29.03.2024

Недетские книжки

Мы живем в динамичном мире, где постоянно что-то появляется и развивается, умирает и возрождается. Одно из таких современных явлений нашей культуры, которое относительно недавно сделало новый глоток воздуха — комиксы. Хотя общество знакомо с ними ровно 190 лет, столько же времени существует и предвзятое отношение к графическим романам. В своей статье я хочу доказать, что комиксы — это не всегда только детские книжки, но и серьезные произведения, имеющие будущее в литературе.

Давайте пойдем «от противного». На 32-ой Московской международной книжной выставке-ярмарке бывшему министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому задали вопрос об его отношении к историческим комиксам. Вот, что он ответил:

«Комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс — это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда. Комикс — это ориентация должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи-восьми лет…».

Мединский не единственный человек с подобным мнением, поэтому необходимо выяснить, почему же люди предвзято настроены.

ИСТОРИЯ 

Несмотря на то, что комиксы существуют относительно давно, свою популярность они обрели лишь в середине XX века. До этого их целью было незамысловатыми сюжетами смешить читателей. В 30-е годы прошлого столетия карикатурность и комедийность сменились экшеном. Появился Супермен, задавший направление геройской тематике. И на этом, как многие думают, эволюция отрисованных романов остановилась. Если вы солидарны с тем, что комиксы — всего лишь красочные журналы про несуществующих людей со сверхспособностями, то вы никогда не читали роман Арта Шпигельмана “Маус”. Я не буду подробно пересказывать содержание, с теплой надеждой на то, что мой читатель захочет сам узнать все его перипетии.

“МАУС” 

Это история о боли, тяжести и потерях, которые пришлось пережить евреям во времена Второй мировой. Главным героем книги выступает отец автора Владек, чья жизнь изувечена глубокими кровоточащими ранами, оставленными идеалами германского фашизма. Он потерял семью, дом, бежал от преследований, пережил Холокост, спасал жизнь своей жены Аны. Владек, как и остальные евреи, показан мышкой, а нацисты — кошками. Намек на знакомую нам с детства игру. Картинка и рассказ не похожи на детскую сказку. Все изображения черно-белые с подавляющим своим объёмом текстом. Иногда он буквально прижимает героев, как и происходящее на странице.

Я не просто так решила поделиться с Вами “Маусом” — единственным комиксом-лауреатом Пулитцеровской премии. Здесь Вы найдете для себя фундаментальную работу автора, который потратил 13 лет своей жизни на создание книги, историю человека, выжившего благодаря своему уму, глубокие размышления о взаимоотношениях, войне и предназначении творца. Все перечисленное дает читателю возможность погрузиться с головой в повествование, а вставки с “реальным временем” делают прочитанное живым. Словно ты там, с ними.

ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО 

Если я смогла убедить, что творение Арта Шпигельмана нельзя назвать посредственными картинками, а полноценным художественно-историческим романом, то как быть с остальной индустрией? Справедливости ради стоит отменить, что большинство графических романов, действительно, не имеют достаточной для признания масс смысловой нагрузки. Так можно сказать потому, что комиксы в современном нами понимании создаются слишком недолго, не успев породить больше “Маусов”. Это дает нам возможность наблюдать за становлением нового направления в литературе. Как сказал художник Алексей Павловский:

«Если Россия породила великую литературу и живопись, то великий комикс — это следующий шаг».

Только я бы отнесла данные слова не только к нашей стране. Мысль применима и ко всему миру.

Да, “Маус” не исключение из правил. Существует множество подобных книг, доказывающих правоту утверждения Алексея Павловского. Например, “V — значит Vендетта” Алана Мура. Мало кто знает, что одноимённый фильм снят именно по комиксу, а не наоборот. Или отрисованный “Дневник Анны Франк”. Это официальное переиздание, утвержденное отцом Анны для продвижения мыслей дочери в общество. Они не единичные случаи, они — начало недетских книжек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *