29.03.2024

Тихая революция Александра Максвелла

Удивительно наблюдать за временем, в котором мы живём. Люди становятся всё более раскрепощённые, особенно когда дело касается искусства. И под раскрепощением здесь стоит понимать не что-то откровенно греховное, а внезапно очень важное. Голос. Картины для художников – это заведомо всегда голос, а кисть, и любые другие инструменты, необходимые для создания голоса – это язык.

Языком Александра Максвелла, чьи картины были представлены на выставке «Pardo é Papel: Close a door to open a window», служит крем для обуви и крафт-бумага. Это редкость для большей части художников, и когда я пишу про редкость, то подразумеваю не просто использование крафта, а само сочетание холста и так называемых красок. Но не отходя далеко от названия, обращу внимание на его замысел, в котором уже присутствует отсылка на «язык» Максвелла. Сочетание «Pardo é Papel» берёт своё название от португальского слова «Pardo», означающего «коричневый», которое и сообщает об использовании крафт-бумаги. Также слово обозначает категорию афро-бразильцев и других представителей смешанной расы.

Но это лишь первая часть из названия выставки. Что кроется под фразой «Закройте дверь, чтобы открыть окно»? Стоило предположить, что здесь художник давал волю воображению своей аудитории, если бы не одноимённая картина, расположенная на первом этаже лондонской галереи. Это одно из первых произведений, улавливаемых глазами на выставке, и его расположение явно не случайно. Так художник изначально диктует нам точку отправления по галереи.

Фон картины – это популярная иллюстрация, найденная Александром на листах промокательной бумаги с ЛСД в Бразилии: покрытая снегом гора, обрамлённая солнцем и полумесяцем. Со слов автора, картина комплексно отсылает к моралистическим дискурсам о наркотиках и политике «респектабельности». Если же посетителю выставки самостоятельно затронуть символику, то мы вспомним как во многих культурах солнце олицетворяет могучую энергию, в то же время полумесяц носит сакральное значение истечения небесного света в земной мир. Здесь земной мир представлен в виде снега. Снег на картине – это точка диссонанса, к которой стремился автор. Учитывая, что все его картины первостепенно носят библейские мотивы, предстоит затронуть символику христианского вероисповедания. Там снег означает небесную истину, которую автор трактует как наркотики и политику. Отсюда вытекает своеобразный оксюморон. Максвелл пытается слить воедино то, что у людей никак не вяжется со светлой истиной и тёмную сторону нашего мира.

Максвелл Александр
Pintei o Éden de preto, 2020
Латекс, жидкий крем для обуви, битум, цветной карандаш и акрил на коричневой крафт-бумаге
320 x 480 см


Говоря о творениях Максвелла, невозможно ускользнуть от переизбытка жёлтых и золотистых тонов, присущих на картинах. Во-первых, такое сочетание вызывает вопросы о сложностях в технике исполнения, так как напомню, что работы выполнены при помощи обувного крема. Во-вторых, невольно возникает собственное прочтение картин. Цвет всегда несёт в себе отдельное значение. В раннем Христианстве золото и желтизна превалировали как положительная символика Святого духа, божественного откровения, просветления. Этим цветом на одной из картин окрашены телефоны, к которым тянутся людские руки. Максвелл будто бы говорит нам, что электроника, которая отражает сегодняшний век – это своеобразное просветление и не стоит его отвергать, подогревая закостенелые устои прошлых лет.

Максвелл Александр
Я видел то, что представлял, 2020 год
Жидкий крем для обуви на коричневой крафт — бумаге
320 x 480 см

Религиозное начало, действительно, играет важную роль во всей выставке. Работа Александра связывает евангельское христианское воспитание с афро-бразильской религией кандомбле, где в корнях лежит поклонение духам Ориша. И это не случайно, таким образом автор отдал дань уважения американскому художнику Керри Джеймсу Маршаллу, чьи картины когда-то выставлялись в художественной галерее «Дэвид Цвирнера». Создав священное пространство, которое поглощает эти прошлые резонансы, Александр создаёт мистическую генеалогию, которая выходит за рамки линейной исторической траектории. Старания автора выразить таким образом свою оригинальность, высказав творческое «я», увенчались успехом. Не выдавая подробностей каждого произведения, Александр Максвелл свершил тихую революцию, отражающую смесь религиозного начала и современности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *