23.04.2024

Рябчик, компот и булочка

Деградация кулинарных традиций Руси из-за СССР

Я, конечно же, как любой здравомыслящий русский человек люблю новогодние салаты: всяческие шубы, оливье, крабовый (в котором от краба только название). Если «простая» кухня, то котлеты с пюре, и даже в последние время переборол свой страх к компоту из сухофруктов (хотя все же предпочитаю его только с яблоками). Все названное мной — это простая и дешевая в приготовлении пища. Ее можно готовить чуть ли не через день (ну да, покажите мне человека, который каждый день делает оливье). И вроде бы все такое родное, свое… Борщ с пельменями приходит к нам чуть ли не с материнским молоком, да вот только русская ли это еда? Была ли она такой всегда? Почему советский союз уничтожил множество кулинарных традиций Руси? А также, почему на нас обиделись гиды Мишлена? (ну и как обычно, в конце простой рецептик из кулинарного словаря 1796г).

Все мы слышали о том, что Николай Первый жить не мог без соленых огурцов. Петр Первый любил простую деревенскую пищу, пил водку и часто дебоширил. Николай Второй обожал лимон, посыпанный кофе и сахаром (звучит конечно так себе, но кому-то нравится). Все это очень весело, и в чем-то даже как-то радует, что дескать, императоры! Самодержавцы! Властители земли русской! Ели такую же простую еду, как и мы, делали соленья на зиму, пили и даже дебоширили. Но что, если копнуть немного глубже? 

Андрей Андрианов, Провансаль, 2012.

Причем глубже не только со стороны познания исторических фактов, но и в гастрономические традиции в целом. Даже если посмотреть “документальные” съёмки про русских царей, где стол Ивана Грозного слуги уставляют всяческими яствами по типу пирогов с разнообразными начинками, жареных птиц, огромных осетров и молочных поросят.  Блестящий самовар — как хозяин сладкого застолья приказывает баранкам, сушкам, сотням видов варенья и уже сладким пирожкам накормить свою публику не только с биологической точки зрения, но и с эстетической. И тут откуда-то закрадывается вопрос, а не врут ли нам учебники истории? Оказывается, Александр Второй питался собственно подстреленной медвежатиной, Александр Первый любил трюфели, ломбардский сыр и ананасы (не удивлюсь если и к рябчикам был не равнодушен). Александр Третий чуть ли не единолично мог съесть фаршированного молочного поросенка, а ведь это только вершина айсберга. Давайте все же оставим изыски и перейдем к чему-то менее аппетитному.

Кадр из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»

И тут перед нами встает вопрос, а не пропаганда ли это  ̶з̶д̶о̶р̶о̶в̶о̶й̶ дешевой пищи? Неужели вожди революции хотели, чтобы советский народ питался плохо и невкусно?  И пока Сталин «питался младенцами», на столе у честного рабочего котлетки были только по выходным? На самом деле и да, и нет. Конечно, на счет кулинарных пристрастий Сталина мы сегодня спорить не будем. Но давайте поговорим о пропаганде простой пищи в СССР. 

Советская власть по-настоящему была одержима культурой общественного питания. Хороший рабочий — это сытый рабочий (кстати именно сытый, а не довольный своим питанием). После долгой работы на благо революции самое то пообедать в общественной столовой. Котлетка (наполовину сделанная из хлеба), картофельное пюре (конечно же на воде), плошка куриного бульона, где от курицы только название, снова тот злосчастный компот из сухофруктов и булочка (о булочке сказать что-то плохое тяжело). Конечно, мне бы не хотелось так яро поливать грязью советский общепит. Все же еда эта в большинстве очень даже съедобная. Да и ГОСТы придуманы не просто так. Но всё же, не выходя из шкафа, можно с уверенностью сказать, что во всех столовых готовили по-разному. Да и утверждать, что после смены в литейном цеху стоит закусывать фазаном и пить шампанское кристалл, как-то странно. Я скорее говорю о том, что повальная одержимость советским меню привела к полной деградации традиционной русской еды.

Цари, я думаю, тоже не каждый день ели медведей, но может хотя бы по праздникам… А что у нас с праздниками на советском столе? Оливье, салат из докторской колбасы, огурцов, яйца, морковки, лука, горошка, картошки и большой порции майонеза. Стоит ли напоминать, каким оливье был первоначально? Да и придумал его, честно говоря, не особо русский повар Люсьен Оливье… Вот и наши рябчики всплыли (или не наши), а вместе с ними пара раков. Селедка под шубой случайно попала к нам из Скандинавских стран. Там подобный салат (конечно без злосчастного майонеза) готовили еще в середине 18 века. Крабовый салат вообще из враждебной Союзу Америки (там правда были крабы вместо рыбной требухи). И что выходит? Все три самых известных «советских» салата вообще не из нашей широты. Да еще при этом страшно переделаны, да еще и заправлены майонезами. Каких-либо традиций о поедании царем крабовых палочек я не нашел.

И вот это повальное стремление к дешевой и калорийной пищи, после которой и работать в сладость, привело к масштабному уничтожению кулинарной культуры народа. Тут тебе уже не запекут осетра, фаршированного щукой, которая до этого съела с десяток воробьев. Тут тебе варенье не на меду, из шишек с брусникой, а из одной клубники с горкой сахара. Вместо сбитня и домашнего кваса ребята на улице пьют советский лимонад, состоящий из сахара с водой. В газировке даже забугорная пепси–кола выхватила первенство, у нее хотя-бы вкус оригинальный, а не лимона или груши.

Сегодня у России почти нет своих кулинарных традиций. Мы либо взяли советские переделки, часто отличающиеся дешевизной, а не интересными вкусовыми сочетаниями. Либо же всяческое культурное смешивания с бывшими советскими республиками. Опять же, я люблю множество блюд, которые готовят наши соседи. Я ничего не имею против самсы, чак-чака, шпрот или плова. Но что тогда остается у России? Борщ? А мы уже определились чей борщ-то, наш или Украинский? Наш борщ вообще вроде зеленый и из лопуха, а украинский вроде с фасолью? А кто-нибудь пробовал настоящий борщ из борщевика? Вот и я нет… Пельмени? У пельменя коми-пермские корни — хлебное ухо. Остается один блин, блестящий, масляный, с клубничным вареньем и сметаной.

И если вы думаете, что все это бредни на голодной почве, то, к сожалению, нет. Из-за смерти кулинарных традиций России страдаю не только я. Россия — единственная страна в Европе, которая не входит в гид Мишлена. 

«Русская кухня достаточно брутальная, ей не хватает изысканности и тонкости вкуса, чтобы претендовать на звезду. Также она слишком проста в подаче и в своих базовых вкусах»

Пьерик Баро, экс-бренд-шеф ресторана «Чугунный мост».
Гордон Рамзи (повар и шоумен обладающий за свою карьеру 16 звездами Мишлен) пробует ̶р̶у̶с̶с̶к̶у̶ю̶ веганскую кухню

Это ли не издевательство? То есть фаршированный осетр у нас уже не достаточно изысканный, или может лебедь с трюфелями? А… ну да, у нас же это не поешь. То есть в кулинарном плане Россию сейчас считают на столько отсталой, что она даже чисто гипотетически не может получить звезду.  

А что в итоге? А в итоге полная культурная деградация и полное упрощение уже существующих ранее блюд. Давайте добавим варёную морковку в оливье — ну и что, что вкус хуже, зато больше, сытнее и дешевле. Страшное разочарование в плане кулинарных заведений мирового уровня. У нас даже образование только средне-специальное для поваров). Полемика с соседними странами за злосчастный борщ. А главное, почти совсем никакой надежды на возвращении этой культуры. Теремок с Пироговым двориком уже не справляется, да и я бы не сказал, что придворные судари там сильно вкусно готовят (если со мной хотят заключить контракт Теремок или Пироговой дворик, я готов удалить последнее предложение, пишите на почту).

Ну а в нашей “ежегодной” рубрике я хотел бы показать вам рецепт из кулинарного словаря 1796 года. Давайте, в нашей жизни будет больше кулинарных традиций прошлого, а начнем с малого. Да и говяжий язык не ровня по деньгам с фазаном или лебедем, а заодно и на жареные огурцы посмотрим. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *