19.04.2024

Путешествие по забытым богом местам: Старая Русса

Старая Русса – один из старейших городов Новгородской области. Первое упоминание об этом месте в летописи датируется 1167-м годом. Сейчас историки называют территорию у озера Ильмень колыбелью русской нации. Округа Старой Руссы славится храмами, монастырями и другими памятниками древнерусской культуры. Нет близ города посёлка, в котором бы не стояла часовня или церквушка. После прихода большевиков храмы превратились в руины. Жителей в деревнях с каждым годом становилось меньше. Церкви опустели. Но следы культурного наследия России до сих пор заметны в деревнях. Поэтому я и приехала в окрестности Старой Руссы вместе с мамой, которая провела здесь детство.

Успенская церковь в Невском

— Куда поедем? – обратилась я к маме, которая внимательно следила за дорогой, чтобы не пропустить поворот.

— В Невское. Там на берегу Шелони стоит Успенская церковь. – ответил мой сегодняшний водитель, который не отводил взгляд от дороги.

Машина ехала по просёлочной дороге. Вокруг – разработанные поля со стогами сена и тракторами. Из окна машины открывался вид на коровник. Здание превратилось в бараки, но по-прежнему возвышается посередине просторного поля. Постепенно на нашем пути выросли деревья. Сосны пролетали мимо одна за другой. Через 15 минут мы сбавили скорость и остановились в десяти метрах от живописной реки.

248 километров голубой глади тянулись меж зелёных островов. Шелонь – одна из пятидесяти рек, которые впадают в озеро Ильмень. С места нашей остановки открывался впечатляющий пейзаж. Но приехали мы сюда не ради него.

В кустах зелени я заметила кресты. Их ограждал голубой забор, который легко перешагнуть. Могилы вокруг церкви ухоженные и аккуратные. Они контрастируют со зданием из красного кирпича. От него остались стены и фундамент. Картина ужасала. Мама заметила моё смятение и объяснила:

— Последнего местного священника расстреляли ещё в 1930-е годы. Здание церкви власти не трогали, и местные жители поддерживали его в порядке. Но во время войны церковь пострадала. А денег на её восстановление выделить до сих пор не могут.

Источник фото: sobory.ru

Отверстия в здании и деревья, которые выглядывали из разрушенного фасада, навеяли на меня тоску. Я была здесь впервые. Моё детство прошло далеко отсюда. Но вид заброшенной церкви опустошил меня.

Через полчаса машина уже ехала дальше по реке к следующей остановке.

Храмовый комплекс в Бурегах

Ехали мы час. Хотя казалось, будто прошло уже несколько часов. Дороги под Старой Руссой не ремонтируют. Моя бабушка рассказывала, что автобусы перестали ездить в отдалённые от главного шоссе посёлки. Машины не выдерживали езды на застывших грунтовых волнах. Даже в мягком сидении кроссовера чувствуются ямки и булыжники.

Мама остановила машину на обочине дороги. По её правую сторону виднелась башня высотой в два этажа, а рядом с ней собор. Крошка красного кирпича проступала на стенах колокольни. Звонница будто плачет и истекает алой кровью.

Мы подошли ближе к зданию. Вблизи увидеть макушку башни невозможно. Рядом с устремлённой ввысь колокольней чувствуешь себя маленьким и беспомощным. Человечество, которое строит небоскрёбы в городах, обустраивает новые районы на окраинах, не сохранило этот храм спокойствия и веры. Пробоины, груды кирпичей и пустые тёмные окна давят на разум. В голове пробегают вопросы: «Почему церковь в таком состоянии? Неужели люди забыли о ней?»

Источник фото: sobory.ru

Ансамбль собора и церкви расположен на берегу реки Псижа. Это недалеко от места, где она впадает в озеро Ильмень. История храмового комплекса началась в 18-м веке. В 1930-е годы, когда в стране воинствовал атеизм, кресты с куполов сняли. А во время войны ансамбль окончательно разрушили. Ближе к нашему времени предпринимались попытки восстановить собор и церковь. Но каждый раз на пути волонтёров возникали сложности: сначала из-за проведения олимпиады не хватало денег на реставрацию, а потом началась перестройка и правительству было не до восстановления храмов.

Алтарная сторона церкви будто специально направлена к реке, чтобы любоваться водной гладью и видеть в ней своё возвышенное отражение. Внутри здания сохранились изображения святых. Их лица и одеяния различить трудно, но тёмные нимбы и кресты выделяются на фоне белых стен.

Фото автора

Находиться на территории храма тяжело и морально, и физически. Не посмотришь под ноги — угодишь в расщелины между обвалившимися кирпичами. Сверху иногда сыпется штукатурка. Упадок и развал вокруг отзываются скрежетом в душе. Больно видеть плоды человеческого равнодушия к памятным для народа местам.

Церковь Всех Святых в Ужине

— Неужели здесь остались только разрушенные храмы, которые не восстанавливают? – спросила я у мамы, которая уже заводила двигатель машины.

— Нет, некоторые церкви всё же отреставрированы. Хочешь посмотреть на одну такую? Ехать всего полчаса.

Я согласилась. Мама включила навигатор, и мы отправились в деревню Ужин, на южный берег Ильменя. Время близилось к вечеру, поэтому на горизонте стали появляться закатные облака цвета персика. Они отражались в поверхности озера и освещали всё вокруг мягким тёплым сиянием.

Мы оставили машину у берега, а сами отправились к церкви. Ещё из окна машины между зелёными деревьями я заметила небольшие купола, которые возвышались на ярко-красной крыше. Через 10 минут на окраине деревни показалась церковь. Её белоснежные стены выделялись из природного пейзажа. Их будто нарисовали мелом. Багровые треугольные крыши, как шляпки грибов, лежали на церкви. Посередине, за колокольней, возвышался золотой купол, в котором отражались пушистые облака.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *