25.04.2024

Спланированная случайность в фотографиях Филиппа-Лорки ди Корсиа

На сайте davidzwirner.com можно посетить онлайн выставку американского фотографа Филиппа-Лорки ди Корсиа «Hustlers», которая была представлена на 19-ой Авеню в Нью-Йорке. Именно там впервые в США показали инсталляцию размером с комнату под названием “Best Seen, Not Heard”, состоящую из трех синхронизированных одноканальных проекций.

Американский фотограф итальянского происхождения Филип-Лорка Ди Корсия родился в 1951 году в Хартфорде, штат Коннектикут. В 1979-м окончил Йельский университет, тогда же, в конце 70-х, погрузился в фотографию, снимая в начале пути только членов семьи и друзей. Ди Корсия не использовал фотоаппарат как инструмент документации, наоборот, реальность служила ему ресурсом создания своего изображения. Снимки Ди Корсия поднимали вопрос фиктивности фотографии, которую в то время было принято считать полностью объективной. Тщательное выстраивание композиции и продумывание каждой детали будущей работы шли вразрез с общепринятым в 1970-х фотожурналистским подходом. Работы Ди Корсиа и сегодня волнуют общественность, ведь реальные человеческие судьбы кажутся несоотносимыми с умышленной театральностью картинки. 

Серия работ «Hustlers»

Серия работ «Hustlers» (хастлер — человек, занимающийся нелегальной или полулегальной деятельностью), созданная фотографом в начале 1990-ых годов в Лос-Анджелесе, считается одной из самых известных Ди Корсиа. Для этого проекта он разыскивает в Лос-Анджелесе мужчин-проституток, платит им сумму, примерно равную той, которую они берут за свои услуги, и фотографирует в мотеле или на улице. В 1993 году двадцать одна работа из Hustlers была выставлена ​​в Музее современного искусства в Нью-Йорке, что ознаменовало первую персональную музейную выставку Ди Корсиа. Два десятилетия спустя выставка Дэвида Цвирнера представляет тридцать шесть фотографий из этой серии.

Philip-Lorca diCorcia
Ike Cole, 38 years old, Los Angeles, California, $25, 1990-92 

Кажется, что работы Ди Корсиа — это случайность, однако, если и допустить такую мысль, то  это четко спланированная и продуманная случайность. Отдельный снимок фотографа — это полноценный кинокадр, спланированный, срежиссированный и реализованный, а серия — насыщенные повествования, объединенные уникальным присутствием объекта перед камерой и заранее выстроенной идей художника. Каждая работа был озаглавлена именем человека, который позировал, его родным городом, возрастом и количеством денег, которые составили гонорар. Как правило, люди на фотографии показаны такими, какие они есть: заточенными в свой мир с небольшим, но точным указанием на профессию. 

Удивителен тот факт, что герои снимков практически никогда не смотрят в объектив, их взгляд направлен мимо, они будто находятся в определенном моменте повествования собственной жизни. Сам автор называет свои работы кинематографичными: это всегда действие, которое застыло где-то между «до» и «после», но никогда не брессоновский «решающий момент».

Philip-Lorca diCorcia
Champagne, 19 years old, California, $25 , 1990-92

Отдельного внимания заслуживает свет на работах фотографа: холодное, даже в какой-то степени безжизненное, освещение добавляет происходящему драматизма и театральности. Тона работы указывают на момент, в котором полностью отсутствует стремление быть среди людей, а есть лишь желание никогда не найти путь друг к другу. На оторванность каждой фигуры на снимке обращает внимание и окружающая среда, тщательно выстроенная и очищенная от всего лишнего. Почти сакральное, как на иконе, пространство создает ощущение неприкасаемости физического тела. Филип-Лорка Ди Корсия воспевает одиночество, создавая атмосферу, где человек человеку — волк. Люди на снимках закрыты, их лица выражают эмоции, понять которые невозможно. Создается ощущение натюрморта во главе с живым человеком. Люди Ди Корсиа — это статуи, узники своих физических оболочек, которые никогда не покинуть собственную отчужденность.

Инсталляция “Best Seen, Not Heard”

Невозможно не обратить внимание на инсталляцию “Best Seen, Not Heard” (“Лучшее видно, не слышно”), проецируемую на большой экран. Это фотографии уличных торговцев, обрамленные титрами старых порнофильмов, взятыми из сборника старинных «мальчишников», датируемых 1920-1950-ми годами. На левом экране отображается более десятка заголовков, а на правой стороне — финальный титр фильма. Как утверждает сам художник, в отличие от недолговечных, а иногда и жестоких сделок, предлагаемых мужчинами, инсталляция представляет бесконечные фетишизированные сценарии, далекие от индивидуальных обстоятельств. Эта работа создана художником специально для Большого дворца в Париже, где она выставлена ​​вместе с картинами Эдварда Хоппера в рамках одноименной ретроспективы. Ди Корсиа заявил, что «работы Хоппера — это половина того, чего вы не видите», и “Best Seen, Not Heard” остро реагирует на наследие американского художника, соотнося портреты проституток со старыми титрами порнофильмов, не изображая самого действия.

В работах Ди Корсиа, несмотря на всю кажущуюся постановочность, в основе всегда лежит реальность, его герои — люди, которых мы встречаем каждый день. Фрагменты жизни, улицы, ночные клубы, парковки и мотели – это все жизнь, а вернее ее декорации, в окружении которых человек всегда остается один. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *