29.03.2024

Менделеев в саду

Насколько же прекрасна осень. Я это всегда понимал, но по-настоящему задумался, когда увидел сад «Палаты мер и весов» в начале октября поздно вечером.

Палаты, но не кремлевские

Само здание представляет из себя трехэтажную постройку, выполненную из красного кирпича. Как бы мне не хотелось, но провести хоть какую-то аналогию с Кремлем никак не получается. По сути дела, палата напоминает обычный жилой домик, но все же есть несколько деталей, которые придают ей некую эстетику. Первое что бросается в глаза – это арочные окна, из которых сквозь прозрачный тюль просачивается горячий свет, генерируемый дешевой, но очень живучей лампой накаливания. Видимо некоторым людям даже в столь поздний час все еще хватает сил перебирать в своих кабинетах различные бумажки однотипного содержания или выполнять какую-нибудь другую, надеюсь, что менее рутинную работу.

Первый этаж полностью облицован белой плиткой, очень напоминающей мрамор. Второй и третий этажи плитка огибает только по бокам. По середине здания отстроен маленький летний балкончик, над которым возвышаются две небольшие едва заметные амфоры.

Здесь водятся призраки

Фактически вход во двор Палаты закрыт. С начала путь преграждает растянутая цепь и табличка с надписью: «Прохода нет». За ними возвышаются старые покрывшиеся ржавчиной ворота, которые будто бы говорят: «Здесь водятся призраки». Предметы с такой аурой, по неизвестной причине, всегда манят к себе, заставляют собой восхищаться и трепетать одновременно.

Между цепью и воротами лежит тропинка метров в пяти, на которой расстелился ярко-желтый ковер из опавших осенних листьев. Все они разной формы, размера, оттенка и разбросаны они тоже в хаотичном порядке, поэтому особо ретивый взгляд сможет усмотреть на тропе какой-нибудь замысловатый орнамент. Прекрасно дополняет сию картину свет фонарей, который заставляет и без того яркие листья блестеть золотистым пламенем. В какой-то момент разум ненадолго покидает голову, а ноги начинают не спеша двигаться в сторону ковра, ведь им так хочется ощутить под собой этот приятный едва слышимый хруст, который наверняка всем знаком.

Если все же попытаться оторвать от этой тропы взгляд и поднять голову выше, то можно увидеть виновников всего этого творческого беспредела. Ровно на границе между тропинкой и газоном друг на против друга растут два массивных дерева, листья которых уже полностью пожелтели и начали опадать. Однако в саду эти два дерева – единственные, кто начал свой естественный процесс перерождения. Остальные, по всей видимости, сильнее и не готовы просто так поддаться ко всему беспощадным законам природы.

В гости к Менделееву

Кстати о законах природы. Среди всех этих деревьев скромно, но очень важно восседает монумент Дмитрию Ивановичу Менделееву – ученому-химику, который познал основные законы природы, открыв периодическую таблицу химических элементов. Великий ученый в медном обличии сидит в своем кресле, закинув ногу на ногу. Из-за огромного количества туристов, которых повидал памятник, ботинок на правой ноге приобрел золотистый цвет. В любой момент на него может упасть осенний лист и никто этого не заметит. Даже сам Менделеев, ведь он явно увлечен чем-то другим. В руках он держит толстую тетрадь с какими-то записями (но скажу вам по секрету – она пуста). Однако его взгляд нацелен совсем не на эту тетрадь.

Судя по тому, что одна из его книг валяется у него под ногами, а в левой руке у него находится ни что иное как сигарета, то можно понять, что все эти научные трактаты в данный момент не имеют для него никакого значения. Он сидит окруженный флорой, красочность которой постепенно угасает с приходом зимы, и смотрит куда-то вдаль с выражением полной удовлетворенности, ведь он познал то, что доныне никому и не было известно.

По левую сторону от него на стене периодическая таблица химических элементов, названная в его честь. С обеих сторон его титанического труда синими буквами каменные стены педалировали афоризмы гениального химика народу. Слева было написано: «Наука борется с суевериями, как свет с потемками». А вот вторая надпись частично закрыта листвой, которая обильно растет вдоль стены. Без труда можно прочесть первую часть высказывания: «Посев научный взойдет…». А вот продолжение смогут выяснить только особо любопытные.

Сад преображается

Был я на этом же самом месте и летом. Весь сад пестрил ярко-зеленой листвой. Трава негромко шелестела от дуновения теплого ветра и стряхивала с себя остатки утренней россы. Цветущие деревья массивно возвышались над памятником Менделееву, который точно также смотрел куда-то вдаль. Все в этом саду было наполнено жизнью и энергией. С осенним пейзажем это, конечно, не сравнится.

Осень хоть и чудесная пора, но все же печально смотреть как все вокруг постепенно угасает и впадает в спячку. Казалось бы, какими прекрасным все эти деревья были летом и какими невзрачными они станут зимой. Какой восхитительной выглядела земля, усеянная цветастым ковром и какой она будет, когда окончательно промерзнет и покроется монотонным белым больно слепящим глаза снегом.

Гении тоже люди

Один только Менделеев в любое время года выглядит сильным и уверенным в себе. Но как бы не так. В левой руке у него незаметно тлеет папироска, которую ученый никак не может докурить в тишине и спокойствии, поскольку через Московский проспект ежедневно мелькают сотни глаз, которые нет-нет, да и обратят внимание на великого химика, который просто обязан предстать перед ними во всей красе. И ему это удается. Наверняка каждый, кто смотрит на памятник думает: «Да, вот человек был великий, без слабостей». А ведь одну из своих слабостей он держит прямо у себя в руках. Всю свою сознательную жизнь Менделеев курил и не мог избавиться от этой привычки, и поэтому скульптор поместил между пальцев монумента начатую папироску, в знак того, что у каждого есть какие-то слабости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *