19.04.2024

УСАДЬБА В ПРИДАНОЕ: 10 разрушенных дворянских усадьб. Часть 1

Белкино, окраина Обнинска – бывшая деревенька на 150 человек. Таких мест сотни, если не тысячи. У каждого из них есть история – история жизни, история семьи, история России. Белкино – это усадьба Воронцовых, Бутурлиных и Обнинских. Это каскады прудов, липовые аллеи и Годуновский вяз. Это история, что берет свое начало в XV веке.

ЧАСТЬ 1 — О прошлом

главный дом усадьбы Белкино в 2019 году
главный дом усадьбы, 2019 год

«По тогдашнему размашистому масштабу вельможных состояний о белкинской вотчине (с ее пятьюстами крепостными) говорили как о сущей безделушке:

небольшой уголок земли — и более ничего…»

Записки графа М. Д. Бутурлина, Русский архив

Новое столетие эти места встретили скверно: заросший парк, высохшие пруды и главное – усадебный дом без крыши и с огромной трещиной по центру. Там, где раньше располагался балкон. Внутри не было ничего, кроме уцелевших (чудом, не иначе) «музыкальных» фресок.

Поблизости рос и развивался Обнинск. Рядом – гнил и зарастал главный дом, в котором еще столетие назад писали этюды Серов и Левитан.

У города не было денег на консервацию. О восстановлении нечего было и думать. Усадьба так и могла стоять, мрачная и забытая.

Если бы не желание горожан – простых жителей, краеведов, музейных хранителей и бизнесменов – восстановить историю. Так, 12 сентября 2002 года появился Фонд «Усадьбы Белкино», созданный с целью вернуть памятнику истории и культуры XVIII века былой облик.

Совместными усилиями восстановили многое – каскад прудов, очищенный от мусора и тины, пейзажный и регулярный парк, ригу и восточный флигель. Да, сама усадьба еще разрушена, но не заброшена и всеми забыта.

В 2022 году Фонду исполняется 20 лет. Он все еще продолжает активную работу с прежней целью – восстановить главный дом.

ВЛАДЕЛЬЦЫ

Белкины, Скуратовы, Годуновы и Долгорукие

Впервые Белкино упоминается в писцовых книгах 1588 года – как вотчина (еще) боярина Бориса Годунова. Но появилось село значительно раньше – весьма вероятно в конце XV века.

Основатель и первый владелец — Иван Федорович Белка Отяев – получил эти земли от Ивана III за «добрую службу». От его мирского имени и пошло название села и будущей усадьбы – «Белкино». В свое время Иван Федорович был послом в еще независимом Рязанском княжестве и стал родоначальником Белкиных.

Они владели этой землей чуть больше шестидесяти лет. Но в царствование Ивана Грозного в 1560-х Белкино переходит к Григорию Лукьяновичу Скуратову-Бельскому. Иначе говоря – Малюте Скуратову, любимому опричнику царя.

Через 10 лет Скуратов отдает белкинскую вотчину как приданое за средней дочерью Марией, которая сочеталась браком с Борисом Годуновым. В будущем – царем всея Руси, а в то время – «рындой с рогатиной», оруженосцем-телохранителем. Годунов значительно расширил доставшиеся по браку имение – выкупил несколько десятков близлежащих деревень.

В его владении Белкино занимало почти всю территорию современного Обнинска. Тогда же появилась «богатая боярская усадьба» — хоромы из дерева с хозяйственными и конюшенными дворами.

Годуновский вяз

В основном, Годунов (как и многие владельцы после него) использовал Белкино как охотничьи угодья. В память о нем здесь остались не только рассказы о его любви к соколиной охоте, но и знаменитый Годуновский вяз:  

«Впервые «годуновский вяз в три человека в обхвате» упоминается в записках графа Михаила Бутурлина, в его воспоминаниях о детских годах в усадьбе в начале 19 века. Уже в то время это дерево возвышалось над остальными, как маяк. Судя по фотографиям дореволюционного периода, вяз посадили в конце 16 века,  когда село Белкино как раз принадлежало Борису Годунову»

поделилась Татьяна Ларина, заместитель директора Фонда «Усадьбы Белкино»
усадьба Белкино - Годуновский Вяз
Крестьяне Белкино у Годуновского Вяза. Фото начала XX века
источник: Фонд «Усадьбы Белкино»

В наши дни дерево не сохранилось. Когда усадьбой владели Обнинские, последние хозяева Белкино, в вяз ударила молния. Остался только широкий и высокий пень – простоявший здесь до середины XX века.

После падения Годуновых в 1605 году эти земли перешли к Михаилу Нагому, уфимскому воеводе. Но уже к 1611, более чем на 100 лет, Белкино стало семейными владениями князей Долгоруких.

Волынские

В 1720 году Григорий Прохорович (последний владелец из Долгоруких) выдает единственную дочь за Василия Ивановича Волынского. Белкино с его обширными землями идет за Анастасией Прохоровной в приданое.

Василий и Анастасия Волынские умерли рано, и Белкино перешло в наследство их десятилетней дочери Елене. Осиротевшую девочку удочерил дальний родственник отца, кабинет-министр Анны Иоанновны – Артемий Петрович Волынский.

Елена воспитывалась вместе с родными детьми Волынского – Анной, Петром и дочерью Марией (в будущем — хозяйкой Белкино) – вплоть до его опалы и казни. В конечном итоге Елена Васильевна вышла замуж за Сергея Васильевича Урусова, молодого артиллерийского офицера.

Он рано скончался, и молодой вдове пришлось заложить все свои имения, чтобы свести концы с концами. Выкупить Белкино и другие земли она уже не смогла.

Воронцовы

Белкино перешло по закладной к Ивану Илларионовичу Воронцову в 1761 году. В то время он уже был женат на Марии Артемьевне Волынской, «названой» сестре бывшей владелицы.

Выбор партии был одним из подарков императрицы Елизаветы Петровны за честную и верную службу. В ноябре 1741 года братья Воронцовы – лейб-гвардейцы Преображенского полка – принимали активное участие в перевороте в пользу будущей государыни.

После издания Манифеста о вольности дворянства (1762 год) Воронцов подает в отставку и полностью посвящает себя строительству усадьб в собственных землях.

Основное внимание было уделено, конечно, Вороново – как самому ценному владению (родовая вотчина Волынских, возвращенная в день свадьбы императрицей), но и Белкино не обделили вниманием. Как и при Борисе Годунове, Воронцов использовал эти места как охотничьи угодья, приезжая сюда по обыкновению осенью.

Для комфортного проживания здесь выстроили классический архитектурно-парковый ансамбль. Однако не утепленный, поскольку жить зимой здесь никто не планировал.

усадьба карта белкино
подробная карта усадьбы Белкино с внутренними помещениями. Гравюра художника Александра Шубина

Так, в 1789 году старший сын Воронцова Артемий Иванович (названный в честь казненного деда) унаследовал не только земли, но и отстроенную усадьбу. Он женился на двоюродной сестре бабушки Александра Сергеевича Пушкина — Прасковье Федоровне Квашниной-Самариной.

С этого момента начинается тесная связь будущего поэта как с семейством Воронцовых, так и с Белкинской усадьбой. Неудивительно, что Артемий Иванович стал крестным отцом Пушкина.

У самого Воронцова не было сыновей, поэтому усадьба – уже по традиции – переходит в приданое его второй дочери Анне в браке за Дмитрием Бутурлиным. Венчание проходило в Белкино, в усадебной церкви Св. Бориса и Глеба.

Бутурлины

Граф Дмитрий Петрович Бутурлин происходил из знатного семейства. Его дед, фельдмаршал Александр Борисович Бутурлин, взял Берлин в Семилетнюю войну. А крестной матерью самого Дмитрия Петровича стала Екатерина II.

Граф был известным библиофилом. Его книжное собрание было одним из крупнейших не только в России, но и в Европе – 40 тысяч томов самой разной направленности:

«Библиотека несмотря на огромный зал, зимой постоянно отоплена. Довольно легко получить дозволение пользоваться ею. Здесь книги собраны не только для тщеславия; хозяин сам пользуется ими и предоставляет их другим»

воспоминания английского путешественника Эдварда Кларка

В Белкино же Дмитрий Петрович увлекался садоводством и обустройством территории. Больше всего его внимание занимал пейзажный парк – его расширили и фактически перестроили заново. По словам Михаила Бутурлина почти все доходы имения уходили на содержание парковой зоны.

Каждое лето многочисленное семейство Бутурлиных проводило в Белкино. Здесь же в 1812 году их застала Отечественная война. При приближении французов все домашние спешно переехали в Воронежскую губернию.

Обратно в Белкино Дмитрий Петрович вернулся только в мае 1813 года. Французы успели побывать здесь, но владения не были разграблены или сожжены:

«Всюду беспорядок и запустение. <…> Не осталось ни пучка соломы, ни одной курицы, <…> но Господь уберег Белкино от пожара»

Дмитрий Петрович в письме московскому другу А. Я. Булгакову

Московскому же дому повезло куда меньше: сама постройка и многочисленные собрания Бутурлина были сожжены. Из 40 тысяч томов уцелели лишь 4 – те, что находились в Белкино. Дмитрий Петрович перенес эту трагедию стоически: «Бог дал, Бог и отнял, да будет святая Его воля».

Однако здоровье его подорвалось, и после 1816 года семейство Бутурлиных навсегда уезжает во Флоренцию.

Кавецкие и Обнинские

Бутурлины прочно обосновались во Флоренции, поэтому в 1833 году Белкино передали в аренду управляющему Ивану Антоновичу Кавецкому.

Но уже в 1840 году овдовевшая Анна Артемьевна решает окончательно продать имение. Владельцем становится полковник Наркиз Антонович Обнинский, шляхетского (польского) происхождения. На бумагах он выступил официальным покупателем, но Дмитрий Бутурлин называл «покупщиком» его тестя, Ивана Кавецкого. В середине 1830-х Обнинский женился на его дочери Варваре, воспитаннице старой графини. Поэтому Белкино можно считать приданым девушки.

Большую часть жизни Обнинский провел в военных кампаниях. Однако после женитьбы и покупки имения он подает в отставку и включается в общественную жизнь. Так, в 1847 году на уездных выборах его избрали предводителем дворянства Боровского уезда.

Белкино же унаследовал его старший сын – Петр Наркизович.

Он не пошел по стопам отца, избрав для себя вместо военного поприща – юриспруденцию. На его жизненный путь пришлось воплощение крестьянской реформы. Поэтому труды Обнинского посвящены этой теме – в частности, защите прав бывших крепостных. Также он увлекался рисованием и создал серию сатирических зарисовок «на злобу дня» все по той же теме – трудности освобождения крестьян.

Значительные изменения в поместье произошло при нем же. Усадьба стала более комфортной для проживания и главное – теплой. В комнатах наконец-то появились большие изразцовые печи и камины. Так на место былому блеску и пышности пришел рациональный подход.

Обнинские любили всей семьей собираться в Белкино: играть в крокет, гулять по парку и отдыхать в залах усадьбы.

Для крестьянского блага

Каждый хозяин Белкино старался сделать комфортной не только свою жизнь в имении, но и по возможности помогать местным крестьянам.

Еще Иван Илларионович Воронцов наряду со строительством усадьбы приказал поставить ряд каменных двухэтажный домиков для своих крестьян. А точнее для беднейших из них. Однако крепостные предпочли и дальше жить в избах. Однако шаг, стоит заметить, уникальный и впечатляющий.

Другой хозяин — Дмитрий Петрович Бутурлин — в свою очередь, всегда помогал крестьянам в неурожайные годы.

А самые крупные благотворительные начинания предприняли Обнинские в конце 19 века. Петр Наркизович в 1885 года открывает церковно-приходскую школу. На его деньги было построено деревянное здание рядом с церковью и закуплен весь необходимый инвентарь. Несколько лет школа содержалась только на его деньги, а особо талантливых учеников он лично обучал музыке на дому, в усадьбе.

Это учебное заведение стало первым не только в селе Белкино, но и во всей округе. На этом Петр Наркизович не остановился, и в 90-х годах при храме появилась изба-читальня. Заведовала ею жена Обнинского, а их дочь Мария помогала в школе.

Источник: Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина

Последние Обнинские

Еще при жизни Петр Наркизович разделил имение между своими детьми – Виктором, Анной, Лидией и Борисом. Белкино досталось младшему сыну – Борису, судебному следователю. Его жена, Юлия Самойловна вместе с сыновьями Глебом и Никитой, большую часть года проводили в усадьбе.

Борис Петрович стал последним владельцем Белкино. После революции он бежал в Севастополь, где был расстрелян красными. Бывший дворянин не хотел покидать Родину с остатками армии Врангеля.

Его жена смогла ненадолго остановиться во флигеле усадьбы, некогда принадлежавшей ей. Но с началом коллективизации в 1930 году советское правительство вынудило уехать и ее.

Так закончилась эпоха «дворянского гнезда» для Белкино. На смену вековому укладу пришли детский сад, затем школа и наконец общежитие для рабочих совхоза «Боровский».

В 1948 году усадьбу приняли на охрану как памятник истории и архитектуры областного значения. Но это не изменило ничего. Уже к 1960 усадьбу бросили окончательно…

Часть 2: Тогда и сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *