16.04.2024

«Это урбан»

«Это урбан — он дарит тебе подарки». Наверно, этой строчкой андеграунд группы «Chemodan» я бы охарактеризовала всю суть существования стрит-арта. Граффити, тэги, рисунки на стенах и даже скульптуры — всё это дарит нам искусство урбанистических пространств. Встретить их можно как в самых неожиданных укромных уголках окраин, так и в центре города. Непризнанное искусство живет на вагонах метро и поездах дальнего следования, на фасадах домов во дворах и на стенах проспектов.

Пожалуй, говоря о стрит-арте, нужно четко понимать то, к какой среде принадлежит это искусство. Ведь творение художника, или как часто его называют «райтера», увидят все. Никто не спрашивает аудиторию, хочет ли она видеть с утра новое творение уличного художника, хочет ли слышать его посыл, будет ли совпадать голос автора с голосом улицы. Для большинства людей граффити на стенах домов, железнодорожных эстакадах кажутся проявлением варварства и вандализма. Как раз недолговечность произведений стрит-арта является одной из его основополагающих идей. Райтеры никогда не знают, как долго проживет их послание. «Экспонат» может раствориться во времени в любой момент. Например, его может закрасить дворник, как по своей инициативе, так и по указу властей. Противостояние закона и художника — еще одна неотделимая черта стрит-арта.

Разрисованная башня. Работа райтера Nomerz

Бывает и такое, что жители города спасают уличные экспонаты от рук властей и коммунальщиков. Так, например, в 2019 году на углу Невского и Суворовского проспекта коммунальным службам не угодил рисунок Паши Каса. Молодой художник в преддверии Нового года решил зарисовать заложенный дверной проем.  На голой серой стене он изобразил приоткрытую дверь, за которой советская школьница в переднике и с бантами наряжает новогоднюю ёлку разноцветными шарами и красной звездой. Муниципальным властям не понравился такой подарок и дверной проем быстро закрасили. Но жители Санкт-Петербурга не собирались так легко сдаваться. Буквально по частичкам каждый прохожий стал счищать слой коммунальной краски, чтобы новогодняя открытка приносила радость каждому проходящему по улице.

Работа Паши Каса на углу Невского и Суворовского проспекта

К сожалению, не все истории заканчиваются хэппи-эндом. Так, в 2016 году на фасаде дома номер одиннадцать по улице Маяковского, появился портрет советского детского писателя Даниила Хармса. Многие могут помнить его по стишкам из ярких картонных книжек, которые нам читали мамы. Стихи «Удивительная кошка», «Врун» вызывают ностальгическую улыбку.  Портрет был нарисован все тем же Пашей Касом и его товарищем Павлом Мокич на доме, где писатель прожил 15 лет. Пять лет картина радовала взгляды местных жителей и гостей, но в 2020 году на портале «Наш Санкт-Петербург» кто-то из горожан оставил жалобу на граффити. Совсем скоро его должны закрасить…

Еще в 2014 году в Санкт-Петербурге был открыт музей, посвященный уличному искусству. Пространство стало единственным в своем роде музеем стрит-арта. Музей находится довольно далеко от центра города: на территории действующего завода. Такое расположение объясняется тем, что изначально проект не предполагал широкого распространения, а был направлен на усовершенствование локального пространства, которое бы вдохновляло и мотивировало рабочих.  Сейчас здесь регулярно проводятся выставки, лекции, мастер-классы и даже вечеринки. По адресу шоссе Революции 84 AB каждый день можно продемонстрировать свой талант на специально отведенных для этого стенах промышленной территории. Постоянная же экспозиция музея основывается на творчестве уже ставших знаменитыми в определенных кругах художников Кирилл Кто, Паша 183, Тимофея Ради, Nomerz, Escif и многих других представителей стиля.

Музей стрит-арта.Свободное для творчества пространство

О том, почему уличное искусство перебралось в музеи, и много ли независимых художников осталось на улице Санкт-Петербурга нам рассказал один из питерских райтеров Марк Попов (творческий псевдоним Skore):

Граффити Марка Попова

   Я думаю, сейчас монетизированный стрит-арт и свободное уличное творчество очень взаимосвязаны.  Есть оплачиваемые работы и нет, есть согласованные и нет. Например, в моём случае, я делаю заказные работы по идеям и требованиям заказчика для того, чтобы потом иметь возможность (деньги) сделать свои работы, со своими идеями, тематикой, и самому выбрать место подходящее. Редко, но бывает так, что и мои идеи и заказчика совпадают, либо заказчик дает волю на эксперименты, тогда это идеальный вариант для меня. Ведь тогда я могу выразить свою идею, и она будет оплачена. Плюс продажа работ через интернет и при личных встречах, на выставках. Например, в том же музее стрит-арта. Но это всё очень грубо, и в каждом случае всё индивидуально. Честно говоря, если работа сделана специально для заработка денег, это гораздо меньше котируется среди самих художников. Если художник идет на риски, связанные с потерей средств или проблем с законом — это другое… хотя это также может преследовать определённые цели. Либо это хайп, либо это эмоции и адреналин, желание быть услышанным. У всех это по-разному.  Именно такой «комбинированный» стрит-арт сейчас в моде в Питере, да и вообще в России.

Граффити Марка Попова на Зверинской улице

Однако, даже сейчас для того, чтобы прочувствовать всю романтику стрит-арта, совсем не обязательно совершать паломничество в музей, достаточно просто выйти на улицу и побродить среди утонченных, веющих стариной, петербургских дворов. Это искусство, живущее среди нас. В каждом нашем дне. И как же все-таки лаконично смотрится это нелегальное творчество среди старинных, пропитанных культурой и бытом петербургских улиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *