо». Однако всё неизвестное и плохо изученное не только пугает, но и манит. Так в Новосибирске появился необычный музей, в котором можно «познакомиться» со смертью поближе.

Музей мировой погребальной культуры располагается на окраине города, на территории Новосибирского крематория. А потому добираться до него приходится с несколькими пересадками. Знойная жара за окном в совокупности с требованием надевать маску в транспорте добавляют неудобств и без того утомительному пути. Наша остановка, выходим. До музея ещё десять минут пешком по благоухающему парку – десять минут безмасочного счастья. Музей встречает приятной прохладой, свет внутри приглушён. Из колонок доносятся строки: «Это всё, что останется после меня. Это всё, что возьму я с собой». Что ж, символично.

Музейный комплекс включает в себя три здания, напоминающих ангары. В первом помещении экспозиция посвящена погребальной культуре разных стран и эпох, здесь же широко представлена траурная мода. Во втором здании большинство экспонатов связанно с российской историей. Здесь же выставка, посвящённая ВОВ, которая должна была открыться к 75-летию победы, но карантинные ограничения не позволили этого сделать. В третьем ангаре представлена коллекция необычных катафалков.

Давайте прогуляемся по залам и послушаем экскурсию. Впереди нас ждёт много интересного.

Похороны: печаль или радость?

В европейской культуре похороны воспринимаются как траурное событие. Допустимо публичное выражение скорби об усопшем. Часто для оплакивания покойного обращались к услугам профессиональных плакальщиц. На Руси существовала традиция провожать усопшего причитаниями. Это искусство передавалось среди деревенских женщин из поколения в поколение.

Европейские траурные ритуалы складывались под влиянием греческой и римской культур. От римлян пошла традиция объявлять общенациональный траур в случае смерти правителя или стихийного бедствия государственного масштаба. Это помогало объединить людей в минуты горя и отчаяния.

Для ганцев – радость

Совершенно иначе воспринимают похороны жители южной части африканского государства Гана. Для ганцев это радостное событие, ведь человек после смерти отправляется в лучший мир. Здесь появилась традиция хоронить усопших в гробах замысловатой формы.

Необычная традиция относительно молода, а возникла она благодаря курьёзному случаю. В середине ХХ века король Ганы заказал для себя носилки в виде орла. Но случилось так, что в тот день, когда новое ложе было доставлено ко двору, правитель скончался. Приближённые усопшего решили похоронить короля в новых носилках, снабдив их крышкой. Такой способ захоронения приглянулся местным жителям. Вскоре фигурные гробы стали заказывать аристократы, а затем они стали доступны и всем остальным.

Форма гроба может зависеть от того, кем был по профессии усопший. Для погибшего водителя закажут гроб в виде машины, для швеи – в форме швейной машинки, для рыбака – в форме рыбы. Также гроб может отражать важные моменты из жизни покойного, рассказывать о его пристрастиях, нереализованных мечтах. Так, если человек грезил о личном самолёте, родственники могут попросить изготовить деревянную копию его мечты.

Порой форма гроба получается настолько затейливой, что разместить тело привычным способом оказывается невозможным. Ганцев это не смущает, они укладывают покойного так, как получится. Ведь главное, чтобы душа умершего радовалась последнему пристанищу тела.

За счёт сложных форм на изготовление гробов уходит много времени. Из-за суеверий прижизненно гроб не заказывают, потому тело усопшего может находиться в морге на протяжении нескольких недель. Средняя стоимость необычного гроба составляет 500–600 долларов, что равносильно сумме годового заработка многих ганцев.

Другой необычный ритуал из Ганы – Dancing Pallbearers (танцующие гробовщики). И, вероятнее всего, вы уже видели видео с их участием. В 2020 году, на фоне пандемии COVID-19, в сети завирусилось видео с африканскими гробовщиками, которые пританцовывают под музыку. На самом деле этот видеоряд был взят из сюжета телеканала ВВС, вышедшего ещё в 2017 году.

ритуальные обычаи Ганы
Необычные гробы из Ганы
Как хоронили на Руси и при чём здесь Баба-Яга

До принятия христианства к смерти на Руси относились как к переходу усопшего в иной мир, его перерождению. Потому печалиться было не принято, а похороны завершались пиршеством – тризной. Тело усопшего предавали разным стихиям: огню, воздуху, воде или земле.

Предание огню

До V века восточные славяне чаще всего прибегали к обряду кремации. Для этого сооружали погребальные костры — кроды. Их огонь забирал («крал») тело усопшего вместе с предметами быта, которые могли ему понадобиться в ином мире. Прах помещали в урну, которую участники похорон по горсти засыпали землёй.

Над местом захоронения возводили домовину – пристанище, в котором могла бы укрыться душа усопшего. Домовина представляла собой столбы, на которых размещали домик с тремя стенами, полом и крышей. Одна из стен не возводилась нарочно: так в домовину можно было легко положить поминальное угощение. Этот домик вам ничего не напоминает? Да, Баба-Яга жила именно в таком. На иллюстрациях к сказкам избушка на курьих ножках обрела куриные ноги вследствие того, что значение слова «курий» в народе было забыто. Этимологически это прилагательное свидетельствует о том, что деревянные столбы, на которых устанавливали домовину, окуривались дымом, что препятствовало их гниению. А угрозы Бабы-Яги отправить Иванушку в печь, вероятно, служат отсылкой к ритуальному сожжению усопших.

С принятием христианства домовины возводить перестали, их заменили кресты. Однако отголоски языческой традиции прослеживаются и сегодня. Над могилами иногда устанавливают голбец (голубец) – могильный крест с крышей. Считается хорошей приметой, если под этой крышей птица совьёт гнездо, потому что птицы – это посредники между двумя мирами.

Предание воздуху

У древних мокшан (субэтнос мордвы) существовал обычай воздушного захоронения. Тело усопшего оборачивали древесной корой и подвешивали в воздухе. Для другого способа срубали четыре близко располагавшихся дерева. Из брёвен сооружали сруб, который размещали на оставшихся пнях. Тело усопшего оставляли в избушке. После принятия христианства такие кладбища были уничтожены, а мокшане перешли к земляному захоронению.

Предание воде

Древние славяне верили, что мир живых и мир мёртвых разделяет река Смородина. Река, от которой исходит смрадный запах. Этот миф способствовал появлению обычая отправлять в последний путь по реке. Усопшего клали в ладью и отпускали по течению реки. В лодку следовало положить вещи, которые могли понадобиться умершему. Также бросали монеты, которыми он должен был расплатиться с перевозчиком в загробный мир.

Предание земле

С VI века у славян появляется ритуал погребения. Хоронили усопших под курганами. Первые гробы выполнялись в форме ладьи с крышкой. Часто захоранивали в позе эмбриона, так как древние славяне верили в реинкарнацию души. В могилу по-прежнему кидали монеты, чтобы умерший мог беспрепятственно перебраться в мир мёртвых. Участники похоронной процессии совместно засыпали могилу землёй. А на похоронах князя каждый его дружинник должен был наполнить свой шлем землёй и принести на могилу.

Похороны завершались тризной. Во время поминального ужина соплеменники вспоминали истории из жизни покойного, играли в похоронные игры, разыгрывали сценки, вспоминали о других усопших. Если умирал воин, то его товарищи устраивали театрализованное представление в память о его ратных подвигах. Ночью после похорон никто не спал, печаль сменялась весельем, жизнь продолжалась.

На утро следующего дня участники процессии приходили к свежему кургану, чтобы «покормить» усопшего. На могилу приносили сладкую кашу, блины.

Со времени крещения Руси прошло более тысячи лет, однако некоторые языческие поверья до сих пор остаются с нами. Например, после выноса тела в доме принято подметать, а вот мыть пол за кем-то – плохая примета. Пока в доме находится усопший, зеркала завешивают тканью, чтобы душа покойного не заблудилась. В гроб по-прежнему кладут вещи, которые были ценны для усопшего.

Масленица

Один из важнейших праздников в календаре древних славян, который признаётся и широко отмечается в славянских странах до сих пор.

Кульминационное событие праздника – сжигание соломенного чучела. Оно олицетворяло Марену (Морану) – богиню Зимы и Смерти. Пеплом от сожжённого чучела удобряли землю, что должно было повысить плодородие почвы. Западные славяне с песнями проносили соломенную Марену через всё село, а затем уничтожали: забивали палками, топили в реке, скидывали в пропасть, закапывали. Важно было избавиться от чучела полностью, чтобы богиня Смерти больше не смогла никого потревожить. Если же кто-то из сельчан не мог прийти на проводы Марены или опаздывал к началу обряда, то в наступающем году его могло ждать несчастье.

В последнее время вокруг традиции выпекать на Масленицу блины сложилось ошибочное представление о том, что это блюдо олицетворяет собой солнце. На самом деле блины служили поминальной пищей. На праздник славяне вспоминали ушедших предков, просили их о покровительстве, о помощи с урожаем.

Что об усопшем мог поведать мемориальный венок?

Традиционная форма мемориального венка – круг. Ведь именно эта фигура в древнегреческой и древнеримской культурах символизировала бесконечность, напоминала о бессмертии души. В христианстве круг ассоциируется с нимбом – символом святости и избранности Богом.

Изначально основой для венка служили ветки можжевельника и ели – символы вечной жизни. Дополнительно в венок вплетались и другие растения в соответствии с их символическим значением. Красные розы – мученичество. Белые розы, лилии и фиалки – нравственная чистота. Сосна, мирт, плющ – любовь к усопшему. Верба – надежда на воскресение.

В XIX веке на смену зелёным венкам пришли венки из серебра. Такие венки были привилегией знатных и состоятельных людей. Из-за дороговизны таких венков перед похоронами уважаемых людей: писателей, поэтов, врачей – деньги на отливку жертвовали сочувствующие граждане. Однако на могиле такой венок не оставался, после церемонии его отдавали ювелирам на переплавку. А затем деньги, вырученные с продажи серебра, распределялись между близкими почившего или же шли на благотворительность.

С открытием алюминия венки из этого металла стали популярны среди малообеспеченных слоёв населения. Ведь их серебристый цвет напоминал недоступные беднякам венки из серебра. Из алюминия также стали изготовлять пальмовые ветви. В России южная диковинка была особенно популярна. Первоначально в Древнем Риме пальмовыми ветвями украшали могилы героев в память о их победах. В дальнейшем христианство позаимствовало этот символ, но он уже стал восприниматься как победа Христа над смертью.

Примечательная трансформация формы мемориального венка произошла в Советском Союзе. Ещё в досоветский период в центре венка часто располагался православный крест, из-за чего венок приобрёл овальную форму. В советский период кресты размещать перестали, остался венок в форме суженного к низу овала. Такая форма была интерпретирована в народе как «слеза скорби». Большинство венков в нашей стране сейчас изготовляется именно этой формы.

Фотография на память

Отдельный зал музея посвящён посмертной фотографии. Стены здесь заполнены фотоснимками с похоронных процессий известных людей и выдающихся деятелей СССР. Женщина из нашей группы громко замечает, что такие фотографии делать нельзя, ведь «так и несчастье можно притянуть». Экскурсовод поясняет: суеверие о том, что нельзя фотографировать усопших, очень молодо, оно возникло в нулевые годы нынешнего века. Раньше же такая фотосъёмка воспринималась иначе.

Обычай фотографировать недавно умерших людей возник почти одновременно с появлением дагеротипии – способа фотографирования, который был придуман в 1839 году французским художником Дагером. Фотографии усопших родственников служили сувениром на память.

Чаще всего снимали умерших детей и новорождённых: в ХIХ веке уровень детской смертности был чрезвычайно высок. Такие фотографии были особенно ценны для родителей, потому что при жизни детей почти не снимали из-за их неготовности продолжительное время просидеть перед камерой неподвижно.

Усопших старались сфотографировать так, чтобы создавалось впечатление, что на снимке живой человек. Детей снимали в интерьерах их детской: садили в коляску, размещали на стульчике, в окружении любимых игрушек и кукол. Также было принято фотографировать родителей и ближайших родственников вместе с умершим. Когда изучаешь фотографии, не всегда понятно, кто именно из присутствующих на снимке мёртв.

Взрослых людей на посмертных фотографиях обычно снимали в стоячем или сидячем положении. Для такой съёмки был разработан специальный поддерживающий штатив. Если у усопшего были закрыты глаза, то фотограф на готовом снимке мог изобразить открытые. Также для придания живости на область щёк наносили немного розовой краски.

К снимку усопшей женщины часто прикладывали срезанный локон волос. Это фото вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди.

Репортаж с похорон

Фотокамеры совершенствовались, становились менее громоздкими, более мобильными, искусство посмертной фотографии уступило место репортажным съёмкам с похорон.

На территории России традиция делать посмертные фото распространилась только после революции. Во время гражданской войны появился обычай фотографировать героев, погибших во имя революции. Несколько позже фотографов стали приглашать на частные похороны. Однако традиции «имитировать жизнь» на посмертной фотографии в нашей стране никогда не было. Фотографы снимали лица покойных в гробу, траурную процессию.

Популярность похоронной фотографии можно объяснить малым количеством прижизненных снимков. Чтобы сделать фотографию, необходимо было обратиться в фотоателье, не многие могли себе это позволить. Широкая распространённость фотографий с похорон объяснима ещё и тем, что это одно из немногих событий, когда все родственники собираются вместе.

Сейчас мы чаще оставляем на память фотографии, сделанные ещё при жизни, а вот от погребальных снимков большинство, в силу разных причин, скорее стараются избавиться.

Катафалк: от деревянных носилок до космической ракеты

Какой образ возникает у вас в голове при слове «катафалк»? Скорее всего, вы представите автомобиль чёрного цвета, предназначенный для похоронной церемонии. Однако с этимологической точки зрения такое представление не верно. Слово «катафалк» происходит от латинского слова catafalicum, некогда обозначавшего «постамент, пьедестал». Изначально так называли подставку, на которую устанавливали носилки с гробом. Она использовалась во время отдыха носильщиков при их шествии по городу. Со временем сам предмет исчез из обихода, а вот слово осталось – теперь оно служит для обозначения похоронных повозок самых разных типов.

В музее представлено множество транспортных средств: траурные кареты, сани, автокатафалки, мотокатафалки. На фоне других экспонатов выделяется модель парусного судна, предназначенного для транспортировки покойных на территории Океании.

Экскурсовод обращает наше внимание на модель трамвая-катафалка. Оказывается, такие трамваи были широко распространены в ХIХ–ХХ веках в Европе и Америке, ходили они и в Москве, Петербурге. Во времена мощёных мостовых и конных экипажей транспортировать тело без лишней раскачки, а, следовательно, и исходящего от него зловония, было проблематично. Этот вопрос решился с появлением трамвайных похоронных повозок. Их ход был более мягким, а проводы в последний путь стали более достойными и безопасными для окружающих. В Европе и Америке эпоха похоронных трамваев окончательно завершилась в начале 50-х годов.

трамвай-катафалк

Автокатафалки стали широко использовать лишь в начале 30-х годов прошлого века. Представители старшего поколения с любопытством задерживаются у катафалков советского периода, которые были созданы на базе автомобилей «ЗИС–110» и «ГАЗ–12 ЗиМ». И рассуждают о пышных похоронных процессиях, которые устраивались для советских вождей. Мы же с удивлением обнаруживаем копию чёрного кадиллака, на котором Ксения Собчак и Константин Богомолов разъезжали в день своей свадьбы. Тот самый катафалк, который был растиражирован в СМИ, с кроваво-красной надписью: «Пока смерть не разлучит нас».

Новые вехи в ритуальном деле

Сегодня, когда весь прогрессивный мир всё чаще задумывается о минимизации воздействия на окружающую среду, появляются новые тренды и в мире похоронного дела. Так, в 2012 году предпринимательница из Дании Силе Конгстад создала агентство, предоставляющее в аренду велокатафалки. Граждане Дании, привыкшие передвигаться на велосипедах, отнеслись к идее благосклонно. Символично, что впервые такой услугой воспользовались родственники почившего датского эколога Ханса Альбертсена.

Силе Конгстад
Силе Конгстад за рулём велокатафалка

Для решения проблемы стремительного разрастания кладбищ существует «ювелирное» решение: их могли бы заменить алмазные усыпальницы. Предприниматель из Швейцарии Ринальдо Вилли создал производство алмазов из человеческого праха. Как это порой бывает, гениальная идея появилась благодаря ошибке. Тогда ещё универсант экономического факультета, Ринальдо изучал статью одного русского учёного. Публикация была посвящена созданию синтетических бриллиантов для полупроводниковой промышленности. В статье шла речь о получении алмазов из пепла. Автор подразумевал растительный пепел, а будущий бизнесмен решил, что речь идёт о человеческом прахе. Благодаря этому заблуждению в мировой погребальной культуре появилась новая веха.

бриллиант из праха, музей

Ещё более невообразимую идею предложила, а потом и реализовала частная американская компания Celestis. 21 апреля 1997 года состоялись первые космические похороны. Тогда на орбиту Земли была выведена ракета c кремированными останками 24 человек. Спустя пять лет ракета запланировано сгорела при входе в атмосферу.

На сегодняшний день существует несколько способов провести похороны в космосе. Первый – небольшие капсулы с прахом прикрепляются к последней ступени ракеты, выводятся на орбиту, а затем попадают в атмосферу и сгорают. Второй – ракета с прахом на непродолжительное время выходит в космическое пространство, а затем возвращается на Землю. Третий – кремированные останки развеиваются на высоте 30 км.

капсула для космического захоронения, музей
Капсула для космического захоронения
Стали частью космоса

В истории космических похорон есть и два исключительных случая. Так, прах американского астрогеолога Юджина Шумейкера покоится вместе с обломками искусственного спутника в одном из лунных кратеров. А капсула с прахом Клайда Томбо – первооткрывателя Плутона – была отправлена в миссии с зондом, сделавшим в 2015 году цветные фотографии Плутона и Харона. Томбо станет первым человеком, который, хоть и после смерти, покинет пределы Солнечной системы и отправится в путешествие среди звёзд.


Создатель музея Сергей Якушин о концепции своего детища рассуждает так: «Единственное, что мы доподлинно знаем о своём будущем, это то, что мы когда-то умрём. Смерть уравнивает всех, приходит ко всем, независимо от возраста, социального статуса, положения, достатка или вероисповедания. В этом идея “пляски смерти”. Наш музей – это место для поиска смыслов – для чего я живу, что главное в моей жизни, а что нужно сбросить как тщетное».

«Пляска смерти» – аллегорический сюжет средневековой живописи и словесности о бренности человеческого бытия и равенстве людей всех сословий перед лицом смерти.

Не знаю, как насчёт глубоких смыслов, но в музее каждый определённо находит что-то своё. Из павильонов все вышли в хорошем расположении духа. Кто-то напоследок побежал фотографироваться в вертикально стоящем гробу для поста в Инстаграме. Другие восторженно делились эмоциями от увиденного и услышанного с друзьями. Кто-то уточнял у экскурсовода стоимость космического захоронения.

В России такой музей пока только один, в мире же существует ещё 23 музейных комплекса, посвящённых погребальной культуре, большая часть из них находится в США. И если вы когда-нибудь окажетесь перед выбором: идти или не идти? Не сомневайтесь – обязательно загляните! В музее смерти вовсе не жутко, там жутко интересно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *