24.04.2024

БИЧ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

7:20. Подхожу к открытому окну на кухне и гляжу вниз с высоты 13 этажа. По тротуару рысцой пробежала стройная девушка в синем спортивном костюме. Я отпиваю свой горячий кофе без сахара, поджимаю губы от легкой горечи и крепости напитка. Иду в комнату. Щелчок пульта. Что там? «Утро пятницы»? Рубрика фитнеса сменяется на готовку.

«Диетический, легкий, 0% жирности, стройность, красота, идеал…» Эти фразы несменяемой мантрой атакуют нас с экранов телевизоров, с обложек глянцевых журналов, ярких рекламных баннеров спортклубов и полок продуктовых магазинов.

Истязание себя во имя недостижимого эталона стало культом.

Диеты, фитнес, йога, коучинги… Девушкам и парням день ото дня культивируют идеалы, орошают мозги стандартами красоты. И некоторые способны положить на плаху самоистязания жизнь.

А ведь это реальная проблема. Не мимолетный пшик моды – диеты, корсеты, поедание таблеток с личинками глистов. Это тянется из далекого прошлого, когда стандарты были еще жестче.

Начинают внедрять псевдо эталоны неокрепшему молодняку, который болезненно воспринимает критику в свой адрес. «То не так – это не так: нос кривой, шея короткая, лицо лопатой, да и вообще я толстая!» — взвизгнет перед зеркалом, наслушавшись проповедей «святых советчиков», маленькая девчушка лет 13. И всё, психика сломана. Так начинается путь в никуда, путь в самобичевание и нелюбовь. А из забитых детей вырастают такие же забитые взрослые, которые сметают с прилавков аптек «волшебные таблетки для похудения» и жуткие приспособления для изменения формы носа сродни пыточным инструментам инквизиторов.

Школа жизни лагерного типа

Однажды я разговорилась с арендодателем – почтенным мужчиной семидесяти восьми лет. «Понимаешь, это неизбежно и необходимо. Это школа жизни. И если не сломаешься от издевок и упреков, то станешь сильнее», — сказал он мне на полном серьезе.

А если сломаешься? А если кислотные подколы и насмешки глубоко заденут, будут болезненными?! Неужели сразу причисляешься к разряду ничтожеств? Позволю себе не согласиться, ведь тогда и концлагеря — школа жизни? А что, половина диет — личный Освенцим с надзирателем в виде тебя самого в зеркале (помним, что большинство юных особ садится на диету как раз из-за издевок). Ходить за примерами далеко не нужно. Может быть, ваш сосед или попутчик в метро, одноклассник или преподаватель «прогнулись» под стандарты и эталоны, издевки и жестокую критику?

Заколдованный круг

Живенькая и яркая девушка Саша, звездочка со взрывным характером, моя одноклассница. Она тысячу раз садилась на диеты. Почему? Она сколько угодно может заверять, что «просто джинсы не застегнулись». Я прекрасно помню стену в ее комнате, увешанную плакатами со стройными, напомаженными и отфотошопленными певицами: Гагариной, Темниковой, Серябкиной… Помню, как она убивалась по Джулии Ванг с фразами «Она такая худая! Такая красивая! У нее та-а-акие ску-у-улы!». Помню подколы ее «подруг» о ее комплекции и весе. «Фигурой в папу пошла», «Что за складки?!», «Маленький бегемот», «Кобылка», «Если септум проколешь, будешь похожа на жирного быка»… Что ей только не говорили, усмехаясь, девочки-королевы. И это отложилось на поведении Саши. Она пробовала разные диеты. Не есть после шести, не есть после полудня, не есть, а пить… Да, она с этого безумия срывалась, держалась максимум 2 дня, но впадала в еще большее безумие. Срываясь, наедалась любимых шоколадок, кексиков, наггетсов в порыве депрессии и под лозунгами: «Да пошло оно, все равно толстая!». И заколдованный круг повторялся вновь. Буду надеяться, что она переросла этот этап, ведь она заявляет в сообщениях, что «красотка» и «не дура, чтобы слушать чужое мнение». Как жаль, что нельзя через сообщение залезть в душу и мозги…

Маятник общественного мнения

И если вы думали, что только на девушек распространяется эта беда, то промахнулись. Молодые парни подвержены критике если не больше, то в той же мере. И в их случае проблема осложняется тем, что «ОНИ ЖЕ МУЖЧИНЫ!» Они не привыкли высказываться о наболевшем, все держат в себе, находятся точно в толстой скорлупе. А если под эту скорлупу подселяется паразит-самобичевание, то… Ничем хорошим это не заканчивается.

Маленький мальчик-пятиклассник Кирилл, новенький в нашем классе. Он был милым веселым пареньком с круглыми щечками и открытой улыбкой. Пока на него не посыпались от тех же девочек-королев «комплименты». «Колобок, катись отсюда», «Пирожок»… Много других нелестных слов и едкие смешки за спиной. И он закрылся, помрачнел, лицо-каменная глыба и холодный взгляд серо-зеленых глаз. Он изменился не только внутренне, но и внешне. Сначала исхудал. Уж не знаю, чем он там питался (а может и ничем? Подростки – все максималисты), но к классу 8 от его милых щечек и задорного огонька в глазах остались крохи. Отбивал костяшки рук об стены, смиряя внутреннюю боль, а на тонких губах появилась – саркастичная холодная усмешка.

Причинение себе телесных повреждений – признак того, что человек глубоко ранен душевно. Он не делал это на показ, скорее, сам не всегда замечал. Разбить руки, не есть, не спать, в мороз ходить расстегнутым, специально промораживаясь до костей, обжигать внутреннюю сторону ладони зажигалкой… Все это признаки внутреннего надлома. Покрасил волосы в пепельно-белый, следуя трендам, набил татуировку ворона на предплечье, упиваясь болью от процесса…

Думаете, окружающие успокоились со своими ненужными советами? Ничуть. «Что как зек с татуировками?», «Исхудал, Господи, мертвяк. Даже как будто ростом меньше стал, выглядишь ужасно!» И знаете, это сказал взрослый, сорокалетний человек, преподавательница русского и литературы… Думала ли она о том, что и кому говорит? Подростку… Она же педагог, должна понимать, как устроена психика среднестатистического пятнадцатилетнего паренька! Все это откладывается на подкорках мозга. А потом те же преподаватели удивляются с глазами по пять рублей: «Что с тобой стало, был таким хорошим мальчиком! А теперь дерзишь и грубишь!» Небесная святость и безгрешность, одним словом…

Я не сгущаю краски, есть и адекватные люди, которые воспринимают свое тело и свою внешность как данность, любят себя и ценят. (Как жаль, что я к ним не отношусь). Но это путь сквозь тернии, сквозь извергающуюся лаву критики, которая построена на собственных комплексах критикующих.

Робкий свет надежды

«Посмотри Nixelpixel на YouTube! Я с этого начинала…» — советует соседка по комнате в общаге, Света, девушка прекрасная внешне и внутренне. Ее душа будто лучится незримым теплым светом. Светом любви не только к миру, но и к себе, к своим особенностям. Но как же мало таких людей. Движение бодипозитива в медиа пространстве набирает обороты, но под любым постом с таким хештегом в Instagram будут пестреть комментарии «Фу, корова», «Зачем такое выкладывать?!», «Фе, уши спаниеля!»…

Надежда – все, что у нас есть. Она маячит далеко впереди. Надежда на то, что люди поймут свою ценность. Что нет и не будет у тебя никого ближе, чем ты сам, ты у себя один, так зачем себя оскорблять зазря? И что других в депрессию и самоистязание вгонять – неблагодарное дело. Что стандарты красоты – самая мимолетная вещь в мире, которая меняется по щелчку пальцев и по неудачному загару очередной звезды. Что всем сразу не угодишь…

Но эта надежда так слаба, ведь чтобы сбросить с себя мучительные и травмирующие оковы корсетов людям понадобились сотни лет (их перестали носить на постоянной основе на рубеже 19 века). Справимся ли мы с собственным сознанием, ищущим недостатки в носах, лицах, телах? Справимся ли с гипнозом индустрии красоты?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *