19.04.2024

Необычная битва за замок Иттер

В конце войны, 5 мая 1945 года произошла «самая необычная битва Второй мировой»

История полна как рядовых событий, так и крайне занимательных эпизодов. Какие-то из них на слуху, а другие почти никому не известны. И есть, конечно, ещё такие, о которых иногда вспоминают, но только интересующиеся люди. Хотя рассказ может быть крайне интересным даже тем, кто историю не очень-то и любит. И сегодня у нас есть для вас такая история — история битвы за замок Иттер.

Замок Иттер. Красивое и вполне функциональное укрепление в западной Австрии.
Источник: LiveJournal

«Самая необычная битва Второй Мировой» — так нередко называют это сражение. Бесспорно, такое название звучит как вызов: что в ней такого особенного, чтобы она была «самой необычной», хочется сразу спросить? Как минимум то, кто с кем в ней сражался.

Но раз мы хотим рассказать не просто исторический факт, а увлекательную историю, давайте сначала дадим подобающую подводку. Сценой  для нашей истории послужат по-настоящему живописные места. Итак, западная Австрия, Тироль — сказочные горные вершины и зелёные альпийские луга, старинные города и древние крепости. Именно на одну из таких твердынь прошлого — замок Иттер — мы и обратим своё внимание.

Тироль — удивительно красивое место. Даже представить сложно, что и здесь когда-то шли бои.
Источник: сайт LiveInternet (по ссылке можно увидеть ещё больше фотографий)

Лирика и сказочные образы немного потускнеют, когда мы перейдём ко времени событий: начало мая 1945 года. Последние дни Третьего Рейха. Красная Армия идёт с востока, Союзные войска наступают с запада и юга, в том числе и в Австрии. Немецкие солдаты продолжают сопротивление, но всё чаще отступают или сдаются.

Этот улыбчивый человек — майор Йозеф «Зепп» Гангль
Источник: сайт flickr

Четвёртое мая. Окрестности Иттера. На сцене появляется первый из героев сегодняшней истории, майор Йозеф «Зепп» Гангль. По имени не сложно догадаться — майор немец. Действительно, Гангль — офицер Вермахта, но тогда это перестало быть для него главным. Он едет из замка, чтобы встретиться с американскими войсками. Но его цель — не сдаться врагу. Он хочет попросить их о помощи.

В замке Иттер была тюрьма для высокопоставленных французских заключённых. Там держали нескольких премьер-министров, главнокомандующих, звёзд спорта, а также несколько женщин из числа их жён и любовниц. Кроме того, в тюрьме находилась и сестра Де Голля — французского генерала, командовавшего войсками, не сдавшимися после захвата Франции и, в последствии, ставшего президентом Франции.

Узнав о приближение американских войск, охрана тюрьмы бросила свои посты и разбежалась, оставив заключённых. Небольшое количество немецких солдат под командованием Гангля осталась и объединилась с освобождёнными пленниками. Совместными усилиями они составили письмо с просьбой о помощи на английском, и майор, взяв автомобиль, отправился на встречу с американцами. Это был рискованный шаг — ведь никто не мог гарантировать, что американцы не будут действовать по известному правилу: «сначала стреляй, потом спрашивай».

И вот, в городке под названием Куфштайн, расположенном недалеко от замка, майор выходит на тех, кого искал. Разведгруппа из нескольких танков 12-й дивизии США уже в городе. К ним-то и обращается Гангль со своим посланием. К счастью, он говорит по-английски.

Капитан Джон «Джек» Ли, сегодня без сигары
Источник: сайт History Collection

Его отводят к командиру группы — капитану Джону «Джеку» Ли-младшему. Капитан Ли, второй герой нашей истории, настоящий американский командир: молодой, наглый и сообразительный. Он курит сигары и умеет быть героем, когда это требуется. Поняв, что от него хочет немецкий офицер, он тут же связывается с командованием и получает разрешение действовать по своему усмотрению. Ли решает, что пленным нужно помочь.

Тут могут возникнуть некоторые вопросы: неужели освободившиеся пленные, да ещё и договорившиеся с солдатами Гангля, не могли сами спастись? И почему вообще немцы пошли на такой странный шаг? Ведь если им надоело воевать, если они уже не верили в победу, разве не могли они просто уйти и затеряться на местности или сразу же сдаться?

Дело в том, что не смотря на решение майора Гангля и его людей, в окрестностях ещё была другая, очень серьёзная угроза. Угроза не только для пленников и солдат, но и для простых мирных граждан. И имя этому дракону, с которым предстояло сразится нашим героям — 17-ая мотопехотная дивизия СС «Гёц фон Берлихинген».

Эмблема дивизии «Гёц фон Берлихинген»
Источник: Wikimedia

Именно из-за солдат СС Гангль изначально остался на этих позициях. Среди австрийцев были те, кто был рад союзным войскам и считал, что наконец-то пришло время освобождение для Австрии. Они вывешивали в окнах красно-белый австрийский флаг, чтобы показать, что они за свободную от нацистов Австрию. У СС был приказ расстреливать всех мужчин, живших в таких домах, как предателей. И именно от таких расправ майор изначально надеялся защитить местных. А узнав о высокопоставленных пленных, он понял, что ССовцы обязательно постараются избавиться и от них.

Стоит, пожалуй, объяснить, как могло произойти, что офицер немецкой армии пошёл против своих же, на первый взгляд, сослуживцев. Дело в том, что немецкая армия — Вермахт — и вафен-СС, были совсем не одним и тем же. По сути, это были две разные армии, подчинявшиеся разным командованиям и выполняющие, подчас, совершенно разные задачи. Две параллельные и независимые структуры. ССовцы были фанатиками, преданными не Германии и немецкому народу, а нескольким нацистским лидерам лично. Именно из-за их фанатизма и возникла такая ситуация: многие были готовы умереть, но до последнего выполнять чудовищные приказы своих командиров.

Но вернёмся к нашим героям. Пока мы выясняли, что послужило причиной такого положения вещей, Гангль и Ли, взяв с собой пару солдат, едут мимо блокпостов в замок. Капитан Ли желает сам всё проверить и разведать прежде, чем отправлять своих солдат. А вдруг это ловушка? Немцы всё ещё его враги, а теперь он едет с ними в одной машине. Обстановка напряжённая.

На подъезде к замку случается ещё одна встреча. Майор Гангль представляет Ли Курта-Зигфрида Шрадера, гауптштурмфюрера СС. Это встреча не радует капитана и лишь усиливает его беспокойство. Но Шрадер объясняет, что именно он сейчас отвечает за пленных и хотел бы «официально передать» их в руки американцев, ведь предыдущий начальник тюрьмы сбежал. Сам гауптштурмфюрер освобождён от службы — для него война закончилась уже давно, из-за ранения. Во время лечения в замке он и познакомился с пленными.

Немцы говорят правду: французы в порядке и ждут, когда же за ними прибудет почётный эскорт. Оставшиеся солдаты не беспокоят их. Значит, Ли тоже может быть спокоен. С этой мыслью они с Ганглем отправляются назад за подкреплением. В это время бывший офицер СС перевозит в замок жену с детьми — он боится оставлять их в городе.

К вечеру капитан и майор возвращаются в замок. Подкрепление не впечатляет высокопоставленных пленных: один танк «Шерман» и около двух десятков солдат. Американцы и немцы, все под командованием капитана Ли. Мог ли кто-то из них ещё утром подумать о таком?

Примерно такой М4 «Шерман» был и у капитана Ли
Источник: Виртуальная энциклопедия бронетехники

Наверное, вам интересно, почему Ли привёл так мало сил. Он собирался взять куда больше бойцов из авангарда дивизии, но только этот небольшой отряд пехоты и его собственный танк по прозвищу «Besotten Jenny» смогли добраться до замка из-за хлипкого моста на пути. Ещё несколько машин остались прикрывать путь в случае отхода. Таким образом, гарнизон замка стал насчитывать 36 человек и 1 танк, который установили у главных ворот.

Помимо немцев и американцев в замок прибыл и товарищ Йозефа Гангля — член местного австрийского сопротивления Руперт Хаглайтнер. Гангль уже некоторое время поддерживал связь с австрийским сопротивлением, стараясь содействовать им, и теперь попросил Хаглайтнера помочь защитить пленных. Хотя большая часть австрийцев и была на стороне Германии, как мы уже говорили, были и те, кто желал видеть Австрию свободной. Самые смелые уходили в сопротивление.

Уже совсем темнеет, Ли и Гангль, а вместе с ними и Шрадер решают, как распорядиться немногочисленными бойцами. Дозорные заняли посты, и у остальных появляется шанс немного отдохнуть. Может, Ли и его парни всё ещё не слишком уверенно чувствуют себя бок о бок с немцами, но если бы они хотели напасть, то могли бы сделать это и раньше. Сейчас же все должны отдохнуть, ведь неизвестно, что ждёт их впереди.

Наши герои были разбужены звуками стрельбы. На замок напали — ССовцы уже здесь. Их много. С ними нет танков, но есть тяжёлая зенитная артиллерия. К счастью, Ли и Гангль расположили бойцов так, что снаружи замка нельзя было понять, сколько внутри людей. А сам замок расположен на скале, к которой можно подойти лишь по узкому мосту. Что ж, хотя бы здесь им повезло!

Ли связывается с командованием и сообщает, что подкреплению лучше бы поторопиться. И хотя пока что враги осторожничают и не лезут на рожон, неизвестно, как долго удастся скрывать, что в замке менее 40 человек и лишь один танк. Кроме того, боеприпасы тоже не бесконечны. Так что побыстрее, если хотите спасти пленных и нас за компанию!

Подобные орудия 8.8 cm Flak использовались атакующими
Источник: сайт Pinterest

В замке не знали, какие точно силы им противостоят, они могли лишь догадываться, что врагов гораздо больше. На самом же деле, защитникам замка противостояло 150-200 человек, то есть целая рота СС. Кроме того, у них были четыре 88-мм пушки — грозные и мощные. Именно эти  пушки были самым эффективным оружием немцев против тяжёлых союзных и советских танков в начале войны. Но и до самого конца войны мало было таких танков, которые могли выдержать прямое попадание этого орудия. Американский «Шерман» тоже не мог.

Бой продолжается уже много часов. Танк мешает неприятелю пробиться сквозь ворота, но из-за повреждений его радиостанция вышла из строя. Капитан Ли больше не может передавать сведения командованию. Если они пришлют слишком мало сил, то войска СС могут разбить и их. Радист пытается восстановить рацию, чтобы возобновить связь.

Но и штурмующие не сидят сложа руки. Поняв, что у защитников нет тяжёлого вооружения, а танк повреждён, они выдвигают орудия вперёд и начинают обстреливать замок прямой наводкой. Один из снарядов попадает в танк. Радисту удаётся выбраться, но «Besotten Jenny» вскоре оказывается уничтоженным.

Теперь, когда танка больше нет, а боеприпасы начинают подходит к концу, положение становится совсем серьёзным. Все, кто может сражаться — здесь: немцы, американцы, австрийцы и даже французские военнопленные взялись за оружие, чтобы помочь. Да, они не лучшие бойцы, но сейчас важна каждая винтовка.

Жан Боротра в более привычной для него обстановке
Источник: сайт Portraits de Sportifs

Защитники сдают рубеж за рубежом. Если ничего не предпринять, то скоро СС начнут последний штурм цитадели. И один из пленников, звезда тенниса Жан Боротра, вызывается добровольцем. Он может переодеться крестьянином и прошмыгнуть мимо врагов. Если выйдет, он передаст сведения американским войскам и покажет им дорогу. Это очень опасно, ведь если его раскусят, то убьют на месте. С другой стороны, все в замке погибнут, если помощь не придёт. Боротра спускается со стены и отправляется за помощью.

Почему отправили бывшего пленника, а не кого-нибудь из американцев, к примеру? В замке нужны были все бойцы, а Боротра был теннисистом, что не так полезно в бою. Кроме того, он был известным человеком и был шанс, что американцы его узнают. Так оно и случилось — его узнал журналист, бывший вместе с американскими войсками. А не было ли риска, что его узнают ССовцы? Ну, если бы они столкнулись лицом к лицу, нацисты убили бы его в любом случае, так что это было бы уже не важно.

Патроны вот-вот закончатся. Кое-кто ранен. Защитники отошли на последнюю линию обороны. Войска СС, будто стая адских псов, готовы вцепиться им в глотку. Громкий взрыв и треск привлекает внимание всех в крепости: ворота подорваны выстрелом из гранатомёта. Это конец? Нет, пока ещё остаётся хоть немного боеприпасов! Помощь уже близко, это точно!

И действительно, до сражающихся начинает доносится долгожданный шум. Лязг гусениц и рокот двигателей. С вершины башни защитники видят, как к крепости приближаются американские танки. Понёсшие потери и истратившие почти все боеприпасы, ССовцы понимают, что ещё немного, и они окажутся между молотом и наковальней. Оставив крепость, они спешно отступают.

Вскоре, американские войска входят в замок. Кавалерия прибыла, кого спасать? Уставшие и израненные защитники отвечают просто: почему так долго? Вместе с американцами возвращается и Боротра. Ему выдали винтовку и форму, потому что он тоже решил помогать.

Наиболее знаменитое фото, оставшееся после этих удивительных событий. Сражавшиеся вместе немецкие и американские солдаты после боя
Источник: сайт Pinterest

Что же наши герои? Кажется, мы немного забыли о них в ходе боя. Действительно, в такой суматохе не сложно и забыть. Удивительно, но защитники замка отделались небольшими потерями. Несколько раненных и один убитый. Но по злому закону жанра, этим погибшим оказался майор Йозеф Гангль.

Решительность и мужество высокопоставленных пленных, не побоявшихся взяться за оружие, достойно уважения. Но как ни крути, солдаты знают, как вести бой, а гражданские — нет. Бывший примьер-министр Поль Рейно в бою оказался на очень опасной позиции. Поняв это, Гангль попытался увести его в безопасное место. И тут же его настиг выстрел снайпера. Рейно, как и другие, выжил.

Злая ирония состоит в том, что когда он был у власти, он был решительным противником Германии. С политической точки зрения он оказался прав. Но вышло так, что сам он выжил благодаря жертве немецкого офицера.

Для остальных эта история закончилась счастливо. Бойцы выжили, раненные были спасены. Французов эвакуировали, и  многие из них после войны снова стали работать на благо своей страны.

Также они написали коллективное письмо, заверив его своими подписями и прислали его гауптштурмфюреру Курту-Зигфриду Шрадеру. В письме они выражали ему признательность за то, что он решился взять на себя ответственность и помог защитить пленных. Благодаря этому письму после войны Шрадер был освобождён спустя всего два года — совсем немного для бывшего офицера СС.

Такую награду получил капитан Ли
Источник: форумы SU

Капитана Джона Ли наградили крестом «За выдающиеся заслуги» — второй по старшинству военной наградой США. Этот крест был признанием особых заслуг и выдающегося героизма. Он всё так же уверенно довоевал последние дни Второй мировой, после чего прожил ещё достаточно долгую жизнь.

Боец сопротивления Руперт Хаглайтнер после войны ушёл в местное управление и даже был мэром Вёргеля. Сейчас в городе есть улица его имени — Руперт Хаглайтнер-штрассе.

Жертва Йозефа Гангля также не была забыта. Его чтят как национального героя Австрии и в его честь также была названа улица — Йозеф Гангль-штрассе.

Так сложились судьбы героев этой удивительной истории. Так закончилась битва за замок Иттер. Она, действительно, очень необычная, не так ли? Американский капитан, майор Вермахта и их люди, вместе, плечом к плечу защищают средневековый замок от штурмующих их нацистских фанатиков, желающих расправится с французскими военнопленными. Он держатся до последнего, один из героев гибнет от коварной пули, а всех остальных спасает прибывшая в последний момент подмога.

Может, что-то в этой истории и было выдумано потом. Но не нами, поверьте. Это настоящее историческое событие. Как бы оно не было похоже на сценарий к голливудский фильму. Который, к слову, почему-то до сих пор не сняли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *