19.04.2024

Новый Крис Офили

Белый потолок и белые стены, на каждой из которых располагается по одной картине. Серый пол, черные толстые рамы и, неожиданно, бежевые холсты. В галерее Дэвида Цвирнера в Нью-Йорке представлена выставка Afro Margin, состоящая из восьми карандашных рисунков художника Криса Офили, получившего премию Тернера.

Странной формы маленькие смерчи, которые легкими набросками растягиваются по холсту.  Изначальные овалы оказываются теперь черными камнями, которые накладываются друг на друга и создают некий Край. Вертикальную яркую, на фоне блеклых штрихов карандаша, линию, которая жестко перечеркивает все полотно. Не рамы картины, а именно она – физическая граница или возможное начало сюжета. Ведь именно от нее пучками, зигзагами и линиями расходится все остальное содержание произведения.

Что это? Выставка в несвойственной манере Криса Офили? Казалось бы, что художник, вызывающий споры из-за своих ярких фигуративных картин в экскрементах и блеске, создал некий отход от привычного стиля. Вспомним хотя бы его огромную (2,5 м в высоту) «Деву Марию», при создании которой Офили использовал слоновий навоз, чтобы слепить фигуры ангелов. Сейчас же, свои блистательные образы художник заменил на мрачную и, можно сказать, однотипную композицию. Без, на первый взгляд, структуры, без привычных зрителям его случаев из реальной жизни и без его необузданных фантазий.

Странное, довольно хитрое, решение еще больше путает посетителей. Всего восемь картин расположили так далеко друг от друга, что гости пуще прежнего убеждаются в лаконичности экспозиции. Но так ли это? Неужели художник все-таки решил попробовать себя в новом для него стиле простоты – минимализм?

Символизм в каждом штрихе

Конечно нет. Чем дольше всматриваешься в картины, тем больше замечаешь деталей и нюансов. Отдельно и одиноко висящие рисунки вдруг начинают превращаться в центон: в цепочку сюжетов, которые дополняют друг друга и которые плавно вытекают из одного в другое. Не зря каждая картина в названии пронумерована: «Afro Margin Three», «Afro Margin One». От самого светлого полотна, где художник легко и нежно прикасался к холсту, к самому темному, где он не жалел ни карандаша, ни насыщенности цвета.

Вопросы возникают и к отношению Криса Офили к пространству картины. То он старается заполнить его полностью, как например в Первом рисунке, то вдруг оставляет половину холста пустой – как в Седьмом. Влияет ли это на внутреннее отношение художника к картине на момент ее написания? Или же все-таки здесь спрятан иной, более глубокий смысл?

Каждый холст — не просто произведение искусства, а символизм. Разные по размеру камни или овалы – это затемненные крошечные «Афро-головы» художника. Мотив, который можно считать визитной карточкой работ Криса Офили. Он использует их, как линейные схемы, которые заполняют пространство бумаги, иногда смещаясь к краям, иногда паря около центра. Некоторые из них сложены в вертикальную яркую линию – колонну, которая предполагает видение художника готических башен и тотемов аборигенов. Эта работа – не такая яркая, но не менее символическая и таинственная – его культурная отсылка к расовым и гендерным вопросам.

Смыслы через разное восприятие

Нельзя не заметить мятежность первых четырех картин. Каждый элемент, кроме стойкой черной линии, беспорядочно рассыпается по холсту в хаотичных образах. Но к концу серии они все-таки выстраиваются в ровную, весьма понятную структуру. Очередной символ? Одна из нераскрытых тайн Криса Офили? Или же это обычный этап…развития?

Не просто любого развития, а именно личного прогресса художника в своем творчестве. Несмотря на кажущуюся простоту картин, Офили вложил в эти композиции куда больше своих талантов. Создать дерзкие и смелые картины, которые на очень большую вероятность могут вызывать различные эмоции, куда проще, чем использовать обычный карандаш и бумагу. Сложнее пытаться через эту монотонную, но резкую своими тонкими штрихами, добиться отклика у зрителей. Когда художник передает свои смыслы через разное восприятие, то на это стоит смотреть. Но, так или иначе, посещать мероприятие или нет — решать каждому. Но согласиться с тем, что эта выставка – одна из самых простых Криса Офили, нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *