19.04.2024

Бисмарк: почему все так боялись немецкого линкора Второй мировой войны?

Названный в честь «Железного канцлера», который руководил объединением Германии в 1871 году, линкор «Бисмарк» должен был стать национальной иконой, но у него была короткая жизнь в море. Рассказываем девять малоизвестных фактов о корабле и его единственной миссии.

 автор: deviantart.com

Спущенный на воду в День святого Валентина 1939 года на верфи Blohm & Voss в Гамбурге, линкор «Бисмарк» вызвал восхищение у многих, кто смотрел, как он спускается по стапелю.

Мощный символ возрождения Германии из пепла Первой мировой войны. Это было устрашающее сочетание размеров, скорости и огневой мощи. Номинально «Бисмарк» должен был весить 35 000 тонн, чтобы соответствовать условиям Вашингтонского военно-морского договора [который устанавливал ограничения на размер линкоров]. Этот договор утратил силу, позволив военно-морским архитекторам крупных морских держав добавить еще 5000 тонн. Однако затем немцы тайно продвинули его еще дальше. Приблизительное водоизмещение «Бисмарка» при полной загрузке составляло 50 933 тонны – факт, который союзники обнаружили только после того, как они приобрели секретные военно-морские документы Германии после Второй мировой войны.

Имея максимальную скорость 29 узлов, «Бисмарк» и его сестринское судно «Тирпиц», спущенное на воду в апреле 1939 года, были быстрее, чем любой королевский флот, отправленный на войну. Его восемь 38-сантиметровых главных орудий были большего калибра, чем у новых британских линкоров класса «Король Георг V». Хоть у Британии были корабли с большими пушками, они уступали Бисмарку по скорости.

Кригсмарине (Военно-морской флот Германии) боялся сказать Гитлеру, что Бисмарк пошел на войну

Несмотря на всю мощь Бисмарка, высшее руководство кригсмарине все еще боялось Королевского флота. Поэтому они не предупредили Адольфа Гитлера о развертывании Бисмарка. Они знали, что фюрера беспокоит унижение, с которым столкнется Германия, если потеряет корабль, названный в честь ее первого канцлера Отто фон Бисмарка.

Когда начальник кригсмарине гранд-адмирал Эрих Редер наконец признался, что отправил «Бисмарк», Гитлер спросил, можно ли отозвать линкор и его спутник – тяжелый крейсер «Принц Ойген». Он особенно беспокоился о том, что британские авианосцы смогут искалечить «Бисмарк» и оставить на милость вражеских линкоров.

Бисмарк чуть не потопил второй корабль Королевского флота во время своей вылазки

Для немцев прорыв в Атлантику стал хорошим началом. Во время столкновения в Датском проливе 24 мая «Бисмарку» удалось потопить гордость Королевского флота, HMS Hood, когда катастрофический взрыв разорвал старый линейный крейсер на части. Все, кроме трех членов экипажа из 1418 человек, погибли.

Новый линкор Королевского флота, HMS Prince of Wales, едва не постигла та же участь. «Бисмарк» попал в «Принца Уэльского» рядом с отсеками для боеприпасов. Однако в этот раз снаряд «Бисмарка» разорвался, но не взорвался. «Принц Уэльский» нанес три удара по «Бисмарку», один из которых пробил бак с мазутом. Заставив отказаться от планов «Бисмарка» атаковать – корабль был вынужден отправиться в порт для ремонта.

Бисмарк, возможно, сбежал бы, если бы не распущенные немецкие языки

В течение 31 часа после исчезновения Бисмарка, командиры военных кораблей Королевского флота хранили радиомолчание. В отличие от немцев, которые были теми еще болтунами.

Адмирал Гюнтер Лютьенс, находившийся на борту «Бисмарка» и командовавший миссией, часто докладывал о ходе работ в штаб-квартиру германского военно-морского флота. Это и стало огромной ошибкой. Хотя коды сигналов немецкой военно-морской Энигмы все еще было трудно взломать, передачи «Бисмарка» позволили британским станциям определить общее местоположение и курс линкора.

Связано это было с разведданными, полученными из других источников. Это позволило Оперативному разведывательному центру Адмиралтейства в Лондоне в конечном итоге подтвердить, что «Бисмарк» направлялся во французский порт на атлантическом побережье. Это была информация, имеющая решающее значение для поворота Королевского флота на юго-восток.

Экипажу Бисмарка была предложена «тайная вечеря» накануне их последнего сражения

После обнаружения Бисмарка «летающей лодкой» королевских ВВС «Каталина», а затем атаки бипланов «Меч – рыба» с авианосца HMS Ark Royal – торпеда повредила рулевое управление корабля и остановила его побег. Моральный дух экипажа «Бисмарка» был подорван. Офицеры впали в состояние глубокой депрессии. И капитан линкора сказал своим людям, что они могут взять из магазина все, что захотят, включая часы, сыр, сигареты и алкоголь.

Это оказалось плохой идеей в ночь перед битвой. Жест капитана поверг многих мужчин в отчаяние, для них это означало, что они плохо выполняли свою работу.

Единственная подводная лодка, которая достигла Бисмарка, не смогла помочь спасти его

В отсутствие легкодоступных линкоров Кригсмарине или линейных крейсеров, которые могли бы проплыть за горизонтом, любое спасение «Бисмарка» сводилось к тому, что подводным лодкам приказали отказаться от планов засады на британский флот.

Это была невыполнимая задача для медленных, крошечных подводных лодок, которые из-за штормового моря и угрозы нападения противника должны были ползти под водой на батарейном питании.

U-556 подошла ближе всех. Но у нее не осталось торпед, когда некоторые из преследователей «Бисмарка» появились в поле зрения ее перископа.

Гитлер был в ярости

Когда стало ясно, что Бисмарк находится во власти военно-морских сил Великобритании, Гитлер спросил, почему люфтваффе (военно-воздушные силы Германии) не могут причинить такую же боль британским линкорам.

Ему сказали, что единственный способ сделать это должным образом можно скоординированной атакой торпедоносцев-бомбардировщиков — а для этого нужно иметь авианосец в море. Немцы начали строить один из них, «Граф Цеппелин».

Некоторые члены экипажа «Бисмарка» пытались сдаться

Утром 27 мая произошло последнее сражение. Линкоры королевского флота HMS King George V и HMS Rodney, а также тяжелые крейсера HMS Dorsetshire и HMS Norfolk быстро вывели «Бисмарк» из строя. Сотни офицеров и солдат были убиты на немецком судне. Были свидетельства того, что некоторые люди на борту пытались сдаться. Они использовали семафорные флаги и световые сигналы, даже когда уцелевшие орудия Бисмарка продолжали стрелять.

Что касается фактического принятия капитуляции все еще непокорного врага, то это было бы трудоемким и сложным делом. Кроме того, у британских капитальных кораблей заканчивалось топливо. Они ожидали, что в любой момент из-за горизонта появятся сотни бомбардировщиков люфтваффе. Если бы Британия потеряла Родни или короля Георга V в результате воздушной атаки, удар был бы серьезным.

Бисмарка оказалось трудно потопить

Несмотря на то, что «Бисмарк» был полностью уничтожен как боевое судно, его было трудно потопить. Он был новым военным кораблем, но основанным на принципах проектирования времен Первой мировой войны.

Его бронированная цитадель закрывала помещения машинного отделения и склады боеприпасов. Но не другие жизненно важные области линкора.

Британские торпеды и снаряды медленно но верно уничтожали бы «Бисмарк», однако последний удар был нанесен собственным экипажем немецкого судна.

Королевский флот спас часть выжившего экипажа «Бисмарка»

Солдаты Королевского флота хотели потопить «Бисмарк». В какой-то степени это была месть за потерю «Худа» и бомбардировку блица Плимута весной 1941 года, в результате которой многие были ранены или убиты. Уничтожение символа нацистского режима в открытом море также было главной мотивацией. Но как только пушки замолчали, солдаты Королевского флота увидели, как немецкие моряки изо всех сил пытаются остаться в живых.

В конце концов 110 выживших Бисмарков были спасены дорсетширцами и маори, несмотря на штормовое море. HMS Dorsetshire должен был отступить, оставив сотни выживших в воде, после возможного обнаружения подводной лодки. Однако экипаж корабля сбросил поплавки за борт для тех, кто остался позади. Маори тоже пришлось покинуть место происшествия; поскольку у него заканчивалось топливо, были опасения, что он будет потоплен вражеской воздушной атакой.

После войны моряки с крейсера «Дорсетшир» и эсминца «Маори» – оба затонувших в 1942 году – наслаждались воссоединением в Великобритании и Германии с выжившими моряками «Бисмарка», которых они спасли. Бывшие враги создали крепкие узы дружбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *