29.03.2024

«Героиня – это не я» – Дарья Вершинина о душе актёра и жизни на сцене Молодёжного театра на Фонтанке

О профессии актёра мечтают тысячи выпускников школ. О том, как мечты становятся явью, какие сложности у творцов и как необходимо, чтобы в тебя верили, рассказала Дарья Вершинина – актриса Молодёжного театра на Фонтанке, лауреат премии Санкт-Петербурга в области художественного творчества.

Фото: из личного архива
Твой родной город – Дзержинск, но окончила ты Нижегородское театральное училище им. Е.Евстигнеева. Как ты решилась поступить в театральный Вуз?

Это из детства, наверное. У нас такая семья творческая, хоть и не по профессии: папа – мастер по дереву, но в душе, мне кажется, он поэт и актёр. Все время нас смешит. Мама тоже обожает и музыку, и театр, а по профессии химик-технолог. Она мечтала в молодости поступить в театральный институт, но, как она говорит, забоялась. Хотя природа у неё действительно актёрская – душа открытая. Я даже в детстве сердилась на неё и говорила: «Мама, ну почему? Сейчас бы мы тебя видели в телевизоре!» Возможно, поэтому я решила себя в этом попробовать. А так, я всегда любила выступать со стихотворениями, играла в школьных спектаклях, потом на хореографию ходила. Родители развивали нас именно творчески.

Каково было уезжать из родного города? Почему уехала?

После 9 класса мой педагог по фортепьяно тянул меня поступать в музыкальное училище, но я чувствовала, что это не совсем моё. Тогда-то я и придумала план побега: одновременно поступала и в музыкальное училище, и в театральное. В итоге, кстати, поступила и туда, и туда. Но, конечно, выбрала театральное. Я на тот момент даже не мечтала, о поступлении, тем более с первого раза. Но подумала…а вдруг? Познакомилась с актрисой из Дзержинска – Зоей Морозовой. Потрясающая женщина. Она со мной занималась, помогала. После уже я начала непосредственно пробовать поступать. Волнительно, ведь Нижний Новгород тогда был для меня большим городом. Просто думала: «Попробую». Как-то загорелось… Помню, зашла в маленькое Евстигнеевское училище. Открываешь эту крохотную дверь, а там музыка, танцы, мальчики какие-то в шляпах несут ковер, другой парень при виде меня падает в обморок. Это меня так поразило: там люди открытые. Мир как будто стал совсем другим…

Как проходили вступительные экзамены в Нижегородском театральном училище?

Программу мы составляли опять же с моей помощницей-актрисой – Зоей Морозовой. Она подсказала мне отрывок Пушкина из поэмы «Граф Нулин». И он захватил меня. Из прозы – «Репетитор» у Надежды Тэффи. Это был такой юмористический рассказ, игровой. Я была и Колькой Факеловым, и госпожой Ветчинкиной. Потом еще было детское стихотворение. Надо признать, что тогда я была мелкой, не понимала, что надо. Поэтому слушала только свою наставницу.

С какой программой ты выходила в Петербурге? Какие были требования?

Когда я поступала в Петербург, конечно же, программу выбирала уже сама. Могу сказать, что это ключ, это самое главное. Программу надо выбирать исключительно такую, чтобы тебя трогало. Ту, которую ты чувствуешь. Не надо выбирать Льва Толстого, только потому, что он Лев Толстой. Если тебе нравится стихотворение какого-то неизвестного поэта, ты буквально кайфуешь от него, он тебя зажигает – лучше взять его. Это будет твоя исповедь. На поступлении в Петербурге моя программа была, наверное, странной: читала письмо старой матери к сыну у Шукшина, отрывок из романа «Письмовник» у Шишкина, пела у Земфиры «Небо Лондона» – во всём этом была я. Обязательно должна быть и басня, чтобы увидеть потенциал на юмор. В целом, программа должна быть истинно твоей. Перед поступлением я вообще не спала. Помню каждый день, а там было три тура. Сидела и думала: «Всё. Я провалила. А я так готовилась, так хотела!». Но когда потом объявляли результаты и первой назвали меня, мы с мамой так заорали! Это было счастье!

Какова была реакция родителей? Кто-то из них отговаривал тебя стать актрисой?

Никто не отговаривал. У нас с сестрой вообще родители замечательные. Любят нас, во всем поддерживают. Это такой тыл, такая сила – всё с ними и только из-за них. Такая безумная вера в тебя. Иногда чувствую, что горы могу свернуть. Один единственный раз папа сказал нам с сестрой: «Доченьки, может, надо было пойти в биологи? А что? Природа – это так замечательно!»

Твоим мастером в Нижегородском училище была Рива Яковлевна Левите. Какой урок от неё ты усвоила на всю жизнь?

Это моя звезда. Она была из «эпохи Табакова», вот того времени… Удивительный человек. Во-первых, она привила мне безумную, истинную любовь именно к этой профессии. Как она говорила, это правило трёх «Т»: труд, труд, труд. Помню, как Рива Яковлевна после первого экзамена по мастерству сказала: «Дашка Вершинина – я думала, что она какая-то фитюлька, а она, оказывается, такая у нас девка хорошая».

Ты занималась в музыкальной школе 9 лет и даже хотела связать свою жизнь с музыкой. Помогало ли фортепьяно тебе на актерском пути? Сейчас играешь в основном для себя?

Помогало и помогает. Актёр – это вообще всегда очень развитый человек с умным телом. Музыка здесь многое значит. Некоторые спектакли же решаются звуками, ритмически. Я всегда в театре на подхвате, если нужно где-то сыграть – я, конечно, сыграю. Моя мечта освоить скрипку, но это довольно сложно. А так, закрываюсь иногда в аудитории и играю для себя, растворяюсь в этом. Обожаю классику.

У тебя есть младшая сестра – Маша, о которой ты говоришь всегда буквально с осязаемой нежностью. Она тоже актриса. Как вышло, что вы обе начали играть? Это равнение на старшую сестру?

Маша у меня творческая особа. В каждой из нас это было изначально. Но Маша мечтала стать оперной певицей. Пойти по классическому вокалу. У неё это очень здорово получалось. Когда я поступила в Нижегородское училище, я так была счастлива, что хотела, чтобы буквально каждый человек прошёл такую школу, потому что это очень развивает личность. А когда я приезжала на выходные домой, я ей понемногу капала на мозги: «Машка, попробуй!» И она поступила, тоже с первого раза. Но это не было равнение на старшую сестру. Я думаю, в ней это просто созрело. Она поняла, что это наша среда обитания. Самое главное, что она не пожалела ни разу.

Сейчас ты живёшь в Петербурге. Переезд в культурную столицу был обусловлен возможностями для работы или ты целенаправленно ехала поступать в РГИСИ?

После Нижегородского театрального я не хотела почему-то оставаться в Нижнем. Ощущала, что еще не готова работать в театре. Я пробовала поступать в Москву, но пролетела. Оказалось, что им нужны чистые кадры. Поехала в Петербург, но тоже провалилась в финале. Конечно, я очень переживала. Тем более на тот момент мой молодой человек уже поступил в Петербург. И что мне делать? Куда дальше идти? Картина: у меня красный диплом на руках, а меня нигде не взяли. Неделю я не выходила из дома и решала, что мне делать дальше. Даже смотрела факультеты психологии, журналистики. Думала, может вообще поменять профессию. Но решение пришло как-то само собой – посмотреть близлежащие к Петербургу театры. Написала в театр «Святая крепость» в Выборге и мне ответили. Там я осталась работать на год. И за этот год поняла, что хочу учиться именно в Питере.

Чем стало для тебя обучение в мастерской н.а. России Семёна Спивака? Это был прогресс для тебя?

Прогресс – не то слово. Помню, как-то посетила Молодежный театр на Фонтанке. Шла после и думала: «Господи, работать в таком театре – значит быть самым счастливым человеком». Была уверена, что мне не допрыгнуть. Мы на тот момент с Машей поступали ко всем мастерам. Потом узнали, что Семён Яковлевич готов взять нас вдвоём. А для нас с сестрой это было очень важно. Он вообще напоминает нам нашего папу. С самого начала было что-то родное…

В том году ты окончила РГИСИ и была принята в стажерскую группу. Расскажи, что изменилось в твоей жизни, ведь и во время обучения ты играла в постановках?

Теперь мы не каждый день в театре. А раньше мы были там с утра до ночи. Не было другой жизни. Можно сказать, что в этом году я открыла для себя другой Санкт-Петербург. Потому что учёба в театральном институте – это полная самоотдача. А сейчас я вижу город, делаю что-то, кроме работы. Узнаю мир – одним словом!

Ты играешь на сцене Молодежного театра на Фонтанке. Как обстоит дело с конкуренцией?

На моем пути встречаются очень мягкие, нежные люди. Еще не попадались, так скажем, змеи. Озлобленной конкуренции не чувствую. Есть здоровая, но она должна быть. Иначе без неё все завянет. Нас подбирали и по человеческим качествам. Близких по духу людей. Театр – это семья. Мы должны доверять друг другу.

В том году мне посчастливилось посетить душераздирающий (иначе не сказать) спектакль – «Прошлым летом в Чулимске» с твоим участием, где ты играла Валентину. Как ты получила эту роль? Какие чувства ты испытываешь, когда выходишь в этом образе на сцену?

Эта роль просто на меня упала. Её должна была играть другая актриса, но из-за определённых обстоятельств Семён Яковлевич Спивак с Ларисой Шуриновой решили, что это буду я. Прилетело это ко мне на 2 курсе. Начала репетировать с актерами – было сложно. Мне мешал «комплекс студентки». Но потом, полюбив актеров, свою героиню, пьесу – я расслабилась. Этот образ очень высокий. Когда я его играю, я очищаюсь. Героиня – девушка с чистейшим внутренним миром, дитя природы. Я же – современный городской житель, поэтому перед спектаклем настраиваюсь: гуляю, слушаю музыку, молчу. Всегда жду этот спектакль как-то по-особенному.

Как ты в целом вживаешься в роль? Что требуется для того, чтобы переложить на себя чужую судьбу?

К каждому спектаклю по-разному. Зависит от настроения спектакля, от роли. Например, перед спектаклем «В день свадьбы», где я играю тоже деревенскую девчонку, но более характерную и смешливую, я чаще всего пребываю в весёлом расположении духа. Хохочу, со всеми болтаю. Это происходит само собой. Не от головы. Судьбу мы не перекладываем, это всё-таки игра. Иначе просто не выжить. Героиня – это не я. Я её просто играю. У меня совсем другая судьба.

Какая героиня из твоего действующего репертуара подходит тебе больше всего? Почему?

Все мои героини мне очень близки. По возрасту, по взглядам на жизнь. Но как-то особенно люблю возрастную роль бабушки Алёны из спектакля «Обыкновенные чудики» рассказ «Думы». Просто обожаю! Почему? Не знаю, это опять же игра. Это перевоплощение – вот я надеваю широченную сорочку, вот я горблюсь, вот я храплю. Всем смешно и мне смешно. Но главное, что меня трогает — тема этого рассказа. С возрастом в отношениях притирка идёт: страсть уходит, очарование. Приходит быт. Как снова вдохнуть в отношения нежность, спустя годы совместной жизни? И вот два человека пытаются снова пробудить эти чувства. Вот такая вот тема.

На Youtube есть твой трогательный танец с сестрой, после которого бегают мурашки по коже. Вы с Машей действительно так крепко связаны? Вы играете на сцене вместе? Расскажи немного о задумке этого номера?

Этот танец мы ставили вместе с нашей одногруппницей – Евгенией Лыковой. Это была её идея. В РГИСИ каждый год происходит пластический конкурс. Мы готовили этот танец к нему. А задумка проста. Всё, как в жизни: игры, ссоры, примирение, а потом разлука… Но все равно связь сестёр – это навсегда. На всю жизнь. Обожаю этот номер. Мы с Машкой очень трепетно к нему относимся.

Дарья Вершинина и Мария Вершинина. Танцевальный номер «Сёстры»
Однажды ты сказала про семью: «Хочется обнимать по-настоящему, а не так – через камеру». Ты домашний человек?

Я разный человек, но домашнего у меня больше. Для меня семья очень важна. Очаг и именно близкие люди. У нас крепкая и дружная семья. Я это впитала. Погода в доме – самое главное. Но я могу взять и, например, куда-то уехать с друзьями. Но, конечно, домой всегда тянет.

Трудно быть творческим человеком?

Творческим человеком быть классно! Я не представляю, как можно им не быть. В каждом из нас есть творческая жилка. Труднее быть чувствительным человеком. Актёры открывают свои души, но из-за этого мы утончаемся. В целом, актёры – отличные психологи. В нашей жизни очень многое ранит. Тяжело в этом плане, но я стараюсь держать этот баланс.

Если бы тебе предложили роли в фильмах, но для этого жить нужно непосредственно в Москве. Ты бы решилась переехать?

Не могу сказать, что определилась с местом, где хочу прожить всю свою жизнь. Нет ощущения, что это Питер. Я не знаю, что будет дальше. Москву я не так хорошо знаю, но для съёмок, для фильма – конечно да. Работа – это святое. Мне интересны многие места: Швеция, Финляндия. Кто знает, куда заведёт жизнь? В профессии актёра работа должна быть всегда. Если не в театре, в кино, то точно внутри себя. Ты всегда должен быть в творческом процессе.

В жизни актрисы, по-твоему мнению, есть место для бездействия и стабильности?

Бездействие? Нет, но нужно точно уметь выдыхать. Бездействие для меня – болезненно. Если нет работы, то я ухожу в семью, в дом. А вот стабильность – это важно. Я счастлива, что у меня есть театр: я к чему-то принадлежу. Должен быть человек, семья, опора.

Ты отлично знаешь французский язык. Куда бы ты направилась первым делом, очутившись в Париже?

Я просто бы пошла бродить по Парижу: куда глаза глядят. Просто хочу очутиться во Франции. Заходить в разные магазинчики, общаться с людьми. Может, я буду казаться чудачкой. Французский я изучаю со своей подругой по скайпу. Читаем, песни поем. В общем, я в процессе.

Ты состоишь в актерском агентстве «НЕКСТУДИО». Расскажи, как работают визитки актёров? Их отправляют непосредственно на пробы?

Состою там не очень долго. У меня есть агент, с которым я на связи. То есть я не знаю, как точно происходит её работа. Она всем рулит: у неё чаты, связи с режиссёрами. Мне пишут уже непосредственно о том, на какие пробы мне нужно сходить или записать, к примеру, самопробы.

Какую роль ты играла в фильме «Великолепная пятёрка-2»? Каково это было?

Играла я там Диану, по-моему. Роли мы с Машей играли эпизодические. Быстро, весело. Вот в короткометражках «Грачи прилетели», «Самоволка» я действительно работала и с камерой, и операторами, и с режиссёрами. К сожалению, их пока нет в общем доступе. РГИСИ не учит нас, как работать с камерой, а это совсем другое.

Фото: из личного архива (съёмки короткометражки «Грачи Прилетели»)
Ты поешь в группе «GaryGaryDasha». Как создалась эта музыкальная группа? Кто поет вместе с тобой?

Это мой одногруппник Гарри и у нас пока одна песня. Мы с ним вместе играем в «Обыкновенных чудиках». Очень музыкальный человек. Он всегда что-то сочинял, а я подсаживалась и что-то мурлыкала. Как-то он услышал песню Леонида Утёсова «Ленинградские мосты» и сочинил свою музыку к ней. После этого мы решили, что пора создать и группу.

На каких спектаклях тебя можно наблюдать после пандемии?

«Обыкновенные чудики», «Идиот», «Прошлым летом в Чулимске», «Метро», «В день свадьбы», «Гамлет».

Что должен уметь каждый, без исключения, актёр?

Должен уметь всё. Иметь умное тело, голос. Он должен много знать. Быть человеком! Сцена – это увеличительное стекло. С неё все видно. Актёр должен быть личностью.

Дай 3 совета начинающим актёрам?
  • Надо всем интересоваться: людьми, жизнью, многое видеть, петь, танцевать, рисовать, фотографировать, слушать классику, джаз, рок.
  • Быть готовым к трудностям. Профессия – это будни. А в нашей профессии труд душевный, он очень непростой.
  • И терпение! Наша профессия – бег на длинную дистанцию. Иногда надо уметь ждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *