24.04.2024

Скульптуры Санкт-Петербурга: коты и знаменитости. Часть 1 «Кошачья»

Как известно, котики и знаменитости – тема, обычно наименее острая для обсуждения. Первых многие попросту обожают, о вторых же приятно посплетничать. Интересно, что в искусстве скульптуры эта мысль тоже находит отражение: памятников известным людям, по понятным причинам, великое множество, да и фигур кошек существует предостаточно. Не стал исключением и Санкт-Петербург. И если среди изваяний знаменитостей приходится выбирать наименее замылившие глаз, то с памятниками кошкам дела обстоят проще: их все же меньше, да и вообще – разве котики надоедают?

Так не стоит ли наведаться в гости и к ним? Причем, ко всем сразу! И обязательно записать, что необычного произошло по пути. Такая журналистика называется «тотальной»: в результате получается эдакий паззл из разных историй, в том числе о том, в каких дворах и на каких карнизах спрятаны скульптуры, какой самый короткий путь до каждой из них, и кого можно встретить по дороге.

Кошкин дом

8 мая 2022 года

Когда «облезлые коты» — не фигура речи

Начнём со скульптур кошек, которые стали визитной карточкой доходного дома И. Ф. Алюшинского (его ещё называют «кошачьим домом»). Они интересны, в первую очередь, тем, что являются частью исторического наследия: это здание входит в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность. Здание было создано в 1911 году под руководством архитектора А. Л. Лишневского, и до него, видимо, ещё не дошли руки реставраторов нашего времени. Хорошо это или плохо, можно будет сказать после посещения.

09.00 — сегодня погода чудесная, солнце светит, ветер гоняет непонятно откуда взявшийся песок. Новенькая трава медленно приходит себя после ночных заморозков. Май в разгаре, что сказать. Остановка — Лабораторный проспект — в этот час многолюдна: люди высматривают нужный транспорт и неодобрительно подсчитывают друг друга, представляя, как неудобно будет ехать. Парень студенческого возраста долго копается в рюкзаке — судя по всему, в поисках маски. Законопослушный, однако. Но поиски успехом не увенчиваются, и в подошедший 185-й автобус парень входит без «защиты». До этого кондуктору дела нет — машина набита пассажирами, как банка шпротами. Хорошо, что в автобусе есть валидаторы, и не придётся прорываться к кабине водителя при выходе.

09.36 — 185-й следует до метро «Чкаловская», но выйти надо за три остановки до него — на улице Ленина (Большой проспект П. С.). Позади остановки есть неплохой ориентир — каменный бюст Ленина. Вот от него и нужно идти прямо, не сворачивая, по одноименной улице до дома 32. Улица эта достаточно тихая, нарушает покой только шум дороги, смех двух мальчишек и оживленная беседа их мам.

09.50 — доходный дом И. Ф. Алюшинского трудно не заметить — на его фасаде расположилась целая «экосистема»: над дверями нависает арка, украшенная листьями чертополоха, в зарослях которого прячутся не то тигры, не то другие большие кошки. А выше, на рукотворных башенках, выступающих из стены, сидят кошки маленькие, ради которых и затеяна эта прогулка. Вид у них необычный: животные выгнули спины, их хвосты торчат трубой, морды нахмурены, а рты открыты в злом крике. Чем-то коты недовольны, не иначе. Впрочем, причины у них есть: хоть доходный дом и включён в список охраняемых объектов, реставрировали его явно очень давно. По скульптурам это видно: котов вполне можно назвать облезлыми, хотя исполнены они со всей тщательностью — даже мех на грудках и хвостах вздыблен, как у настоящего животного. Но трещины… Но белые пятна… Хотя и в этом есть плюс — сразу видно, что скульптурам много лет, да и зная тенденцию уродовать здания при реставрации… Положение не так уж и кошмарно. Главное, чтобы коты не обрушились кому-нибудь на голову. Рассматривая изваяния и поднимая взгляд выше, невольно вздрагиваешь — под балконом, расположенным над кошками, вылеплены рычащие морды «старших товарищей» — львов. Их состояние, кажется, получше — по крайней мере, не такие линялые.

Доходный дом И. Ф. Алюшинского и коты-пенсионеры

Больничная кошка

Второй в очереди стоит табличка, посвящённая подопытной кошке.  Находится она среди корпусов ПСПБГМУ имени Павлова, на улице Льва Толстого, 6/8 – именно там раньше была лаборатория мозгового кровообращения, а сейчас располагается кафедра биохимии. Оказывается, человек и кошка имеют сходства строения головного и спинного мозга, поэтому этих животных нередко использовали в экспериментах. Так что история у этой скульптуры несколько грустная.

10.07 — казалось бы, от одной точки до другой идти не очень далеко – карты обещали около 20 минут на дорогу. Но на Большом проспекте много подворотен, поэтому навигатор несколько раз заботливо предлагает срезать путь через дворы. Увы, закрытые чугунные ворота и увесистый замок на них он не учитывает. Приходится откладывать искусственный интеллект в сторону и вспоминать о собственном.

10.27 — по привычке сворачиваю к метро «Петроградская», не сразу вспомнив, что вообще-то сейчас надо идти совсем в другую сторону. Приходится делать крюк. Дорогу у Силина моста ремонтируют, пожилой рабочий поднимает голову и смотрит в небо с вселенским отвращением. Его коллега помоложе напевает какой-то мотив – кажется, «Витаминку».

10.44 — у входа в корпуса стоит будка с вахтёром внутри. Запоздало приходит страх, что затребруют пропуск, но этого не происходит — проход свободен. Наверное, потому, что здесь помимо университета находятся и клиники — например, офтальмологическая или травматология.  Здесь надо петлять, чтобы найти нужную стену. Из здания в здание бегают доктора, прогуливаются редкие пациенты. У травматологии на ступенях сидит мужчина с хорошим таким синяком под глазом. Неподалёку медсестра подкармливает трёх серых кошек. Чуть ли не на каждом здании есть памятные таблички знаменитым учёным-медикам. На одной стене их аж три подряд, и все посвящены академикам: собственно, И. П. Павлову, а также Г. Ф. Лангу и А. К. Лимбергу.

11:03 — напротив университета установили внушительный памятник врачам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Похож на богиню Нику, наверное, на ее образ и опирались при создании.  Собственно, справа от неё и находится заветная скульптура лабораторной кошке — на фасаде Третьего корпуса ПСПбГМУ. Табличка не так внушительна, как на фотографиях, однако и пройти мимо сложно — если, конечно, смотреть по сторонам и иногда поднимать взгляд. Смотреть немного затруднительно из-за сильного ветра. Выглядит памятный знак, как кошка, запрыгнувшая на стол или кафедру. Под кошачьим постаментом прикреплён каменный свиток, на котором выбито «От благодарных исследователей». С предложением основания памятника выступила кафедра неврологии и нейрохирургии, а создал его Н. М. Казарновский.

11.09 – вокруг кошки вьётся большая ворона — и, судя по пятнам на кошке, делает она это часто. Потрясающее неуважение. Двое мужчин — судя по куртке, один из них точно местный работник — обсуждают планы на пятницу, хоть сегодня среда. На факт фотографирования таблички реагируют недоуменно.

Елисей да Василиса

Следующая цель — кот Елисей и кошка Василиса, известные в Санкт-Петербурге скульптуры. Находятся они в самом сердце города, на Малой Садовой улице, примыкающей к Невскому проспекту. Ориентиром может быть знаменитый дом купцов Елисеевых — на его фасаде и сидит Елисей, а Василиса приютилась напротив.

11.22 — доехать до Невского проспекта проще всего с «Петроградской». Благо, идти до метро от ПСПБГМУ совсем не долго. У входа на «Петроградку» как всегда очень много людей, успевай уворачиваться. Однако внутри сегодня на удивление сносно: никто не скандалит с продавцами, не прыгает через турникет и не ворчит в плотной толпе. Все чин по чину.

11.27 — к дому купцов Елисеевых быстрее добраться со стороны «Гостиного двора».  Развилка этой станции компенсирует внезапно пустую «Петроградку»: народа целая толпа. Немудрено: все же центр Санкт-Петербурга в начале сезона.

11.35 — Елисей и Василиса не так велики и заметны, как могли бы показаться: на самом деле это совсем маленькие фигурки. Не зная о них, можно с легкостью пропустить одну из интересных достопримечательностей города. Автор идеи скульптур — историк С. К. Лебедев, скульптор — В. А. Петровичев, архитектор — Л. В. Домрачев. Обнаружить темно-коричневого, недовольно склонившегося Елисея можно, если сфокусироваться на окне второго этажа и скосить взгляд чуть влево. Как и полагается знаменитости, кот сидит на постаменте. Пожилая, дорого одетая пара сначала фотографируется на фоне Елисея, а потом они с детским восторгом начинают швырять монеты на елисеевский «трон». Легенда гласит, что попавший исполнит все свои мечты. «Паш, ну давай!» — приговаривает дама. Сразу вспоминаются дурацкие истории о том, как подростки под покровом ночи регулярно «грабят» кота. Как они туда допрыгивают – загадка. Елисею вообще не очень везет: в 2008 году его украли и вскоре обнаружили в ресторане неподалёку.

11.39 — золотистая Василиса, в отличии от коллеги, не сидит, а стоит, и постамент ей не выделили. Сексизм, однако… Но мордочка у неё при этом куда более довольная, чем у Елисея. Ориентиром для поиска Василисы была кофейня “Coffeeshop Company”. Стоит посмотреть немного выше — и вуаля! Кошечка тоже прошла через испытания: в 2014 году и ее украли – правда, через пару месяцев неизвестный молодой человек принес Василису в СПбГУ. После этого еще выяснилось, что она была установлена на Садовой не совсем законно, и создателям скульптуры пришлось окунуться в бюрократическую волокиту.

11.41 — слышится победный возглас: видимо, Паша-таки попал в Елисея монетой.

Кот Елисей смотрит на вас, как на врагов народа
Кошка Василиса

Шарф и зонт в любую погоду

Следующая по списку кошачья скульптура расположилась совсем рядом — на набережной канала Грибоедова. В доме №15 находится галерея известного в Петербурге (и не только) художника Василия Ложкина. Знакомые с его творчеством, скорее всего, сразу вспомнят рыжего котёнка — самого частого персонажа картин Ложкина. Собственно, его и увековечили на подоконнике второго этажа дома №15. Это не самая очевидная скульптура — найти о ней информацию довольно-таки трудно. Да и названия у неё нет, что несправедливо. Что ж, тогда пускай будет Котом под Зонтом.

11.43 — карты уверяют, что до объекта всего 11 минут ходу. Поймать их на слове нельзя, а жаль.

11.49 — набережная полнится туристами и теми, кто навязчиво хочет их порадовать. Невысокая девушка спешно отходит от парня, рекламирующего речные прогулки, а он грустно говорит ей вслед: «Вот я все сделаю и ждать буду, а вы не придёте». Другой молодой человек, чинно прогуливается взад-вперед. На нем футболка, тренировочные штаны и тапочки. Стоит отметить, что температура воздуха сегодня +7 градусов.

11.57 — по нечетной стороне канала Грибоедова (там, где Дом Книги) надо идти, внимательно глядя на окна — герой этой части тоже невелик и сидит на подоконнике. Нужно выискивать круглую табличку с надписью «Вася Ложкин. Картины. Сувениры» и жуткой нарисованной бабкой — где-то рядом с ней и примостился кот.

12.01 — карты почти не обманули, дошла за 12 минут. Кот под Зонтом сидит на положенном ему месте. Скульптура действительно небольшая, но яркая: герой картин хоть и одет в серое пальто (с пуговкой, между прочим!), но сам рыжий и красноносый, да ещё и в сине-белом шарфе — привет «Зениту»? На переносице у кота очки, а прикрывается он зонтом в горошек — ну просто-таки эталонный питерский интеллигент! Не забыли создатели и про кошачьи особенности: герой вполне усат. Видимо, эта усатая фигура — не достопримечательность: народ проходит мимо, не замечая Кота с Зонтом. Что ж, может быть, со временем эта ситуация изменится. Граждане, не проходите мимо!

Кот с Зонтом желает вам хорошего дня

Памятники республики

Дальнейший маршрут тоже не отходит далеко от центра — котёнок Фунтик и кот Василий живут на улице Якубовича, 10 — рядом с котокафе «Республика кошек». Находится оно между Исаакиевским собором и Центральным военно-морским музеем. Удобные локации для запоминания.

12.13 — неожиданно снова вылезло солнце и начало припекать. Горожане, одетые в майки и треники, невозмутимо продолжают свой путь, а вот те, кто завернулся в пальто и шарфы, начинают разматывать ворох одежды и проклинать «эту дебильную питерскую погоду».

12.18 — на Адмиралтейском проспекте удивительно тихо по сравнению с Невским. Даже машины не шумят, а воспитанно шуршат шинами.

12.24 — котокафе «Республика кошек», несмотря на свою популярность, выглядит совсем не помпезно: скромная металлическая табличка, деревянная дверь с эмблемой заведения. В окне виднеется чья-то рыжая, по-балетному вытянутая лапа. У входа, как и было обещано, посетителей встречают котёнок Фунтик и кот Василий. Скульптура Фунтика совсем маленькая, сантиметров 15-20 см, и установлена низко, поэтому ее могут погладить даже дети. «Родители» котёнка — скульптор Семён Платонов, историк Сергей Лебедев (да, тот самый, что придумал Елисея и Василису) и архитектор Нестора Энгельке. На табличке, прибитой на постаменте котёнка, написано, что он специализируется на исполнении детских желаний, стоит только прошептать их ему на ушко. Судя по отполированности Фунтика, почесать ему спинку тоже стало доброй традицией, и, боюсь, не только среди детей. Однако на практике за этим понаблюдать не удалось — рядом с котёнком сейчас никого нет. Жаль.

12. 30 — кот Василий — воплощение ленной мужественности: собранный художником Вильгением Мельниковым из различных, красноватых от ржавчины, деталей, Василий своей внешности не стесняется и выпячивает гладкое пузо. Но, похоже, его разрисовали вандалы: на блестящем животе виднеются черные недо-иероглифы. Со лбом такая же ситуация, только там надпись белая. А ведь существует более цивилизованная традиция относительно живота кота — если его потереть, то тоже можно рассчитывать на исполнение желаний, причём, в этом случае возрастных ограничений нет. Сидит Василий на поржавевшем чемодане: похоже это скульптура кота-путешественника. На стене рядом с ними написано «666 мяу». Что бы это могло значить? Вандалы оставили «авторскую подпись»?

У Фунтика натерта спинка
У Василия натерто пузо

Кошка Матроскина

Ещё одна хвостатая жительница Петербурга обитает на улице Марата, 36. Кошку зовут Тишина Матроскина (или Тишка) и эта скульптура является частью художественного комплекса: помимо неё, там нарисовано граффити с моряком по имени Митёк.

12.35 — карты говорят, что остановка, с которой 5-й автобус умчит меня к месту назначения, находится возле Дворца культуры работника связи. Этому зданию более 150 лет, изначально он был Немецкой кирхой, но после пожара ее так и не восстановили до конца, а в 1930-х превратили в ДК Связи. Выглядит он сейчас плачевно: видимо, затеяли ремонт энное количество лет назад, строят, строят и все никак не построят. Весь ДК хаотично покрыт обрывками сетки, как запутавшаяся рыбёшка.

12.36 — такое впечатление, что 5-й автобус ходит раз в день. На остановке уже скопились люди, одна из девушек нервно поглядывает на дорогу, шмыгает носом и все время поправляет волосы. Вскоре у обочины останавливается машина, и девушка с улыбкой садится в нее.

12.52 — 5-й автобус не приехал, зато появился 22-й, и, судя по всему, на нем доехать тоже можно — оба идут до метро «площадь Восстания», откуда до Тишины Матроскиной рукой подать.

12. 56 — автобус следует по самому центру Санкт-Петербурга, из чистого (удивительно!) окна виден Невский проспект. Крепко подвыпивший мужчина приземляется на соседнее сиденье и начинает храпеть. С одной стороны, хорошо — пускай лучше спит, чем пристает. С другой — возникает проблема, как бы протиснуться к дверям, когда придёт время. Вокруг нас сразу создается особая атмосфера. Маска не помогает.

13.09 — мужичок оказался понятливым, и на шевеление с моей стороны отреагировал – подвинулся. Надо готовиться к выходу заранее, иначе либо затопчут, либо оттолкнут. Так и в этот раз: чуть не оттерли от дверей, пришлось поработать локтями.

13.23 – возле «Галереи» уличный музыкант сильным голосом поёт «Кукушку» Цоя. Получается у него неплохо. Упитанный молодой человек с растерянным видом раздаёт агитационные листовки какой-то очередной организации, «помогающей людям в трудной жизненной ситуации». Хотя листовки — это мягко сказано, там целые блокноты. Извини, парень, но я уже сталкивалась с твоим предшественником.

13.41 — пришедший по нужному адресу первым делом видит «Антикафе Мансарда», а рядом с ним — никаких намёков на какие-либо памятники. Но отчаиваться не стоит: надо повернуться налево, к боковой стене — именно там находится скульптура (примерно уровень второго этажа), она установлена на подставке рядом с окном. Подставка переплетена проводами, но кошке это не мешает: аккуратно переступая лапами, она спешит по своим делам. Труднодоступное место, но в 2018 году это не помешало вандалам сбить фигуру – благо, она зацепилась хвостом за провода и не разбилась. «В ночь на 9 мая какая-то шпана попыталась украсть кошку, но была отогнана жителями. К сожалению, злодеи успели сорвать котейку с карниза, и он висел на проводах…» – так описал эти события Timur Sid, пользователь Google Maps.

13.44 — наряжена кошка в матроску — похоже, этим и объясняется ее имя. Ее автор — Владимир Петровичев, изваявший все тех же Елисея и Василису. Под Тишкой, как и обещалось, нарисована целая картина: море, корабли, причал — и моряк Митёк, радостно стоящий в позе морской звезды. Сзади на причал пытается залезть водолаз, а надпись на картине гласит:

«По морям, по волнам, нынче здесь, а завтра?»

Хотелось бы закончить «там», но Митек явно ещё не знает, где и когда это «там» будет. И кошка, видимо, тоже — не зря ведь она гуляет сама по себе.

Тишина Матроскина и Митёк

Передохните в антикафе, и отправимся в следующее путешествие по Санкт-Петербургским непарадным достопримечательностям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *