19.04.2024

КНЯЗЕЙ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕТ: 10 разрушенных дворянских усадьб

«Порховъ-Окрестности. “Княжьи-Горки” дача графини Строгановой» — под таким названием знали псковскую усадьбу у реки Судомы более 200 лет. До 1918 года, когда не стало князей. «Княжьи Горки» превратились в Красные горки, усадьба – в больницу. С годами вернулось название, но не вернулась должная память. Сейчас «Княжьи горки» развалины со статусом Памятника истории и культуры.

усадьба графов Строгоновых, северный фасад, выход к парку
усадьба графов Строгоновых, северный фасад

Горки – под таким названием знали эту местность до середины XVII века – являлись вотчиной княжеского рода Мещерских с конца XV века. От них же местные жители и стали называть Горки Княжескими:

Мещерские, если даже не жили в Горках, часто наезжали сюда, и местные жители невольно стали называть Горки Княжьими Горкам

«Страницы истории Дедовичского района»

ВЛАДЕЛЬЦЫ

При князе Алексее Степановиче Мещерском имение начало обустраиваться. Генерал-поручик и сенатор в 1793 году он подал в отставку и, скорее всего, поселился в усадьбе. В это же время здесь появились первые постройки: большой каменный графский дом, оранжерея и прочие хозяйственные здания. Высажены первые деревья, положившие начало регулярному парку. И вырыт первый пруд.

Но в 1797 году князь скончался, и имение перешло к его двоюродной племяннице – Анисье Александровне Култашевой. Ненадолго. Из-за оставшихся многочисленных долговых обязательств в 1798 году Култашева продала поместье. Так, новым владельцем стал Артамон Иосифович (Осипович) Кожин – известный в Порховском уезде предприниматель. В его владении были парусиновая фабрика и винный завод.

Его наследником стал младший сын, Григорий Артамонович Кожин. Поручик в отставке, ополченец Отечественной войны 1812 года. А с 1815 – коллежский секретарь. Поместье перешло в его владение в 1819 году.

При нем в усадьбе появился конный завод и школа. Здесь юношей 16-17 лет обучали «оранжерейному делу». Тогда же регулярный парк, заложенный Мещерским, стал пейзажным. Вместе с тем расчистили пруд. А в 1833 году появилась кирпичная церковь Святого пророка Илии в честь победы над Наполеоном. В последствии церковь стала неотъемлемой частью усадебного ансамбля.

Бездетный Кожин скончался в 1863 году. Его похороны были самые скромные. А бывшие крепостные люди, до 1861 года находившиеся в его личном услужении, получили, согласно завещанию, значительные денежные средства.

Имение же перешло его двоюродной племяннице Марии Петровне Новосильцевой, сестре милосердия и будущей начальнице Смольного института благородных девиц. Ей были нужны деньги на благотворительность, поэтому в 1879 года она продала имение Марии Александровне Строгановой «со всеми к оному приписанными землями, водами и разного рода угодьями, одним словом, все без изъятия».  

СТРОГАНОВСКАЯ УСАДЬБА

Такие дома строились по типу европейского увеселительного замка.

На лицевой стороне цветочная оранжерея, с ухоженными

дорожками и цветами

Вера Павлова, заведующая сельским музеем «Старинушка»
Цикл передач «Дворянское гнездо»

Строгоновы стали последними владельцами усадьбы. Они перестроили обычный каменный дом под стиль поздней английской готики. Так, жемчужиной усадебного ансамбля стал барский дом из красного кирпича. Его расположили в центре на пологой вершине крутого берега реки Шелони.

усадьба "Княжьи горки" в начале XX века
усадьба «Княжьи горки» в начале XX века

Северный фасад дома был создан в спокойном, выдержанном стиле. Справа он завершался щипцом с круглым проемом в центре, а слева небольшой трехгранной башенкой, в центре которой находился дворянский герб и круглые проемы. Здесь же был двухэтажный эркер.

Раньше с этой стороны был выход к усадебному парку. Многочисленные аллеи продолжались до самого берега Судомы вдоль высаженных лип, дуба, вяза, клена и сахаристого ясеня. Деревья выбирались и высаживались не просто так – во всем была своя символика: «…одни деревья сажались в честь рождения ребенка, в память посещения усадьбы друзьями и именитыми особами, в знак траура».

В парке было разбито четыре пруда: в одном из них выращивали зеркального карпа, в центре другого находился остров «Уединение» с беседкой на холме – графиня Строганова любила проводить время отдыха именно там.

Восточный и западный фасад дома были симметричны друг другу щипцами с круглыми проемами в центре. Так, по бокам каждый из фасадов был отделан белой массивной рустовкой. А все окна усадьбы были украшены сандриком, замковым камнем и белыми наличниками.

Именно с запада был главный подъезд к усадьбе и выход на площадку церкви Ильи Пророка.

Южный же фасад был симметрично отделан стрельчатыми арками с башенными элементами, завершающими кровлю здания. Его центральный и западный фронтон декорированы узкими сдвоенными или строенными стрельчатыми окнами, а восточный фронтон — круглым проемом. Справа от главного входа, на первом этаже, располагался эркер. Он завершался балконом второго этажа с балюстрадой из массивных кирпичных столбов. 

Южный вход вел к хозяйственным постройкам – оранжерее, псарне, молочной ферме, кухонному флигелю, конюшням, кузнице и домам усадебного персонала.

Здесь было создано полноценное хозяйство, с богато украшенной усадьбой в самом сердце.

ВО ВЛАДЕНИИ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Итак графиня Строганова приобрела усадьбу в 1879 году. Это произошло неслучайно. Псковские земли были значимыми для дворян Строгановых: поблизости уже находилось поместье старшего брата Марии Александровны – усадьба «Волышово». Иначе говоря, эта покупка, чтобы «семья всегда была рядом». 

Графиня приезжала в усадьбу в апреле и оставалась здесь до октября, часто выезжая на охоту вместе с братом. Окончательно она переехала в усадьбу в 1886 году вместе с мужем Станиславом Юлиановичем Ягминым.

Местные жители очень ее любили. Возле дома всегда можно было увидеть много людей с протянутой рукой, они просили милостыню. И она никого не отпускала с пустыми руками

Вера Павлова, заведующая сельским музеем «Старинушка»
Цикл передач «Дворянское гнездо»

В 1881 и следом в 1886 году на средства графини была отремонтирована Ильинская церковь. А в октябре 1883 в поместье открыли церковно-приходскую школу, в которой к началу XX века обучалось 54 мальчика и 11 девочек. В это же время она наняла учителя пения, чтобы в церкви появился свой хор. Оплата учителя, содержание школы – все это было сделано только за ее счет.

Для учеников, певчих, детей местного помещика Мария Александровна устраивала новогодние ёлки. На праздник приходили до 200 детей с родителями. Они получали подарки: книжки соответственно своему возрасту, ситец для рубашек, игрушки, гостинцы.

Мария Александровна содержит бедных сирот, давая им пособие и деньги. Платит жалование фельдшерице, чтобы она лечила безвозмездно всех больных Княжьегорского прихода лекарствами, которые присылались в ее сельскую аптеку.

В голодные годы выдавала крестьянам хлеб

А. И. Алфеев

В 1903 году Мария Александровна построила ветряную мельницу, на которой мололось зерно не только личного хозяйства в Княжьих Горках, но и местных жителей, в том числе и из соседних деревень.

Также рядом с Ильинской церковью она построила двухместный склеп – для себя и мужа. Здесь ее и захоронили после кончины в 1914 году.

ПОСЛЕ 1917

После смерти графини и Станислава Юлиановича, убитого в 1917 году в Петрограде, поместье осталось на попечении управляющего Константина Михайловича Перна. Также он стал управляющим совхоза, образованного на месте бывшего имения. Тогда же появилось новое название — «Красные горки». А все усадебное имущество описали и увезли. Перн оставался управляющим до 1927 года.

Во время Великой Отечественной войны в усадьбе находилась немецкая комендатура. Но уже после событий 40-х годов усадьбу восстанавливают и до мая 1989 года размещают здесь центральную районную больницу.

В то время за домом еще следили, сильные разрушения начались после 90-х. В 2000-х усадьбу подожгли – сгорела крыша и часть перекрытий. Со временем обвалились этажи. Сейчас об их наличии свидетельствуют только гнилые, отсыревшие балки.

Внутренней отделки почти не осталось. Только по сохранившимся несущим стенам можно узнать, как выглядела усадьба внутри. Так, планировка представляла собой коридорную систему. В обширном вестибюле находилась лестница на второй этаж и проход ко всем комнатам. При этом первый и второй этаж были идентичны друг другу.

Внешне усадьба еще стоит, но с каждом годом ветшает все больше: слезает краска, отпадает рустовка и каменные наличники. Все окна выбиты, разрушен выход на балкон, декоративная отделка главного входа. Сейчас утерян некогда находившийся на северном фасаде дворянский герб Строгановых. Фасады рушатся с головы – падают «замковые» башенки.

Со временем пострадал не только барский дом, но и близлежащие постройки: особенно сильно церковь и склеп, в который местные сбрасывают мусор и помои. Усадебная кухня, что находится на юго-востоке, также лишилась крыши и прежней планировки: во времена больницы выбили новые окна и дверь.

Пруды заросли, пейзажный парк превратился в безликую рощу, прежние аллеи затоптаны – пройти здесь с каждым годом становится все труднее. «Ни князей, ни красных,» — говорят местные жители, проходя мимо этих мест.

ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА?

Еще в августе 2020 мы направили запрос в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области. Как оказалось, у усадьбы есть владелец, который должен нести всю ответственность за ее содержание – государство, а если быть точнее, Росимущество.

В апреле 2020 Комитет по охране направил в Росимущество все необходимые бумаги с требованием привести усадьбу в надлежащий вид: провести реставрационные работы, а также предоставить сроки их проведения. Но до сих пор ни работы, ни бумаги не были предоставлены.

Однако в ноябре на эту проблему в очередной раз обратили внимание. Сначала дирижер Мариинского театра, кларнетист Иван Столбов провел бесплатный концерт в разрушенный церкви Святого пророка Ильи:

Не могу без слёз смотреть на это, без горечи. Оставляет каждый раз рану какую-то взгляд на это. Время идёт, не меняется ничего, всё разваливается. Собственно говоря, так и пришло осознание, что надо попытаться что-то делать

Иван Столбов, дирижер Мариинского театра, кларнетист

Затем прокурор Дедовичского района подала в суд иск к Росимуществу с требованием законсервировать и восстановить комплекс зданий усадьбы «Княжьи Горки». Это первый шаг к спасению усадебного комплекса.

Пока стены еще стоят, а отделка радует стилем поздней готики — усадьбе нужна хотя бы консервация, чтобы сохранить то, что осталось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *